Правовые и организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.

Задачи, решаемые в ходе описания работы:

1.рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2.изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
3.рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
4.изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
5.изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1.Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации 5
2.Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
рыночной экономики 8

3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 11



4.Примерные и конкретные уставы потребительских обществ 1 4
5.Организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации………………………………………………………………………23
Заключение 30

Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

+Правовые и организационные основы.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

- реализация  хлеба по цене ниже среднерыночной;

 –  отпуск товаров в долг пайщикам  и населению;

- отпуск  товаров в долг учреждениям  социальной сферы и предприятиям  сельского хозяйства;

-продажа  товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

- обеспечение  занятости населения общественно-полезным  трудом и другие.

      При любых погодных условиях: в дождь, пургу, по бездорожью работники потребительских обществ доставляют товары в самые отдаленные, труднодоступные и небольшие населенные пункты, в том числе и такие, в которых проживает по 10-15 человек. В этих селах и поселках кооператоры продают товары по тем же ценам, что и в районных центрах. Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им в долг, потому что потребительская кооперация не может оставить своих пайщиков и обслуживаемое население без продовольственных и других товаров повседневного спроса. Конечно, потребительские общества несут при этом значительные расходы, которые не возьмут на себя частные предприниматели.

      В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно-полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.

      Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал  для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Особое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно-полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий и организацию культурного досуга.

      Таким образом, потребительская кооперация является социально-ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

3. Значение  и содержание Закона РФ «О  потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 

     Правовые  основы потребительских обществ  и их союзов – это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики, их деятельность в единой системе – системе потребительской кооперации.

      Правовые  основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.

      В настоящее время основой правового  регулирования всех организаций  страны, в том числе организаций  потребительской кооперации, являются:

     - Конституция Российской Федерации.

     - Гражданский кодекс Российской  Федерации.

     - Другие законы и иные принятые  в соответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве.

      - Правовое регулирование кооперативных  организаций осуществляется на основе кооперативных законов Российской Федерации:

   О сельскохозяйственной кооперации (1995 г.);

   О производственных кооперативах (1996 г.).

   О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации (1997г.)

     - Правовое регулирование всех организаций, в том числе и потребительской кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.

     - Важное значение для правового  регулирования имеют уставы кооперативов  и их объединений (союзов, ассоциаций).

      Конституция Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц), как равноправных субъектов рыночной экономики.

      Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.

     Правовые  отношения, возникающие в области  создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются системой законов и иными нормативно - правовыми актами, рассмотренными в предыдущем вопросе.

      Особое  значение для потребительской кооперации имеет закон “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”.

      Значение  закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические  и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

      Закон Российской Федерации “О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” состоит из преамбулы и девяти глав:

Преамбула В преамбуле  определены цели и задачи потребительской кооперации.
1 глава. Общие положения.
2 глава. Образование потребительского общества.
3 глава. Членство в  потребительском обществе.
4 глава. Органы управления потребительского общества.
5 глава. Имущество потребительского общества.
6 глава. Основы деятельности потребительского общества.
7 глава. Реорганизация и ликвидация потребительского общества.
8 глава. Союз потребительских  обществ.
9 глава. Переходные  положения.
 

      Закон определяет цели и задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.

      По  закону потребительские общества и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.

      Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право осуществлять контрольные  и распорядительные функции в  отношении потребительских обществ.

      В законе предусмотрено, что отношения  между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организаций системы. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.

      Закон о потребительской кооперации гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

     Таким образом, закон Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе – системе потребительской кооперации.

        

4. Примерные  и конкретные уставы потребительских  обществ             

       Устав потребительского общества – это  организационно-правовой документ, который в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительского общества.

     В потребительской кооперации применяются  две формы устава потребительского общества:

  1. примерный устав потребительского общества;
  2. конкретный устав каждого потребительского общества.

      Причем, примерные уставы различаются: для потребительских обществ с кооперативными участками и для потребительских обществ без кооперативных участков.

      В соответствии с примерными уставами разрабатываются конкретные уставы каждого потребительского общества.

      В потребительской кооперации 3350 потребительских обществ, каждое из которых осуществляет деятельность на основе своего конкретного устава.

      На  основе конкретного устава каждое потребительское общество регистрируется органами государственной власти и приобретает статус юридического лица. Поэтому устав – это признак юридической самостоятельности любой организации, в том числе потребительского общества.

      В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество и выхода из него; права и обязанности пайщиков; положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.

      Каждое  потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.

      В уставе потребительского общества более  широко, по сравнению с законом, определены права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов и другие отношения.

      Каждый  союз потребительских обществ, как  юридическое лицо, имеет свой конкретный устав.

      Кооперативные уставы обеспечивают потребительским обществам и их союзам, а значит и всей системе потребительской кооперации, более широкое правовое поле.

     Правительство способствует улучшению правового  положения потребительских обществ и потребительских союзов, как юридических лиц, содействует их социально-экономическому развитию.

      В первые годы экономической реформы значительное влияние на укрепление правового и экономического положения потребительской кооперации оказало постановление правительства Российской Федерации “Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации” от 24 января 1994 года. В данном постановлении признано необходимым строить взаимоотношения организаций потребительской кооперации, как юридических лиц, с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе соглашений. Соглашения стали заключаться между:

      - Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации;

  - областным (краевым, республиканским) исполнительным органом государственной власти и областным (краевым, республиканским) союзом потребительских обществ;

      - районной администрацией (администрацией национального округа) и районным (окружным) союзом потребительской кооперации.

       Соглашение  – двухсторонний договор, по которому каждая из сторон берет на себя определенные обязательства.

Информация о работе Правовые и организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации