Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, лекция
Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей.
1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики
долгосрочной основе с выплатой процентного дохода.
Сберегательные сертификаты – это документы, свидетельствующие о размещении
вкладов в банках и т.д.
Векселя – это ценные бумаги, удостоверяющие безусловное денежное
обязательство векселедателя уплатить в определённый срок определённую сумму
денег владельцу векселя, т.е. векселедержателю. Есть простые, переводные.
Процедура спроса и предложения и факторы те же.
Рынок ценных бумаг – первичный (эмиссия ценных бумаг и распространение),
вторичный (движение ценных бумаг без участия эмитента) 2-х видов:
- уличный (из рук в руки)
- фондовый (на фондовом рынке)
курсовая цена ценной бумаги
На фондовой бирже – операции покупки ценных бумаг.
Тема №18 Институциональные аспекты рыночного хозяйства
1. Трансформация собственности в условиях перехода к рынку.
2. Внешние эффекты в рыночном хозяйстве.
3. Общественные блага в рыночном хозяйстве
1.
Характеристики экономических институтов, которые играют важную роль в
рыночном механизме, относятся:
1) Собственность, которая выступает стержнем рыночной
экономики, ибо с собственностью связаны экономические интересы субъектов рынка,
а интересы выступают как побудительные мотивы предпринимательства;
2) Внешние эффекты, которые исключительно важны в
определении истиной, а не кажущейся стоимости и рыночной цены;
3) Общественной благо, которое является непременным
атрибутом рыночной экономики, материальной основой социального мира и согласия,
в то же время превалирование в рыночной структура внешних эффектов и
общественных благ может быть причиной фиаско рынка.
Важнейшим институтом рынка является собственность.
Собственность в микроэкономике:
1) как экономическая категория;
2) как юридическая форма;
3) как экономический процесс.
Как экономическая категория, собственность – это совокупность
отношений между людьми по поводу присвоения и использования, как ресурсных
факторов производства, так и производственного продукта.
Как юридическая форма, собственность – это законодательное,
зафиксированное право владения, пользования, распоряжения, присвоения и
управления объектами
Как экономический процесс, собственность – это присвоение благ
конкретной, социально-определенной формы.
Собственность детерминирует форму соединения рыночных факторов производства,
форму распределения, форму дохода.
Выделяют два направления понимания и реализации права собственности:
1) континентальное;
2) англосаксонское.
Континентальное направление абсолютизирует концентрацию прав собственности на
объект присвоения у одного владельца.
Классическое выражение этого направления «кодекс Наполеона», по
которому «. собственность не только священная и неприкосновенная, но и единая и
неделимая, т.е. абсолютизируемая и
отождествляемая с одним лицом»
По континентальному направлению существуют другие подходы к пониманию
собственности.
Континентальное направление теории собственности идеально соответствует
мелкотоварному, капиталистическому товарному производству, где идеальной
фигурой был один человек.
С развитие рыночного капитализма, капитализма свободной конкуренции, с
перерастанием его в монополистический и олигополистический капитализм, т.е.
появления АО, монополий, конгломератов, ТНК, неизбежно увядают и теряют свою
актуальность.
На смену ему приходит англосаксонское направление, в котором расщепление
собственности на правомочие нескольких или многих лиц, рассматривается не как
эрозия частной собственности, а как нормальное состояние рыночной экономики,
преследующая цель извлечение максимальной выгоды и прибыли, с использованием
ресурсов и благ.
В рамках англосаксонской концепции доказывается неэффективность в современных
условиях абсолютной частной собственности.
В современной практике собственность означает:
1) право владения;
2) право пользования;
3) право распоряжения;
4) право управления;
5) право на доход и его присвоение;
6) право определения
судьбы объектов собственности,
7) право на отчуждение, потребление;
8) право уничтожения;
9) право на иммунитет экспроприации;
10) право на завещание и наследование;
11) право на бессрочность прав;
12) правовое запрещение вредного
для других объектов
13) право объектов по взысканию;
14) право обязанности возврата переданных на срок полномочия по управлению
собственности.
2.
Основополагающий в рыночном механизме является то, что рыночные цены отражают
величину альтернативной стоимости данного товара, если цена будет ниже, то
производитель не будет предлагать свой товар.
В условиях рынка возникает ситуация, когда действие товаропроизводителей
оказывает взаимодействие на третьих лиц, т.е. людей ни производящих, ни
покупающих.
Внешние эффекты – направлены на третьих лиц и ни как не отражаются в ценах.
Для возмещения нанесенного ущерба требуются затраты, которые несут третьи
лица. С точки зрения общества, национальной экономики это внешние эффекты
также являются частью альтернативной стоимости производства товара.
Существование внешних эффектов требует определенных экономических действий
по их нейтрализации:
1. Экологический мониторинг – изучение внешних эффектов;
2. Государственное
экономико-правовое
3. Установление ПДК;
4. Установление стоимости санкций за превышение ПДК;
5. Осуществление проблем эколого-защитных мероприятий и технологий.
Загрязнение снижается только тогда, когда затраты на борьбу с ним меньше, чем
наносимый ущерб.
В цивилизованной рыночной экономике снижение влияния негативных внешних
эффектов делает одинаково заинтересованных всех лиц.
Теорема Коуса (1969 г.)
Проблема внешних эффектов при отсутствии внепроизводственных затрат
эффективно решается посредством заключения частного соглашения вне
зависимости от изначальной принадлежности прав собственности участников
соглашения.
3.
Все товары и услуги в условиях рынка имеют два свойства:
1) исключение – лицо,
предлагающая свой товар,
кому этот товар предлагать, а кому – нет;
2) соперничество – использование данного товара (услуги) конкретными
лицами ограниченно (сообща) исключая возможность использования его другими.
Однако существую товары, не обладающие такими свойствами. Общественное благо
– товары и услуги, не обладающие свойством исключения, и не могут быть
предоставлены тек, чтобы не предоставить их всем другим.
Антимонопольное регулирование в условиях рынка.
В1. Антимонопольное
законодательство и
В2. Регулирование естественных монополий.
В3. Регулирование конкурентных отраслей.
Важнейшими элементами рыночной системы являются производство и конкуренция.
Однако, в практической деятельности может складываться ситуация поражения рынка:
фиаско рынка - это ситуация, при которой невозможно дальнейшее
координирование процессов экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить
наибольшую эффективность
Существуют три основных причины фиаско рынка:
1. углубление внешних эффектов
2. углубление и развитие общественных благ
3. недостаток конкуренции - ситуация, когда в условиях
монополии и олигополии цены на товары и услуги является непомерно высокой,
значительно выше альтернативной стоимости товаров и услуг.
Недостаток конкуренции
устранению монопольно высоких цен и монопольно низких (монопсония) на
ресурсные факторы.
В характеристике недостатков конкуренции базируются на монополии, исходя из:
1.
монополии и рынок плохо
2. образование монополий и олигополий - это
неизбежный объективный процесс
3. рынок как стихийный процесс невозможен без
государственного регулирования
4. Государственное регулирование является стержнем
и важным средством экономической политики государства (ЭПГ).
5. составной частью государственного регулирования
(а значит и ЭПГ) является антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование - процесс сложившийся, в его характеристике
необходимо выделить 3 основные направления:
1.
организация антимонопольного
2. регулирование естественных монополий
3. регулирование конкурентных отраслей
Антимонопольное законодательство - представляет собой систему законов,
номративных актов, направленных на регулирование действий монополий и
олигополий на рынке с целью пресечения тех их действий, которые являются
эгоистичными по отношению к общественным экономическим интересам и нечестными
по отношению к потребителю.
1890- закон Шермана, США, 1 антимонопольный закон, в соответствии с ним
(с 1 поправкой от 1974г):
-
любое монополизирование,
сговора, считается тяжким преступлением;
-
запрещается явное
вред потребителю;
- государство может привлекать к ответственности как
монополии, так и конкретные физические лица;
- наказания: штрафы, судебный запрет на
деятельность,тюремное заключение, принудительное дробление;
- лица, пострадавшие от монополии, могут подавать
судебные иски и при признании правоты получают возмещение ущерба в 3-екратном
размере.
1914г. - появляется закон Клейтона, расширяющий сферу действия:
- установление запрета ценовой дискриминации
- запрет на продажу товаров с принуждением
- запрет на слияние фирм путём покупки акций конкурента
- запрет на перектрёстный директорат
В 1914г. принят закон о Федеральной Торговой комиссии (ФТК):
- определяет кто монополист;
- устанавливает имели ли место факты монополизма;
- наблюдает за рекламой
- по её инициативе возбуждаются дела по разбирательству
конкретных дел
ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ КЛЕЙТОНА:
1936г.- поправка Робинвона-Патшена об усилении борьбы с ценовой дискриминацией
1950г.- поправка Селлера об
ФИКСАЦИЯ ЦЕН:
незаконно любой сговор по фиксации цен, квотам и разделении рынка.
СЛИЯНИЕ ФИРМ:
запрещается любое горизонтальное слияние.
Критерии по слиянию:
индект Герфиндаля (не более 1000)
Однако, закон разоешает и более высокие значения, но требуется заключение
ФТК. Можно, если товары субституты, если за слиянием идёт технологическое
перевооружение, нельзя, если это тайный сговор, можно, если одной из фирм
грозит банкротство.
ПО ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ:
запрещается необоснованное адресное уменьшение торговых скидок. Дифференцация
торговых скидок - только в международных оперциях.
18 февраля1992г. - закон "Об ограничении монополизма и недопущение
недобросовестной конкуренции
в предпринимательской
РАЗДЕЛ2: классификация правонарушения:
- навязывание условий договоров
- ограничение производства
-
искусственное создание
- дискриминация цен
- раздел рынка
- недопуск конкурентов на рынок
РАЗДЕЛ3: недобросовестная конкуренция:
- подделка товара
- воровство товарного знака
- копирование упаковки
- распространение клеветы и дезинформации конкурента
-
добыча и разглашение
РАЗДЕЛ4: АМКУ в составе председателя, и 10 уполномоченных (7 лет и не более 2
сроков)
АМКУ определяет:
- монопольное положение
- факты злоупотребления
- решение о дроблении
- может штрафовать и подавать в суд
РАЗДЕЛ5: меры влияния
- штрафы
- изъятие монопольной прибыли
19.2. Главное в регулировании естественных монополий - установление
государственных запретов на повышение цен и сокращение товаров. Государство