Потребности человека,их виды и способы их удовлетворения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Содержание

Введение 2
Глава I. Основы потребностей. 2
1.1 Общая характеристика потребностей. 3
1.2 Закон возрастающих потребностей. 6
1.3 Виды личных потребностей и их классификация. 8
1.4 Теория потребности по Маслоу. 12
Глава II. Потребности общества и их удовлетворение. 14
2.1 Формирование и развитие общественных
потребностей 14
2.2 Производство и потребности общества. 18
Заключение. 21
Литература 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 99.22 Кб (Скачать документ)

 

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь/Принадлежность  к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности в безопасности: комфорт, постоянство  условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны  других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 

Существует  также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

(низший) Физиологические потребности: голод,  жажда, половое влечение и т.  д.

Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Потребность в принадлежности и любви.

Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

Познавательные  потребности: знать, уметь, исследовать.

Эстетические  потребности: гармония, порядок, красота.

(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться

 

 

 

    

ГЛАВА II Потребности общества и их удовлетворение.

 

Формирование  и развитие общественных потребностей

 

     Понятие   «формирование потребностей» населения в теории и практике

рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный  процесс их

развития, во-вторых, как определённый вид деятельности общества и

государства.

В первом значении оно характеризует объективный  процесс движения

потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором – выступает как

вид целенаправленного  воздействия общества и государства  на воспитание

гармонично  развитой личности.

При анализе  формирования потребностей как объективного процесса важно

правильно выявить определяющие его факторы.

Факторы формирования потребностей – условия  и обстоятельства, под влиянием

которых складываются и развиваются потребности населения.

Эти факторы  подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным  факторам относятся те, которые действуют  независимо от воли и

сознания  людей и являются внешними по отношению  к самому человеку как

носителю  или субъекту потребностей. К ним  относятся социально-экономические и

культурно-бытовые  условия жизни населения в  данной стране, от которых

непосредственно зависят степень развитости потребности  и возможности их

удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных

отношений, определяющий условия жизни населения; уровень общественного

производства  и научно-технического прогресса; интенсивность  его

проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия;

половозрастной  состав населения, численность семей, их состав и т. п.

Субъективные  факторы зависят от  самого индивида, психофизиологических

особенностей  личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его

наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они

формируются в определённой социальной среде, которая существенно на них

влияет.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются

определёнными закономерностями. Различают общие закономерности  формирования

и развития потребностей и специфические.

Общие закономерности формирования потребностей присущи  любому общественному

строю и  проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например

рост  общих размеров потребностей, качественное их возвышение и

совершенствования.

Специфические характеризуют отдельные стороны  развития личных потребностей, в

том числе  те, которые присущи определенным общественно-экономическим

формациям.

Средства  формирования потребностей рычаги с помощью которых государство и

общество  целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К

ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные

мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном

товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя

предполагает  знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений. Специфика

современного  спроса такова, что экономически не выгодно выпускать товар,

рассчитанный  на универсальный уровень требований. Целесообразно создание

таких изделий, которые отвечали бы специфическим  требованиям определенного

контингента потребителей в зависимости от демографических  характеристик,

условий проживания, климатических и бытовых  особенностей. Например нет смысла

строить салон модной одежды в городских  трущобах, или продавать кондиционеры

на Калыме или на Аляске.

Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к

изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий

потребителей  на основе так называемой сегментации рынка, которая

рассматривает рынок не как однородную массу, а  как сумму сегментов

(секторов), в каждом из которых проявляется  особый характер спроса.

Сегментация рынка предполагает проведение работ  по типологии потребителей, т.

е. выявлению  важнейших типов потребителей и  их специфических требований в

зависимости от демографических, социально-экономических, психологических и

других  различий. Например, исследования в  области формирования спроса

населения на одежду свидетельствует о наличии  двух основных возрастных групп,

предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая группа –

молодёжная – предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам,

внешнему  виду предметов одежды, ее соответствию моде и т. п. Вторая группа

люди  старших возрастов – предпочтение отдаёт удобству одежды, применяемым

материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина,

возрасте, поле и внешним данным  продавца. То есть необходимо просчитать все

исходя  из потребностей той части общества с которой имеет дело магазин, салон

или отрасль.

Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами. Они

передаются  из поколения в поколение и  укореняются в подсознании членов

общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное

устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и

обычаи. Все это относится к неценовым  факторам изменения спроса.

Уже не раз  я применял слово «спрос» вместо слова «потребности». Близость этих

понятий очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит

стадию  расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет

возрастать. Но понятие «потребность» гораздо  шире и разнообразнее.

     Методы формирования потребностей  – конкретные способы использования

отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности

населения.

Различают экономические, социально-психологические  и организационные средства

и методы формирования потребностей.

К экономическим  средствам формирования потребностей относятся  те, которые

связанны  с хозяйственной деятельностью  общества, отдельных предприятий  и

отраслей, а так же индивидов как носителей  потребностей. Основным из этих

средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к

жизни и  формирует потребности в них; прогрессивные изменения так  называемой

инфраструктуры  потребления (например газификация и электрификация быта,

развитие  автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения

которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это

влияет  как на самих потребителей, так  и на их образ жизни в целом.

К социально-психологическим  средствам формирования потребностей относятся те,

с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью

этих  средств можно стимулировать  развитие одних потребностей, ограничивать

социально-бесперспективные, нерациональные потребности .

Это в  основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью,

радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью,

торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения  образования и т. д.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним

относятся выставки-продажи, различного рода просмотры  товаров, выставки

товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-

психологическими.

Существуют  множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым

людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо

подробно  изучить объективные факторы  формирования потребностей этого

общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочётов.

 

Производство  и потребности общества.

 

     Категория деятельности выражает собой качественно специфический тип активности

живых систем, характеризующийся прежде всего таким признаком, как

продуктивность, она носит продуктивный характер. В этом её специфика и коренное

отличие от живых систем биологического уровня. «Существенное отличие

человеческого общества от общества животных состоит  в том, - писал Ф. Энгельс,

- что  животное в лучшем случае собирают, тогда как люди производят

. Уже  одно это – единственное, но  фундаментальное – различие делает  невозможным

перенесение, без соответствующих оговорок, законов  животных обществ на

человеческое  общество».

Деятельность  человека, как и активность живого существа, предметна, т. е. и

активность  и деятельность направлены на овладение  предметом потребности. Но

если  в первом случае предмет потребности  – природная вещь в ее, так сказать,

природно-готовом, естественном виде, то во втором случае предмет потребности –

продукт, произведенный человеком из вещества природы и по законам природы. Для

удовлетворения  своих потребностей человек трудится и тем самым, отмечал К.

Маркс, он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой  и

природой, т. е. приводя в движение свои естественные силы (руки, ноги, голову,

пальцы), человек оказывается способным  присвоить вещество природы в  форме,

пригодной для его собственной жизни.

Такое изменение  характера человеческой активности ведет к тому, что

удовлетворение  потребностей происходит непосредственно, т. е. деятельность

человека  направлена не на непосредственное овладение  предметом потребности (как

это имеет  место у животных), а ан овладение  средством труда, с помощью которого

в последующей  деятельности природный предмет (предмет  труда) преобразуется,

приспосабливается к потребностям, становясь продуктом  труда. Это изменение

характера связующего звена – замена биологической  активности преобразовательной

деятельностью – и определяет качественно новое  соотношение между существенно

важными факторами воспроизводства человека – его деятельностью, ее результатами

и потребностями.

Удовлетворение  потребностей зависит не просто от наличия в природной среде

тех или  иных предметов, способных стать  предметом потребностей, а главным

образом – от характера и уровня развития труда, то есть практической

преобразовательной  деятельности способной преобразовать  предмет в продукт

труда для  удовлетворения потребностей.

При анализе  категории деятельности  мы отмечали, что человеческая

деятельность  направлена на удовлетворение потребностей людей, что система

деятельности  общества в конечном счете служит удовлетворению  системы

социальных  потребностей.

Прежде  всего еще раз отметим, что природа человеческих потребностей, характер

их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом

пристального  внимания как обществоведов –  философов, социологов, экономистов,

психологов  – всех, кто исследует многообразные  общественные явления, так и

ряда  представителей естественных наук –  тех из них, которые изучают объекты

Информация о работе Потребности человека,их виды и способы их удовлетворения