Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:39, курсовая работа
Введение
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём
Введение……………………………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса…….5
1.2 Теория потребительского поведения…………………………………………………………….9
1.3 Методология анализа потребительского поведения…………………………………………..11
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………14
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
3.1 Поведение теоретического потребителя…………………………...…………………………16
3.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности………………………….…..……18
3.3 Поведение реального потребителя……………………………………………………….……..21
ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
4.1 Основные характерные черты современного потребительского рынка……………………..26
4.2 Потребительское поведение в современных условиях………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………………………......33
Список использованной литературы………………
И
все же пока в нашей стране наиболее
значимое воздействие на потребительское
поведение оказывает доход. А вышеописанное
исследование актуально пока только для
части потребителей. Причем далеко не
самой большой.
Как
рассказал "Эксперту Online" научный
руководитель Центра социальных исследований
и инноваций Евгений Гонтмахер, модель
потребительского поведения в России
существенно отличается от развитых и
даже восточно-европейских стран. "Все
определяется уровнем дохода населения".
В
России, по словам Гонтмахера, есть три
ярко выраженных модели потребления. Первой
модели привержены около 20-25% населения.
"Эта модель во многом соответствует
тому, что есть на Западе. Это наиболее
обеспеченные люди с доходом более 1000
долларов на человека в месяц. У них доля
расходов на продовольствие небольшая
- около 20%. Остальные расходы идут на образование,
здравоохранение, отдых. Вторая крайность
- это наиболее бедная часть населения.
Их также около 25%. Их потребительское
поведение не характерно для других стран.
Они живут в деревнях, маленьких городах,
часто обеспечивают себя огородом, случайными
заработками. Они не могут позволить себе
замену старого телевизора или холодильника
на новый. Потребительское поведение этой
категории можно назвать маргинализированным.
В развитых странах к этой категории относится
5-7% населения. У нас же в этой категории
половина - это работающие люди. Те, у кого
маленькая зарплата. На Западе - это асоциальные
люди: наркоманы, алкоголики и т. д. Учителя
там не могут попасть в эту долю", - объясняет
Гонтмахер.
Оставшаяся часть населения, или 50%, представляет
третью модель потребительского поведения,
сочетающую в себе черты обеих предыдущих.
По словам Гонтмахера, дальнейшая расстановка
сил будет зависеть от того, куда вырулит
именно эта часть потребителей. "Это
люди со средним доходом, у них нет сбережений,
доходов хватает только на текущее потребление.
У этих людей не хватает денег на ипотеку
или другие кредиты, т. е. качественное
улучшение жизни. В основном они покупают
дешевые продукты, а значит, некачественные",
- считает специалист.
Соглашается
с Гонтмахером и председатель
правления Конфедерации обществ потребителей
(КОНФОП) Дмитрий Янин. "В нашей стране
потребительская модель - это в значительной
степени вопрос доходов". К тому же те
проблемы, которые актуальны для Росси
сегодня, для США были актуальны лет 80
назад. "У нас брендинг имеет 15-летнюю
историю, а в США принято говорить, что
наш кофе покупали еще наши бабушки. Вряд
ли в России кто-то может сказать такое.
Более половины россиян выбирают товары
по цене", - говорит Янин.
Однако
влияние рекламы на российских потребителей,
по словам Янина, остается стабильно высоким.
"Критичное мышление у нас еще не выработалось.
Люди негативно к рекламе относятся, но
все равно ей подвержены. Бывает,
что проваливается та или иная рекламная
кампания, но это скорее исключение. Больше
рекламы - больше продаж. Пока действует
такое правило". По словам Гонтмахера,
реклама на россиян также имеет существенное
воздействие. "Например, нет отбоя от
желающих приобрести карточку с бонусами".
Но
все равно общим выводом
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Как уже было отмечено, большинство людей не склонны к риску, однако многие вкладывают сбережения в акции или другие активы, связанные с риском. Прежде чем ответить на вопрос, каким образом принимаются эти решения, надо определить ряд понятий.
Итак, активы - это средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденты, рента и т.д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т.д.).
Они подразделяются на:
· безрисковые - активы, дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны;
· рисковые - активы, доход по которым частично зависит от случая. Примером безрисковых активов являются государственные облигации, а рисковых - акции промышленных предприятий, банков и т.п.
Целью приобретения активов является получение дохода. Чтобы определить, какой из них выгоднее, надо сопоставить денежные поступления от них с их ценой. Таким образом, прибыль от актива представляет собой отношение общего объема денежных поступлений от актива к его цене. Например, облигация, цена которой составляет на данный момент 1000 ден. ед., приносит в данном году 100 ден. ед. поступлений, что означает, что она приносит 10% прибыли.
Вкладывая свои сбережения в акции, облигации и другие активы, люди рассчитывают на получение прибыли, которая превышает уровень инфляции. В этом случае, откладывая свое потребление, они смогут в будущем купить больше, чем в данный момент, расходуя весь свой доход. Следовательно, прибыль от активов должна быть определена в реальном (с поправкой на инфляцию) выражении. Реальная прибыль от актива представляет собой номинальную прибыль за вычетом инфляции. Например, если уровень инфляции составляет 5% в год, то реальная прибыль от облигации будет 5%.
Так
как большинство активов
Существует связь между ожидаемой прибылью и риском: чем выше прибыль на капиталовложения, тем выше риск. Следовательно, не склонный к риску вкладчик должен соизмерять ожидаемую прибыль с риском.
Рассмотрим
эту взаимосвязь более
Предположим, что у индивидуума есть желание вложить все свои сбережения в два актива:
· облигации государственного займа,
· акции банка.
В этом случае надо решить, какую часть сбережений вложить в каждый из них. Решение этой проблемы аналогично проблеме потребительского выбора при распределении бюджета на покупку потребительских товаров.
Пусть свободная от рисков прибыль по облигациям - Rf, а ожидаемая прибыль от акций - Rm, при этом действительная прибыль - rm. Во время принятия решения о капиталовложении известен ряд возможных результатов и вероятность каждого, но неизвестно, какой именно из этих результатов осуществится. У рисковых активов пусть будет более высокая прибыль, чем у безрисковых (Rm > Rf). Иначе не склонные к риску вкладчики приобретали бы только облигации, а акции вообще бы не приобретались.
Чтобы
ответить на вопрос, сколько денег
вкладчик вложит в каждый вид актива,
обозначим часть его
Rp = bRm + (l - b)Rf. (2)
Предположим, что облигации дают 6% дивидендов, акции - 8%, a b = 0,5. Toгда Rp = 7%.
Для определения степени риска следует вычислить дисперсию общей прибыли от набора активов. В нашем случае стандартное отклонение у = bуm, где у - стандартное отклонение прибыли от вклада в акции.
Однако наиболее важным является вопрос о том, каким образом вкладчик принимает решение относительно размера части b. Чтобы это сделать, надо показать, что он сталкивается с взаимозаменяемостью риска и прибыли при построении своей бюджетной линии.
Приведенное выше уравнение для всей ожидаемой прибыли можно переписать так:
Rp = Rf + b(Rm - Rf)
Данное уравнение является уравнением бюджетной линии, так как описывает взаимосвязь между риском и прибылью. Это уравнение прямой линии, из которой следует, что Rp возрастает по мере того, как стандартное отклонение этой прибыли уp увеличивается. В этом случае величина угла наклона бюджетной линии
Информация о работе Потребительский выбор: место и роль в экономике