Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа
Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.
Введение 2
Глава I. Основы потребностей. 2
1.1 Общая характеристика потребностей. 3
1.2 Закон возрастающих потребностей. 6
1.3 Виды личных потребностей и их классификация. 8
1.4 Теория потребности по Маслоу. 12
Глава II. Потребности общества и их удовлетворение. 14
2.1 Формирование и развитие общественных
потребностей 14
2.2 Производство и потребности общества. 18
Заключение. 21
Литература 23
полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей,
ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах;
равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с
этим
сглаживание социально-
потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным
ориентирам потребления.
Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в
процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её
интенсивное развитие, стабилизация и угасание.
Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах.
Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при
зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц,
связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.
Когда оно
освоено для массового
возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.
Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем
стабилизируется,
становясь привычкой для
Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных
предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в
конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться.
Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая
так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.
В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они
характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является
движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется
всегда больше чем он достиг.
Виды личных потребностей и их классификация
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы
возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и
интеллектуальные.
Физические потребности
К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как
потребность в двигательной активности, в сне и т.д.
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее характер
производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся
люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления,
способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития
производительных сил и производственных отношений.
Например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой
превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности –
обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности,
самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.
Социальные
потребности рождаются в
общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не
закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как
личности, его развития как члена общества.
Интеллектуальные потребности –
его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего
мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой
деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом,
развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального
уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности. Решающую
роль
в этом играет общественная среда, в
которой находится и
человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом
индивидуальности.
В зависимости
от сферы жизнедеятельности
личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и
духовные.
Материальные потребности
человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и
услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка,
коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
Материальные потребности отличаются от физических. Первые – часть физических
потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг
(например, потребность в пище, жилье, одежде и т. п.). Помимо них физические
включают в себя и чисто физиологические, например потребность в двигательной
активности, сне и т. п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных
благ и услуг.
Духовные потребности связанны
с духовной деятельностью
которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность,
порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные
потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так
можно сказать, духовное воспроизводство человека.
Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в
пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись,
концертно-исполнительскую деятельность и т. п.), и потребности в
эстетическом
наслаждении (которые могут
благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф.
Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все
противоречия.
В зависимости от степени конкретизации все потребность подразделяются на
общие и конкретные.
Общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида
жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище,
одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей
может удовлетворятся различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретные потребности –
блага и услуги. Например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах,
книгах и т. п.
Общие и
конкретные потребности тесно
потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С
другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну
общую.
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю
совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные,
платежеспособные и удовлетворенные.
Абсолютные потребности
ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят
абстрактный характер не связаны с конкретными предметами потребления.
Действительные потребности
производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными
возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный
характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые
производятся и предлагаются потребителям.
Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями
потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей.
Но как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер,
т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках
имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо
конкретным товаром.
Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают
форму платежеспособного спроса.
Удовлетворенные потребности – потребности, которые фактически
удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого
уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей.
Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке
есть достаточно количество товаров и услуг, соответствующих по своим
потребительским
свойствам требованиям
остаются неудовлетворенными.
Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными
потребностями существует определенная взаимосвязь. Абсолютная потребность
под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную.
Последняя в результате распределения общественного продукта принимает форму
платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется
благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения
по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин
выступает недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка
отдельных товаров или услуг, недостаточный уровень доходов потребителей и т.
д.
По мере
роста общественного
отношений
все большая часть
Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные
потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие
научным представлении о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания
здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности.
Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с
законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в
конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в
питании складываются еще и на основе знаний и достижений естественных наук:
физиологии, биологии, медицины – и формируются наукой о питании.
Иначе говоря, разумные потребности – это общественно полезные потребности. Их
удовлетворения обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих
способностей человека.
Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному
выражению. Тем не менее размеры конкретных материальных потребностей можно
условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.
Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй,
рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе
относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительные и
условный характер. Но за неимением ничего лучшего они все же используются
сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а
так же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в
значительной мере условный характер).
Иррациональные потребности –
потребности, выходящие за
принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.
Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга
людей. Наибольшее
распространение такой
питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме и
появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики,
относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки и сигарет приносит
большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.
Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статистики
можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в среднем расходуется
регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества,
может начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель
предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому
называются потребности населения.
Теория иерархии потребностей по Маслоу.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Информация о работе Потребности человека,их виды и способы их удовлетворения