Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:39, курсовая работа
Введение
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём
Введение……………………………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Основные предпосылки возникновения теории потребительского поведения и спроса…….5
1.2 Теория потребительского поведения…………………………………………………………….9
1.3 Методология анализа потребительского поведения…………………………………………..11
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………14
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
3.1 Поведение теоретического потребителя…………………………...…………………………16
3.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности………………………….…..……18
3.3 Поведение реального потребителя……………………………………………………….……..21
ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
4.1 Основные характерные черты современного потребительского рынка……………………..26
4.2 Потребительское поведение в современных условиях………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………………………......33
Список использованной литературы………………
называется ценой риска, так как она показывает, насколько возрастает риск вкладчика, который намерен получить дополнительную прибыль.
Если вкладчик не желает рисковать, он может вложить все свои средства в облигации (b = 0) и получить прибыль Rf. Чтобы получить более высокую ожидаемую прибыль, он должен пойти на некоторый риск. Например, вложить все средства в акции (b = 1) и заработать прибыль Rm, но при этом риск увеличится и стандартное отклонение составит уm. Или он может вложить свои средства по частям в различные виды активов, получить прибыль меньше Rm, но больше Rf и иметь риск меньше уm, но больше нуля. Это иллюстрируется с помощью рис. 4 , где показаны три кривые безразличия, каждая из которых дает сочетание размеров риска и прибыли, в равной степени удовлетворяющие вкладчика (кривые идут с наклоном вверх, так как риск нежелателен и его увеличение следует компенсировать повышением объема прибыли). Кривая U1 связана с максимальным удовлетворением вкладчика, a U3 - с минимальным. При одинаковом уровне риска ожидаемая прибыль на U1 больше, чем на U2 и U3.
Подобно потребителю, делающему выбор между двумя благами, вкладчик выбирает сочетание риска и прибыли в точке, где кривая безразличия U2 является касательной по отношению к бюджетной линии. В этом случае прибыль R* и стандартное отклонение у*.
Максимальный размер риска, на который решится вкладчик, чтобы заработать более высокую ожидаемую прибыль, зависит от его отношения к риску. У склонных к риску вкладчиков наблюдается тенденция к включению большей доли рисковых активов в портфель ценных бумаг.
Поэтому
обычно осуществляется диверсификация
портфеля в качестве метода, направленного
на снижение риска путем распределения
инвестиций между несколькими рискованными
активами.
Сравнивая два образа потребительских благ, которыми в своей повседневной жизни пользуется каждый реальный потребитель, то есть множества их конкретных и абстрактных видов, нетрудно обнаружить, что различия между ними весьма значительны.
Во-первых, множество конкретных видов благ чрезвычайно велико, и ни один реальный потребитель не в состоянии запомнить и оценить его полностью. Напротив, множество абстрактных видов благ крайне ограничено (в частности, согласно КИПЦ-ДХ, в него входит всего 11 наименований), и любой дееспособный потребитель, как правило, владеет полной информацией о его составе.
2001г. | 2002г. | 2003г. | ||
Потребительские расходы всего | 100 | 100 | 100 | |
в том числе по группировкам в соответствии с КИПЦ-ДХ | ||||
продукты питания | 45,8 | 41,7 | 37,7 | |
алкогольные напитки, табачные изделия | 3,6 | 3,2 | 3,2 | |
одежда и обувь | 13,6 | 13,4 | 12,6 | |
жилищно-коммунальные услуги, топливо | 7,1 | 8,7 | 10,5 | |
предметы домашнего обихода, бытовая техника, уход за домом | 6,1 | 6,6 | 7,3 | |
здравоохранение | 2,1 | 2,3 | 2,2 | |
транспорт | 7,7 | 9,3 | 9,2 | |
связь | 1,4 | 1,8 | 2,4 | |
организация отдыха и культурных мероприятий | 4,7 | 4,8 | 6,0 | |
образование | 1,2 | 1,5 | 1,3 | |
гостиницы, кафе и рестораны | 2,6 | 2,5 | 3,1 | |
другие товары и услуги | 4,1 | 4,1 | 4,5 | |
Таблица. Структура потребительских расходов домашних хозяиств в соответствии с КИПЦ-ДХ Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям.
Во-вторых, если с течением времени внутри множества конкретных видов потребительских благ происходят необратимые изменения (одни уходят, другие появляются), то набор абстрактных видов благ можно назвать «вечным»: любой из 11 указанных выше видов существовал во времена античной цивилизации, в эпоху средневековья, существует в настоящее время и, надеемся, будет существовать и впредь.
В-третьих, относительно друг друга они выступают как множества разных уровней: первое расшифровывает второе, второе представляет агрегированный вариант первого.
Последнее
различие подводит нас к пониманию
индивидуального
С одной стороны, очевидно, что реальный потребитель совмещает в себе две разные способности: умение ранжировать блага по их значимости и иерархическое мышление, оперирующее микро- и макрообразами потребительских благ. Можно предположить, что данный феномен как раз и позволяет реальному потребителю ориентироваться в их необъятном мире и осуществлять оптимальньrй выбор. Но, с другой стороны, современная фундаментальная теория до сих пор обращает внимание только на первую способность реального потребителя и игнорирует вторую, то есть его иерархическое мышление, создавая тем самым определенные трудности на пути своего развития.
В естественно-научной литературе весьма популярна гипотеза о том, что одним из важнейших условий эволюции сложных организмов является блочно-иерархическая организация их деятельности, позволяющая минимизировать время адаптации к внешним воздействиям.
В данном случае возникает аналогичный эффект. Рассмотрим пример.
Некий г-н Иванов, обладающий средним достатком, располагает информацией о 103 конкретных видов потребительских благ (что намного меньше реально существующего их числа), но вплоть до момента времени t систематически потребляет m таких благ. В момент t он принимает спонтанное решение расширить их состав до m + 1 за счет покупки телевизора нового поколения на жидких кристаллах. Сопоставив его цену со своим доходом (а также с накопленными сбережениями), г-н Иванов убеждается, что данное желание осуществимо, если в течение ближайших шести месяцев он частично ограничит свои текущие расходы на некоторые из m конкретных видов потребительских благ. Возникает классическая задача индивидуального выбора. Г-ну Иванову нужно определить, потребление каких именно конкретных видов благ он должен временно (на шесть месяцев) сократить, чтобы, с одной стороны, сэкономленных денег хватило на покупку телевизора, а с другой - чтобы потери потребительского эффекта (полезности) от ограничения потребления этих видов благ были минимальными.
Информация о работе Потребительский выбор: место и роль в экономике