Предмет и метод микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, лекция

Описание

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей.

Содержание

1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика лекций.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

4)     Конъюнктура отдельных рынков

5)     Конъюнктура фирмы

Изучение, анализ и прогнозирование конъюнктуры  имеет исключительной значение

для повышения уровня эффективности  менеджмента.

На  спрос, предложение и цену воздействует великое множество

конъюнктурно-образовательных факторов. Всю их совокупность можно

разделить на 4 большие группы:

1)     По периодичности воздействия

2)     По направленности воздействия

3)     По характеру возникновения

4)     По источнику возникновения

     1)     По периодичности воздействия.

     Выступают как:

–       временные (забастовка, стихийное бедствие)

–       постояннодействующие:

-        Циклические (связаны с анализом промышленного (делового) цикла.

-        Нециклические (НТП, воздействие  государства, концентрация

производства)

     2)     По направленности воздействия.

-        Факторы стимулирующие  развитие рынка (кредитно-денежная  политика,

налогообложение, государственное  регулирование, гос. заказы)

-        Тормозящие  развитие рынка (кредитно-денежная  политика,

налогообложение, государственное регулирование, гос. заказы)

     3)     По характеру возникновения.

-        Закономерные

-        Случайные

-        Стихийные

     4)     По источнику возникновения.

-        Эндогенные

-        Экзогенные

-        Экономические

-        Социальные

-        Научно-технические

-        Политические

-        Природные

-        Военные

     В2.

Целью конъюнктурного исследования является оценка состояния рынка и

разработка прогноза по проблеме: где, когда и по каким ценам, в  каком объеме

можно продать произведенную продукцию  или купить ее или ресурсные факторы.

     Конъюнктурная работа включает 6 этапов:

1)     Определение объекта  исследования, его основных черт  и особенностей.

2)     Сбор и накопление  конъюнктурной информации по  всему спектру показателей.

3)     Проведение анализа  конъюнктуры. Глубокое всестороннее  действие

изучения всех факторов.

4)     Разработка прогноза конъюнктуры.

5)     Выработка практических  рекомендаций на базе разработанного  прогноза.

6)     Принятие решений.

По анализу конъюнктуры есть 2 основных метода прогнозирования:

-        экономическо-аналитический метод и математический метод

- заключается в использовании знания, опыта и интуиции

экспертов-специалистов.

-        Математический – основан на разработке моделей

выражений, функционирование и корреляцию зависимости между конъюнктурно

образующими показателями данного рынка.

     В3.

Для проведения качественной конъюнктурной  работы в фирме необходимо

сформировать 5 фондов конъюнктурно-ценовой  информации:

1)     Фонд нормативно  правовой информации

2)     Фонд методической  информации

3)     Фонд справочной  информации

4)     Фонд информации о планировании и резервах рынка, деятельности фирм.

5)     Фонд информации  о кадровом обеспечении фирмы.

04.03.99                                                  набор:

лекция №6

    

Цена и механизм её формирования в рыночном хозяйстве

 

     1.       Механизм формирования цены в рыночной экономике.

     2.       Разновидности цен. Транспортный  фактор цены Имкотермс ’90.

     3.       Ценовая политика фирмы.

     Цена, как экономическое явление, насчитывает многотысячелетнюю историю.

Первые теории цены появились ещё  в античности (Аристотель). Со второй половины

19в. выкристаллизовались две  основные концепции теории цены: объективистская

концепция (марксистская) и субъективистская (маржиналистская).

Маркс: «Цена есть денежное выражение овеществлённого в товаре труда.,

показатель величины стоимости  товара». Маржиналистское толкование Бен

Баверт: «Цена всецело является продуктом субъективных оценок материальных

благ участниками обмена».

     Золотая середина – в основе цены находятся как издержки производства, так

и субъективные восприятия покупателя, ценности, материальные блага. Такие

подходы в теории цены характерны для Маршала, Стиглера, Шульца, Дональда,

Леонтьева, Сэмуэльсона. Такой подход означает максимальное внимание в проблеме

снижения издержек производства, так  и исследованию проблем спроса и

предложения, их эластичности, т.е. внимание проблемам маркетинга, который

выступает в качестве теории и практики организации производства и сбыта  на

основе знаний рыночной коньюнктуры.

Цена рыночного равновесия по современным взглядам формируется в условиях:

а) свободы производства;

б) свободы выбора;

в) на основе личного экономического интереса.

Названная триада формирует отношения  состязательности, конкуренции между

участниками рыночного обмена. В этих условиях цена как зеркало, отражает

предпочтение потребителей и заставляет приспосабливаться производителей.

Именно ценовой механизм координирует выборы «что, как, для кого?». рыночная

система цен эффективно работает только в условиях конкуренции потому что лишь в

условиях конкуренции ценовые  сигналы точно отражают экономическую  ситуацию.

Только конкуренция заставляет субъектов рынка поступать в соответствии

11 марта 1999 г.

Лекция №7 (продолжение лекции №6)

5.        CFR – производитель  несет все расходы, кроме страхования груза до

борта или станции назначения.

6.        CIF – все  расходы, включая страховку до  порта, станции назначения

несет производитель.

7.        CRT – применяется  при смешенной схеме транспортировки,  все расходы,

кроме страховки несет производитель.

8.        СIP – условия  СRT включающие страховку.

9.        DAF – предполагает, что все расходы по доставке  груза на пункт

пересечения пограничного пункта несет производитель (включая страховку).

10.     DES – только при  морских и речных перевозках и означает, что

производитель-продавец несет все расходы до порта назначения покупателя.

11.     DEQ – условия DES включающие  в себя все расходы производителя  по

доставке товара до склада покупателя.

12.     DDU – все расходы  до склада покупателя за исключением пошлин и

внутренних государственных налогов  несет производитель.

13.     DDP – абсолютно все  расходы, включая и таможенные  пошлины и т.д.

несет производитель.

Выбор одной из выше перечисленных  видов цены зависит от особенностей

производства, транспортировки и  т.д.

3.

Ценовая политика представляет собой  совокупность действий в области

ценообразования реализация, которой  обеспечивает устойчивое финансовое

положение фирмы и эффективное  ее функционирование на рынке.

В ценовой политике различают две стороны:

-          ценовая  стратегия – предполагает формирование  долговременных,

устойчивых принципов ценообразования и реализации цены.

-          ценовая  тактика – предполагает кратковременную  адаптацию

ценообразования и цены к каким-то краткосрочным изменениям рынка не

нарушающие при этом глобальную ценовую стратегию.

Существует шесть основных принципов  ценовой политики:

1)       «Внедрение»  - политика проникновения на рынок  посредством появления

на рынке большого количества качественного товара отличающийся низкими ценами

(тактический характер);

2)       Ценовой лидер – это ценовая  политика крупной фирмы, которая  имеет

возможность, в силу своего монопольного положения  может диктовать рынку свою

цену, и которая своей политикой цены может разорить своих конкурентов;

3)       Политика быстрых денег – применяется  к области ценовой политика,

когда фирма хочет любой ценой распродать товары или получить наличные, или

фирма находиться на гране банкротства;

4)       «Снятие сливок» - применяется тогда, когда вводится очень

популярный товар, за который потребители готовы платить разумно высокую

цену, а производители-конкуренты еще  не в состоянии дать рынку такого рода

товар;

5)       Атака – политика посредством  низких цен подавить конкурентов,

привлечь дополнительных покупателей, за счет роста объемов производства

обеспечить рост доходов фирмы;

6)       Следование в фарватере – политика  малых фирм, которые гибко

реагируют на изменение цен фирм ведущих политику ценового лидера.

Методы  ценообразования. Цены устанавливаются:

-          на основе издержек производства 

-          установление цен с ориентациею  на спрос;

-          становление цены с ориентацией  на уровень цен конкурентов;

-          установление цен с ориентацией  на жизненный цикл товара.

В жизненный цикл товара входит пять фаз:

1)      разработка товара;

2)       внедрение на  рынок;

3)       рост объемов  продаж;

4)       период зрелости;

5)       падение объемов  продаж.

-          параметрических метод установления цен (метод: деформация цен и

установление в зависимости от технического уровня изделия, в котором каждая

из его технико-эксплуатационных характеристик имеет свою собственную

оценку).

В ценообразовании и ценовой  политике большое значение имеет скидки и надбавки

к цене.

Скидки к цене могут быть:

-          за  партийность (10 $/1-99 шт. или 9 $/> 100 шт.);

-          скидка  за платежи наличными или срочность  перечисления денег за

купленный товар (2/10 netto 30);

-          дилерские  скидки – в неактивный период продаж;

-          экспортные  скидки – на цены экспортируемых  товаров и, как правило,

связано с внутренней адаптацией экспортера с мировыми ценами;

-          бонусные  скидки – скидка за расширение  торгового оборота, как в

сумме, так и в ассортименте, зависит от расширения объемов покупок различных

товаров данной фирмы;

-          функциональные  сидки – в пользу оптовой  торговли.

В ценообразовании также имеет  значение скидки как зачеты – скидка за возврат

старого товара купленного в данной фирме.

Сложные скидки – варианты различных  сочетаний перечисленных названий скидок.

Наценки:

-          за  особое качество;

-          за  особый сервис;

-          за  доставку (установку, пуск в эксплуатацию).

    

Тема: Теория поведение  потребителей.

 

1.       Предельная  полезность

и поведения потребителя.

 

2.       Ординалистская  теория поведения

потребителя.

 

3.       Эффект  замещения и доходы.

 

1.

Составной частью теории спроса и  предложения является теория потребления.

Она исходит их того, что:

-          потребитель  в удовлетворении своих вкусов  и предпочтений всегда

ограничен своими денежными доходами (бюджетные ограничения);

-          в условия  бюджетных ограничений потребитель  делает выбор,

обеспечивающий максимально возможную полезность данного конкретного выбора,

предметом выбора является некое благо.

Благо – это любой объект потребления, приносящий определенные устойчивые и

предсказуемые удовлетворения запросов потребителей повышающие уровень

благосостояния потребителей.

Система благ – весьма широкое понятие:

-          материальные  блага;

-          духовные  блага.

Благо предполагает существование  и антиблага.

Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ совместно

потребляемых в данный период времени.

Набор благ характеризуется тем, что потребитель в этом наборе стремится

наибольшей выгоды при имеющихся  возможностях.

Выгода – при потреблении  представляет степень удовлетворения потребителей,

покупателей называется полезностью  блага.

В характеристики полезности благ следует исходить из следующих аксиомических

положений:

1.        аксиома полной  упорядоченности потребителя –  потребитель всегда

формирует и проявляет свое отношение  к рассматриваемым благам и комбинациям;

2.        аксиома транзитивности  предпочтения потребителя. Означает, что

логичность и последовательность поведения потребителя, перенесение

предпочтений с одних наборов  на другие, является устойчивой закономерностью.

3.        аксиома непрерывности  предпочтений, она подтверждается  самим

прогрессом человеческой цивилизации;

4.        аксиома ненасыщаемости  потребностей.

Основываясь на этих аксиоматических  положениях в характеристике полезности

следует разложить ординалистскую, кардиналистскую и предельную

полезность.

     Ординалистская полезность – это определённая последовательность,

некий порядок, в соответствии менее  и более предпочтительных наборов  благ

(порядковая).

     Кардиналистская полезность – характеризует разность в стоимости и

уровнях благосостояния, в количественных характеристиках потребления

(количественная)

     Особое значение в

характеристике поведения потребителя  имеет предельная полезность ибо 

ординалистская  и кардиналистская полезность характеризует лишь общую

полезность.

     Предельная полезность – это дополнительное увеличение данного

Информация о работе Предмет и метод микроэкономики