Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа
Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.
Введение 2
Глава I. Основы потребностей. 2
1.1 Общая характеристика потребностей. 3
1.2 Закон возрастающих потребностей. 6
1.3 Виды личных потребностей и их классификация. 8
1.4 Теория потребности по Маслоу. 12
Глава II. Потребности общества и их удовлетворение. 14
2.1 Формирование и развитие общественных
потребностей 14
2.2 Производство и потребности общества. 18
Заключение. 21
Литература 23
живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и
самовоспроизводства.
Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах
обуславливает возможность и необходимость все более глубокого и всестороннего
исследования этих детерминант человеческой деятельности
Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формирования потребностей
общества
обуславливается его
основном законе функционирования общества, требующем непосредственной
подчиненности всей системы деятельности общества его действительным,
общественно-необходимым потребностям.
Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в ряде
наук – биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии –
позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке
проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных
направлениях. Это:
А) исследование методологических и социологических аспектов взаимосвязи
системы потребностей и системы деятельности общества;
Б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека, рассмотрение
взаимосвязи
категории потребности с
В) конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей
между разного рода и вида потребностями человека и соответствующими видами
деятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических
и эстетических потребностей социальных субъектов.
Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет
«повышенный спрос» на разработку методологического аспекта этой проблемы, на
анализ её а рамках общесоциологической теории, как категории исторического
материализма, понятийное содержание которой и могло бы служить
методологической основой конкретных или частно-научных исследований. Мы и
остановимся прежде всего на этом аспекте проблемы потребности, рассмотрев
предварительно в самом общем сущностном плане состояние исследований этой
проблемы в некоторых фундаментальных науках, поскольку, с одной стороны они
дают определенный материал для обобщения, а с другой – в них «просвечивает» в
той или иной мере методологическая позиция.
В современных
биологических и
живого организма рассматриваются как объективное явление, как нужда, как
недостаток
тех или иных элементов, жизненно
необходимых для
развития живого организма. Последний рассматривается как саморегулирующаяся
система, которая сохраняется в своем качестве лишь при непрерывного
поступления в него, усвоения им определенных элементов материи и при
обеспечении объективно необходимых требований организма, чтобы, говоря
словами профессора Н. А. Бернштейна, организм, как определенная устойчивая
организация
сохранила «свою системную
Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на устойчивости,
стабильности функционирования данной биологической системы, обуславливает
возникновение и характер требований запросов данной системы и способов их
удовлетворения, т. е. возникновение специфических потребностей.
Необходимо определить сущность потребностей на «физиологическом уровне»,
иначе понимание этого сложного вопроса будет лишь поверхностным. П. В.
Симонов – один из активных исследователей в этой области – пишет:
«Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с
первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в
интромедиарном обмене (цикле трикарбоновых кислот) представляет начальное
звено голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевого
баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической)
области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней части
глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные окончания, что
приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к
возбуждению половых органов, к повышению чувствительности специализированных
(эрогенных)
рецепторных зон. Так
полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в
возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы».
Следовательно, возникновение потребностей при индивидуальном и видовом
развитии живого организма связывается с его функционированием, со всем
комплексом
процессов его
объективной сущностью организма, сформированной в процессе эволюции, и
выражают внутреннюю необходимость изменения таких состояний организма,
удовлетворение которых объективно неизбежно для нормальной жизнедеятельности
последнего.
Биологические потребности
непрерывно идущих в организме естественных процессов самообновления и
самовоспроизводства, а потому они и рассматриваются как объективный
детерминирующий фактор биологической активности.
Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не
собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются
способы производства, и формируются его высшие потребности.
Закон взаимосвязи производства и потребностей общества
Проанализировав деятельность и потребности как социологическую категорию,
следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи этих двух понятий.
Заключение
Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом
обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего
удовлетворения. Этот казалось бы простой тезис приобретают серьезную окраску
если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в
любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете
является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами
внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В
основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они
характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является
движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется
всегда больше чем он достиг.
Любая личная потребность имеет общественный характер, поэтому личные
потребности по-другому называются потребности населения.
Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом товаре.
Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из граней
потребностей населения.
Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым
людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо
подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого
общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.
Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не
собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются
способы производства, и формируются его высшие потребности.
Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества – коренной
источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она
является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То
есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое
общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии
регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы
деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей
совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых,
объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе
деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или
иного общества – это удовлетворение его потребностей.
Потребности общества генетически и исторически – первопричина человеческой
деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности.
Деятельность это способ существования общества. Так же как и движение это
способ существования материи например. Каждый из нас подчиняется закону
потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят
настоящее и будущее. Потребности создали и историю. Это звучит слишком резко,
но это истина. Чтобы понять это достаточно задуматься о причинах своих
действий, я уже не говорю о первичных потребностях, я имею ввиду высшие
потребности, потому что богатый предприниматель оказывается может жить и на
миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает все большие суммы
денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являются потребности,
которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень – азарт, гонка,
как в спорте.
Создается впечатление, что абсолютно все зависит от наших потребностей. Это
так. Человек эволюционировал и стал «хозяином мира» благодаря своим потребностям.
Литература
1. Баранова Л. Я., А. И. Левин, «Потребности. Доходы. Потребление».
Москва: «ЭКОНОМИКА», 1988.
2. Ермишин П. Г. «Основы экономической теории». Курс лекций.
http://www.referat.ru/up/08/.
3. Камаев В. Д., «Экономическая теория». Москва: «ВЛАДОС», 1999.
4. Маргулис А. В., «Диалектика деятельности и потребностей общества».
Белгород. 1972.
5. Мотивация и личность: Абрахам Маслоу — Санкт-Петербург, Питер, 2008
6. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 1990.
7. Менгер К. Основания политической экономии. Одесса 1903.
8. Руткевич М.Н., «Общественные потребности, система образования».
Москва, 1981.
9. Соловьев Б. А. «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 1982.
10. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999.
Информация о работе Потребности человека,их виды и способы их удовлетворения