Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.
Задачи, решаемые в ходе описания работы:
1.рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2.изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
3.рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
4.изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
5.изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.
Введение 3
1.Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации 5
2.Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
рыночной экономики 8
3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 11
4.Примерные и конкретные уставы потребительских обществ 1 4
5.Организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации………………………………………………………………………23
Заключение 30
Список использованных источников 32
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
теории и истории кооперативного
движения
по дисциплине
«Теория
и история потребительской
кооперации»
на тему: Правовые и организационные основы
потребительской
кооперации Российской
Федерации
Грищенко
Елена Николаевна
г.
Белгород 2009
Содержание
Введение 3
рыночной
экономики
3. Значение и
содержание Закона РФ «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации» 11
Заключение 30
Список использованных
источников
32
Введение
Кооперативное движение России имеет богатую историю. В 2006 г. исполнилось 175 лет со дня основания в Российской Империи первого потребительского общества “ Большая артель ”.
Нашему поколению выпало открывать новую эпоху. Необходимо четко определить на какой наработанный багаж следует опереться и что взять с собой, а от чего решительно избавиться – выбраковать, сдать в утиль. Двадцатый век уже стал историей, запечатлевшей немало памятных страниц потребительской кооперации.
За эти годы потребительская кооперация получила три закона – ничего подобного не знала наша история. И если цель первого закона была спасти кооперацию от гибели, растаскивания, то последующие два стали основой подлинного ее возрождения, восстановления хозяйской роли пайщиков, демократии принципов и ценностей кооперативного движения, то есть коренной реорганизации потребкооперации.
Принята программа стабилизации и развития потребительской кооперации, настойчивая работа по выполнению которой обусловила переход от тактики выживания к стратегии развития. И процесс развития уже ощутим. Растут товарооборот торговли и общественного питания, объемы закупок многих видов сельхозпродукции и сырья, производство товаров. Сложились условия для решения новой большой задачи. И 121-м общим собранием представителей потребительских обществ России она поставлена: в ближайшие годы восстановить объемы по основным видам деятельности до уровня 1990 г.
Но
нужно помнить - история нас учит,
что кооперация для своего развития
нуждается в определенных экономических,
бытовых и психологических
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что рассмотрение данной темы является актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.
Задачи, решаемые в ходе описания работы:
Работа состоит из введения, 5 вопросов, заключения и списка использованных источников.
Курсовая
работа выполнена на листах печатного
текста.
1. Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации
В системе социально-экономических отношений кооперативы выступают как юридические лица. Гражданский кодекс Российской Федерации подразделяет юридические лица как субъекты гражданского права на коммерческие и некоммерческие организации (табл. 3).
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) можно дать следующее определение коммерческим и некоммерческим организациям:
Коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и производственных кооперативов.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Таким образом, Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа кооперативов:
1) коммерческие производственные кооперативы;
2)
некоммерческие
Важным положением Гражданского кодекса РФ является разрешение некоммерческим организациям, а значит и потребительским кооперативам осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Производственные и потребительские кооперативы имеют схожие и отличительные черты.
И производственные, и потребительские кооперативы – это специфические организационно-правовые формы частного предпринимательства.
Кооперативы имеют двойственную природу: с одной стороны, они представляют собой ассоциацию добровольно объединившихся лиц, а с другой – предпринимательскую организацию, юридическое лицо, занимающееся определенными видами хозяйственной деятельности.
Деятельность и производственных, и потребительских кооперативов направлена на обеспечение материальных и иных потребностей своих членов.
И производственные, и потребительские кооперативы могут объединять в качестве членов как физических, так и юридических лиц.
И
производственные, и потребительские
кооперативы имеют право
Производственные и потребительские кооперативы, их объединения (союзы, ассоциации) вступают в социально-экономические отношения как с коммерческими, так и с некоммерческими предприятиями и их объединениями.
Производственные
и потребительские кооперативы
отличаются по количеству и статусу
членов, участию не членов кооператива,
по структуре органов, формированию
собственности и распределению
прибыли, организации трудовых и
иных социально-экономических
Наиболее существенными являются следующие отличия:
Производственный кооператив – это добровольное объединение труда граждан-членов кооперативов. Член производственного кооператива является и пайщиком, и работником кооператива. Экономическое положение членов производственного кооператива зависит от величины дохода, полученного кооперативом от совместной хозяйственной деятельности. Основной доход членов кооператива – это их заработная плата в кооперативе.
В
потребительском кооперативе
В современной России наблюдается тенденция интеграции производственных и потребительских кооперативов.
Производственно-
Кооперативные
законы России разрешают создавать
интегрированную форму
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям.
Определение потребительского кооператива изложено в статье 116 ГК РФ (часть 1):
Потребительским
кооперативом признается добровольное
объединение граждан и
Таким образом, потребительский кооператив создается и ведет свою деятельность с определенной целью – удовлетворять материальные и иные потребности своих членов.
В
потребительском кооперативе
Создание и деятельность кооператива осуществляются путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Потребительский кооператив как юридическое лицо создается и действует на основе устава.
Устав кооператива должен содержать следующие основные сведения: