Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.
Задачи, решаемые в ходе описания работы:
1.рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2.изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
3.рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
4.изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
5.изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.
Введение 3
1.Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации 5
2.Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
рыночной экономики 8
3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 11
4.Примерные и конкретные уставы потребительских обществ 1 4
5.Организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации………………………………………………………………………23
Заключение 30
Список использованных источников 32
Соглашения заключаются на один год.
Организации
потребительской кооперации берут
на себя обязательства обеспечить за
год соответствующий
В соответствии с указом президента Российской Федерации “О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами” от 31 мая 1996 г. было принято постановление правительства такого же содержания. Эти документы способствовали укреплению социальной базы потребительской кооперации – восстановлению в правах пайщиков потребительских обществ. Предусматривалось, чтобы в потребительских обществах были восстановлены пайщики, исключенные из потребительских обществ в первые годы реформ.
Пайщики потребительских обществ – это, в основном, жители сельских населенных пунктов. Сами пайщики заинтересованы в улучшении обеспечения своих семей и других жителей сельских территорий товарами и услугами. Поэтому, чем больше пайщиков в потребительских обществах, тем лучше система потребительской кооперации сможет решить вопросы обеспечения сельского населения товарами и услугами.
Постановлением правительства Российской Федерации “О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием” от 7 января 1999 г. система потребительской кооперации привлечена к решению продовольственной проблемы страны. В постановлении предусмотрены меры государственной поддержки организаций потребительской кооперации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано оказывать потребительским обществам и их союзам поддержку в деятельности по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд.
Таким
образом, качественно разработанные уставы
потребительских обществ и потребительских
союзов закрепляют правовое положение
каждой организаций.
5. Организационные
основы потребительской кооперации Российской
Федерации. Органы самоуправления и профессионального
управления.
В законе “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например, хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.
Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В
этом пространном определении
- потребительское общество – коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства;
- начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
-
потребительское общество
- цель потребительского общества – его социальная миссия – удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
-
сельское потребительское
-
городское потребительское
-
районное потребительское
б)
по социальному или
- рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) – рабкооп;
- рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;
- студенческое потребительское общество – студпо;
- ученическое потребительское общество – учпо.
Потребительские общества – первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ – это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение
потребительских обществ в
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
Рассмотрим
организационную структуру
В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно – территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) – добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Большинство
районных союзов и их потребительские
общества преобразованы в районные потребительские
общества – райпо. (рис. 1).
Р | ||
Потребительское общество | а | |
Потребительское общество | й | |
Потребительское общество | п
о |
Рис.
1. Преобразование райпотребсоюзов
и их
потребительских обществ
в райпо
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капитала, а значит упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества – это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Райпо объединяет пайщиков как любое потребительское общество, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.
Образование
райпо способствует формированию трехуровневой
системы потребительской кооперации (рис.
2).
III
уровень |
Центральный союз потребительских обществ России – Центросоюз РФ | |
II уровень |
Областные, краевые, республиканские | |
(областной, краевой, республиканский) | союзы потребительских обществ | |
I уровень |
Районные потребительские общества | |
(районный) | Пайщики |
Рис.
2. Схема организационного
построения потребительской
кооперации Российской
Федерации
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей свыше 3350 потребительских обществ, 225 районных и окружных потребительских союзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации (рис. 3, табл.1)
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
Структура
органов управления
организаций потребительской
кооперации
Миссия системы потребительской кооперации: удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов | ||||||
Органы управления | Органы
кооперативного самоуправления |
Исполнительные органы | Органы кооперативного | |||
ния | Организации |
Высшие органы | Представительные органы | профессионального управления | контроля | |
Структура органов потребительских союзов | ||||||
Четвер-тый уровень | Центральный союз потребительских обществ РФ | Общее собрание представителей потребобществ России | Совет
ЦС РФ Президиум Совета ЦС РФ |
Правление ЦС РФ | Ревизионная
комиссия
ЦС РФ | |
Третий уровень | Республиканский,
краевой, областной
союз потребительских
обществ |
Общее собрание представителей потребобществ союза | Совет союза Президиум Совета союза | Правление
республикан
ского, краево- го, областного союза |
Ревизионная
комиссия рес-
публиканского, краевого, обла- стного союза | |
Второй уровень | Районный (окружной) союз потребительских обществ | Общее собрание представителей потребобществ союза | Совет союза Президиум Совета союза | Правление районного союза | Ревизионная комиссия рай- онного союза | |
Структура органов управления потребительских обществ без кооперативных участков | ||||||
Потребительские общества | Общее собрание пайщиков потреб- обществ | Совет по- требобще -ства | Правление потреб-общества | Ревизионная комиссия по- требобщества | ||
Структура органов управления потребительских обществ с кооперативными участками | ||||||
Первый уровень | Потребитель-ское общество (крупное) | Общее
собрание уполно мочен ных пот-реби-тель-ского обще ства |
Соб-
рание пай- щи- ков коо- пера- тив- ного уча- стка |
Совет
по
требитель ского обще ства |
Правление
потребитель
ского обще- ства |
Ревизионная
комиссия по-
требительского общества |