Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.
Задачи, решаемые в ходе описания работы:
1.рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2.изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
3.рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
4.изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
5.изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.
Введение 3
1.Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации 5
2.Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
рыночной экономики 8
3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 11
4.Примерные и конкретные уставы потребительских обществ 1 4
5.Организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации………………………………………………………………………23
Заключение 30
Список использованных источников 32
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем, максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города, или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
- высший орган управления – общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
- представительный орган управления – совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
исполнительный орган управления – правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
- контрольный орган управления – ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
В потребительском обществе с кооперативными участками (то есть в крупном потребительском обществе) органы управления следующие:
- высший орган управления – общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
- высший орган управления кооперативного участка – собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в 1 год;
- представительный орган управления – совет потребительского общества;
- исполнительный орган управления – правление потребительского общества;
- контрольный орган управления – ревизионная комиссия потребительского общества.
В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:
- высший орган управления – общее собрание представителей потребительских обществ союза;
- представительный орган управления – совет союза и президиум совета союза;
- исполнительный орган управления – правление союза;
- контрольный орган управления – ревизионная комиссия союза.
Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.
Высшим органом управления в потребительском обществе и потребительском союзе является общее собрание.
Общее собрание правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций, основные направления их деятельности, избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии, прекращение их полномочий, определение размера взносов пайщиков, утверждение годовых отчетов, вступление в союзы и выход из них.
Управление в каждой организации потребительской кооперации требует четкого разделения функций между представительными и исполнительными органами управления – советами и правлениями.
Совет – представительный орган управления пайщиков.
В компетенцию совета входит проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления и его заместителей, определение полномочий правления и осуществление контроля за его деятельностью. Особое значение имеет работа с пайщиками: привлечение пайщиков к активному участию в собраниях, к подготовке вопросов, выносимых на собрания, привлечение пайщиков в органы контроля и стимулирование их деятельности.
Правление
– орган профессионального
Председатель и члены правления осуществляют руководство хозяйственной деятельностью организации и несут ответственность за результаты работы.
Задача
советов и правлений –
Ревизионная комиссия избирается из пайщиков на общем собрании потребительского общества или потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью (торговой, производственной, другой), за сохранностью собственности, за соблюдением устава и прав пайщиков.
Преобладание в потребительской кооперации крупных потребительских обществ (с кооперативными участками) усиливает значение органов управления и контроля на кооперативных участках: собраний пайщиков и комиссий кооперативных участков. Наибольшее количество пайщиков участвует именно в этих органах управления и контроля, поэтому их деятельность укрепляет демократию потребительской кооперации.
Собрание пайщиков кооперативного участка – высший орган кооперативного участка – решает следующие важные для потребительского общества вопросы: создание обществом союзов; вступление общества в союзы; выход общества из союзов; преобразование общества в другую организационно-правовую форму.
Развитие демократии в потребительских обществах требует повышения роли собраний пайщиков кооперативных участков. На собраниях пайщиков кооперативных участков должны рассматриваться: результаты хозяйственной и финансовой деятельности; причины убытков и ответственность за них председателя правления и его заместителей, других работников; вопросы информации и социальной защиты пайщиков и населения (помощь пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, вопросы о развитии услуг).
Собрание пайщиков кооперативного участка избирает уполномоченных от кооперативного участка на общее собрание уполномоченных потребительского общества, председателя кооперативного участка и комиссии: организационную, кооперативного контроля, просветительную; заслушивает и утверждает их отчеты.
Комиссии кооперативного участка выполняют функции, предусмотренные Положениями об этих комиссиях. Комиссии контролируют соблюдение устава и прав пайщиков; качество обслуживания пайщиков и населения в магазинах, столовых и других предприятиях потребительского общества, расположенных на кооперативном участке; осуществляют пропаганду кооперативных идей, привлекают граждан в потребительское общество.
Комиссии кооперативного участка осуществляют контроль и другую деятельность по заданию совета и правления, оказывают помощь этим органам в управлении предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, а также в решении социальных вопросов.
Структура и функции органов управления показывают, что система управления в потребительской кооперации удачно сочетает самоуправление пайщиков и профессиональное управление менеджеров.
Пайщики в высших органах управления принимают решения по самым важным организационным, хозяйственным и социальным вопросам. В представительных и контрольных органах пайщики рассматривают вопросы, связанные с текущей деятельностью потребительских обществ и их союзов.
Каждый гражданин, являющийся пайщиком, может участвовать в органах управления и контроля, приобретать знания и опыт по управлению, проявлять личную инициативу.
Таким
образом, в структуре органов
управления потребительских обществ
и потребительских союзов рационально
взаимодействуют органы общественного
самоуправления пайщиков и органы профессионального
управления менеджеров.
Заключение
Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа кооперативов:
1) коммерческие производственные кооперативы;
2)
некоммерческие
Потребительский кооператив создается и ведет свою деятельность с определенной целью – удовлетворять материальные и иные потребности своих членов.
Важным положением Гражданского кодекса РФ является разрешение некоммерческим организациям, а значит и потребительским кооперативам осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Особое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно-полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий и организацию культурного досуга.
Потребительская кооперация является социально-ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.
Правовые основы потребительских обществ и их союзов – это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики, их деятельность в единой системе – системе потребительской кооперации.
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц), как равноправных субъектов рыночной экономики.
Закон Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе – системе потребительской кооперации.
Он определяет цели и задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.
По закону потребительские общества и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.