Правовые и организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.

Задачи, решаемые в ходе описания работы:

1.рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2.изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
3.рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
4.изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
5.изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1.Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации 5
2.Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
рыночной экономики 8

3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 11



4.Примерные и конкретные уставы потребительских обществ 1 4
5.Организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации………………………………………………………………………23
Заключение 30

Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

+Правовые и организационные основы.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

« БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ »

 
 

      Кафедра теории и истории кооперативного движения  
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине

«Теория и история потребительской  кооперации» 
 

      на  тему: Правовые и организационные основы

              потребительской  кооперации Российской  Федерации 
 
 
 
 

                                                                                Выполнил (а) студент (ка):

Грищенко  Елена Николаевна                                                                              

                                                        заочного     факультета

                                                                                                       ТЭТ – 11 группы

                                                                             Научный руководитель:

                                                                                                     проф. Теплова Л.Е 
 
 
 
 

      г. Белгород 2009 

              Содержание

    Введение 3

  1. Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации            5
  2. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система

        рыночной  экономики                                                                                         8

    3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»  11 

   
  1. Примерные и конкретные уставы потребительских  обществ                1 4
  2. Организационные основы потребительской кооперации Российской   Федерации………………………………………………………………………23

    Заключение                30

    Список использованных источников                32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Введение 

     Кооперативное движение России имеет богатую историю. В 2006 г. исполнилось 175 лет со дня  основания в Российской Империи первого потребительского общества “ Большая артель ”.

     Нашему  поколению выпало открывать новую  эпоху. Необходимо четко определить на какой наработанный багаж следует  опереться и что взять с  собой, а от чего решительно избавиться – выбраковать, сдать в утиль. Двадцатый век уже стал историей, запечатлевшей немало памятных страниц потребительской кооперации.

     За  эти годы потребительская кооперация получила три закона – ничего подобного  не знала наша история. И если цель первого закона была спасти кооперацию от гибели, растаскивания, то последующие два стали основой подлинного ее возрождения, восстановления хозяйской роли пайщиков, демократии принципов и ценностей кооперативного движения, то есть коренной реорганизации потребкооперации.

     Принята программа стабилизации и развития потребительской кооперации, настойчивая работа по выполнению которой обусловила переход от тактики выживания к стратегии развития. И процесс развития уже ощутим. Растут товарооборот торговли и общественного питания, объемы закупок многих видов сельхозпродукции и сырья, производство товаров. Сложились условия для решения новой большой задачи. И 121-м общим собранием представителей потребительских обществ России она поставлена: в ближайшие годы восстановить объемы по основным видам деятельности до уровня 1990 г.

     Но  нужно помнить - история нас учит, что кооперация для своего развития нуждается в определенных экономических, бытовых и психологических условиях. Там, где этих условий нет, кооперация обречена с самого начала на гибель. Там где они существуют, мощь кооперации может оказаться исключительной.

       Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что рассмотрение данной темы является актуальной.

     Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.

     Задачи, решаемые в ходе описания работы:

  1. рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
  2. изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
  3. рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
  4. изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
  5. изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.

     Работа  состоит из введения, 5 вопросов, заключения и списка использованных источников.

     Курсовая  работа выполнена на листах печатного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

1. Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации

      

    В системе социально-экономических отношений кооперативы выступают как юридические лица. Гражданский кодекс Российской Федерации подразделяет юридические лица как субъекты гражданского права на коммерческие и некоммерческие организации (табл. 3).

    В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) можно дать следующее определение коммерческим и некоммерческим организациям:

    Коммерческие  организации – это юридические  лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

    Некоммерческие  организации – это юридические  лица,  не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и производственных кооперативов.

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

    Таким образом, Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа кооперативов:

       1) коммерческие производственные  кооперативы; 

       2) некоммерческие потребительские  кооперативы.

    Важным  положением Гражданского кодекса РФ является разрешение некоммерческим организациям, а значит и потребительским кооперативам осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

    Производственные  и потребительские кооперативы  имеют схожие и отличительные черты.

    И производственные, и потребительские  кооперативы – это специфические организационно-правовые формы частного предпринимательства.

    Кооперативы имеют двойственную природу: с одной  стороны, они представляют собой ассоциацию добровольно объединившихся лиц, а с другой – предпринимательскую организацию, юридическое лицо, занимающееся определенными видами хозяйственной деятельности.

    Деятельность  и производственных, и потребительских  кооперативов направлена на обеспечение  материальных и иных потребностей своих  членов.

    И производственные, и потребительские  кооперативы могут объединять в качестве членов как физических,  так и юридических лиц.

    И производственные, и потребительские  кооперативы имеют право создавать  свои объединения (союзы, ассоциации) на районном, окружном (национальный округ), областном (краевом, республиканском) и федеральном (национальном) уровнях.

    Производственные  и потребительские кооперативы, их объединения (союзы, ассоциации) вступают в социально-экономические отношения как с коммерческими, так и с некоммерческими предприятиями и их объединениями.

    Производственные  и потребительские кооперативы  отличаются по количеству и статусу  членов, участию не членов кооператива, по структуре органов, формированию собственности и распределению  прибыли, организации трудовых и  иных социально-экономических отношений.

    Наиболее  существенными являются следующие  отличия:

    Производственный  кооператив – это добровольное объединение труда граждан-членов кооперативов. Член производственного кооператива является и пайщиком, и работником кооператива. Экономическое положение членов производственного кооператива зависит от величины дохода, полученного кооперативом от совместной хозяйственной деятельности. Основной доход членов кооператива – это их заработная плата в кооперативе.

    В потребительском кооперативе применяется  наемный труд квалифицированных работников. Член потребительского кооператива является пайщиком и потребителем услуг кооператива. Граждане – члены потребительского кооператива объединяют свои материальные и финансовые средства для улучшения своих конкретных материальных потребностей: в качественных товарах и услугах по более низкой цене; в жилье, в гаражах, в сбыте продукции по более высокой цене и т.п. Основной доход члены кооператива получают от своей частной предпринимательской деятельности или в другом предприятии, в котором трудятся.

    В современной России наблюдается  тенденция интеграции производственных и потребительских кооперативов.

    Производственно-потребительские  кооперативы более конкурентоспособны. Это подтверждается успешной деятельностью производственно-потребительских кооперативов в странах с развитой рыночной экономикой.

    Кооперативные законы России разрешают создавать  интегрированную форму кооператива  – производственно-потребительский кооператив.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям.

    Определение потребительского кооператива изложено в статье 116 ГК РФ (часть 1):

    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических  лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Таким образом, потребительский кооператив создается и ведет свою деятельность с определенной целью – удовлетворять материальные и иные потребности своих членов.

    В потребительском кооперативе разрешено  два вида членства: индивидуальное (граждан) и коллективное (юридических лиц). Членство в кооперативе добровольное.

    Создание  и деятельность кооператива осуществляются путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Потребительский кооператив как юридическое лицо создается и действует на основе устава.

    Устав кооператива должен содержать следующие  основные сведения:

Информация о работе Правовые и организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации