Предмет и метод микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, лекция

Описание

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей.

Содержание

1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика лекций.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного  количества

блага данного вида.

В конце XIX века Уильям Джонс, а затем  и австрийская школа предельной полезности

и сформировали принцип убывания предельной полезности.

     Принцип убывания предельной полезности – чем больше количество

однородных  потреблённых благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из

каждой  последующей единицы блага.

Рассмотренный нами случай касается поведения потребителя  к одному товару.

В реальной действительности выбор потребителя  всегда многообразен (x1

, x2, x3, x4,., xn).

В условиях финансовой ограниченности, сокращая потребление чебуреков  и

увеличивая потребление кофе, тем самым увеличивается предельная полезность

товара x1 (чебурека) и уменьшается предельная полезность xn

(кофе).

В каком-то диапазоне динамики предельной полезности достигается точка

оптикума, при которой нельзя больше увеличивать полезность товара x

1 и xn.

Точка этого оптикума называется точкой потребительского равновесия.

Потребительское равновесие – означает, что отношение  предельной полезности

блага к его цене должно быть одинаково  для всех благ.

                

5=5                                5=5

                                Вопрос №2                               

     Ординалистская теория представляет собой исследование

закономерностей, определение последовательностей  и порядков в выборе и

соотношении формирования предпочтительных наборов благ.

     Ординалистская концепция анализа выборов связана уже со стоимостной оценкой.

Т.е. наряду с предельной полезностью  о.т. рассматривает категории издержек

потребителя, предельной ценности и  бюджетные возможности.

А   8 ф. мяса +            3 ф. сыра

В    6                              4

С    5                              5

Д    4                              7

График  показывает, что все корзины принадлежат  к набору безразличия (

такой набор, каждый из которых приносит один и тот же уровень потребления, ни

один  предложенный вариант не имеет предпочтения перед другими).

     Кривая, соединяющая точки наборов корзин, называется кривой безразличия.

В условиях рынка и мясо, и сыр  имеют цену (мясо - $2, сыр - $1).

Денежные  доходы всегда ограничены и в потребительском  выборе кроме кривой

безразличия большое значение имеет бюджетная  возможность потребления, которую

можно представить с помощью бюджетной  линии(кривая потребительской

альтернативы, кривая бюджетных возможностей).

     Математическая характеристика кривой бюджетной линии:

    

Касание в одном графике кривой безразличия  и бюджетной линии характеризует

точку потребительского равновесия, которую можно охарактеризовать

уравнениями:

    

     В точке потребительского равновесия отношение полезностей равно отношению цен

потребительских благ

       (у нас 2:1)

В этом проявляется так называемый эквимаржинальный принцип, в

соответствии  с которым потребитель распределяет свой денежный доход таким

образом, чтобы последующая денежная единица  затрат на каждый товар давала одну

и ту же предельную полезность.

     Выяснив понятие кривых

безразличия и бюджетных возможностей рассмотрим понятие предельных ценностей  и

издержек потребления.

Площадь АВГО характеризует предельную полезность блага x1.

     Издержки потребления (стоимость данного количества блага) представляют

собой расходуемые на приобретение благ денежные средства.

    

В связи с определением издержек потребления существует и понятие

потребительского излишка.

     Потребительский  излишек – разность между ценностью и стоимостью данного

количества блага. (площадь АВБ).

Следовательно потребительский излишек – это разность между максимальными

ценами, которые потребитель заплатил бы за каждое данное количество блага и

рыночной ценой этого количества.

                                Вопрос №3.                               

В теории поведения потребителя  кроме концепции полезности как  базовой,

применяется и концепция эффектов замещения и эффектов дохода в связи с

изменением цены.

     Эффект замещения – это тенденция замещать товаром, цена которого

снижается, те товары, которые относительно стабильны.

Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана заменой более

дешёвым товаром дорогих, называется эффектом замещения изменения в ценах

.

     Снижение цен оказывает воздействие и на доход.

Снижение цены на один товар в  ряду других вызовет не только эффект замещения

, но и эффект роста реального дохода.

    

Та доля изменения величины спроса на подешевевший товар, которая вызвана

соответствующим увеличением реального  дохода, называется эффектом дохода от

изменения цены.

     Эффект  дохода характеризуется кривой  Энгеля:

     Эффект  замещения и дохода при снижении цены на некий товар ведёт к тому,

что по нормальным товарам спрос растёт, по низшим товарам спрос снижается.

Товар, где при росте цен растёт спрос на низший товар, называется товаром

Гиффина.

    

 


 

    

Тема №7, а лекция №9. Набрал я. P.of S. (3/18/99 3:44).

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

 

(Для самостоятельного изучения).

 1.

Предпринимательская деятельность: субъекты, объекты, формы.

2.

Права и обязанности  предпринимателя.

 3.       Государственные

гарантии предпринимательской  деятельности.

                                ВОПРОС 1.                               

     Предпринимательство  – представляет собой инициативную самостоятельную

хозяйственную деятельность отдельных  граждан или группы лиц, направленную на

получение прибыли или личного  дохода и осуществляемой от своего имени или имени

фирмы под свою личную (или фирмы) имущественную ответственность.

     Субъектами предпринимательской деятельности являются отечественные и

зарубежные юридические и физические лица.

     Признаки юридического лица:

-          зарегистрированный  устав

-          учредительный договор

-          расчетный  счет в банке

-          название  фирмы

-          товарный  знак

-          печать

-          штамп

-          фирменный  бланк

-          обязательный  государственный регистрационный  номер.

Законом Украины запрещена предпринимательская деятельность следующим категориям:

-          недееспособным (несовершеннолетние, душевнобольные)

-          физические  лица, занятые в государственном  аппарате на должностях,

содержание котрых связано с  каким-либо влиянием, воздействием на

предпринимательство.

Объектами предпринимательства может  быть все, что не запрещено законом (все

виды транспортного и бытового обслуживания, посредничество, торгово-

закупочная деятельность, консалтинг, операции с ценными бумагами).

Запрещается:

-          производство и распространение наркотических веществ

-          взрывчатых  веществ

-          ядовитых  веществ

-          оружия

-          операции  с живым товаром

-          пеншретеарная  деятельность (тюремное обслуживание) (непонятное

слово надо спросить у Тарханыча).

Формы предпринимательства:

1.            Частная предпринимательская деятельность, при

которой собственником средств производства и произведенного продукта

является один или несколько физических лиц или группа лиц, связанная

родственными узами.

1.1.               частное персонифицированное предпринимательство  (Николай

Специальный в Мариуполе).

1.2.               Частное партнерское предпринимательство  (джонсон и

джонсон, видал и сасун(правда и не таких я в жизни повидал J, проктер и

гембл, педи и грипал, адам и ева), ).

1.3.               Частное семейное предпринимательство.

2.            коллективное предпринимательство, собственниками

средств производства и произведенного товара является группа людей, каждый

из которых внес свой пай в формирование собственности. Кооперативы – более 3

человек, ООО – более или равно 2 человекам, предприятия в собственности

трудового коллектива, общества пон-лей, Мариупольская кондитерская фабрика –

сегодня она уже АО, хозяйственная  ассоциация.

     3.            С применением наемного труда

     4.            Без применения наемного труда

     5.            С образованием юридического  лица

     6.            Без образования юридического  лица

7.            Осуществление предпринимательской деятельности в

качестве руководителя, специалиста по контракту с собственником имущества.

8.            СЭЗ – сущность ее заключается в установлении

льготного режима для иностранных инвестиций, осуществление технологического

уровня производства до мирового уровня, движение товаров по ценам мировых

рынков, свободе конкуренции в  рамках мирового рынка, решение вопросов

занятости, оплаты труда, социальной защиты по  мировым стандартам. Цель –

выход на мировой уровень технологии производства и качества продукции,

интеграция в мировой рынок, заработанные СКВ устремлять на территориальное

социально-экономическое развитие и поступление валюты государству.

9.            ЗСП – зона свободного предпринимательства.  Суть: на льготных

условиях привлечение иностранного капитала.

10.         ТПР –  территории приоритетного развития. Суть: и отечественный

капитал устремляется туда.

                                ВОПРОС №2.                               

     Пять основных  принципа предпринимательской деятельности(октябрь  1990, второй

общеевропейский конгресс предпринимателей в Париже).

1.        Знай, что  хочешь (какие цели, как себя видишь)

2.        Знай, что  можешь (объективная самооценка)

3.        Будь хозяином своего слова  (исключительное достоинство

предпринимателя)

4.        Правильно выбирай делового партнера.

5.        Планируй что и на каком  рынке будешь продавать через  пять лет.

     Предпринимательская деятельность требует ряд личных качеств:

-          сильный характер

-          работоспособность

-          честность

-          умение  руководить людьми

-          ответственность

-          коммерческий  и хозяйственный склад ума

-          организаторские  способности

-          упорство

-          сила  воли

-          коммуникабельность

-          настойчивость

-          творческое начало

-          умение  быстро и сжато анализировать  информацию

-          умение  рисковать.

     Права предпринимателя:

1.        Создавать  любые формы предпринимательства,  учреждение

2.        Производить  не запрещенные законодательством  товары и услуги

3.        Нанимать  и увольнять рабочих КЗОТ, самостоятельно  устанавливать их

количество и размер оплаты труда (не менее минимально установленного

размера).

4.        Формулировать  портфель законов и постановок, осуществлять

банковские операции (в том числе валютные).

5.        Получать  неограниченный доход

6.        Свободно  распоряжаться прибылью

7.        Предприниматель  имеет право на пенсию.

     Обязанности предпринимателя:

-          соблюдать  КЗОТ,  коллективный договор с  профсоюзом

-          обеспечивать  безопасность труда, условия труда,  обеспечивать

экологическую чистоту производства, качество продукции и ее безопасность,

соблюдать законы о налогообложении и внешнеэкономических операциях.

                                ВОПРОС №3.                               

     Государственные  гарантии предпринимательству:

1.        Равный доступ  предпринимательских структур к  МТС, ресурсам,

технической и коммерческой информации, кредитам и страхованию.

2.        Государственные  льготы в начале предпринимательской деятельности

3.        Гарантии  в подборке кадров за счет  предпринимательских структур

4.        Гарантии  обжалования по судам каких-либо  антизаконных действий, в

том числе органов власти

5.        Гарантии  демонополизации и защита от монополизма производства.

     PRINCE OF SILENCE.

                            Бизнес план фирмы.                           

     В1. Необходимость  бизнес планирования в предпринимательской  деятельности.

     В2. Производственно-сбытовой  план. Бизнес план.

     В3. Финансово  – страховой бизнес план.

                                    1.                                   

Производственная деятельность в  общественном производстве нуждается  в 

целенаправленном предвидении  т.е. в планировании.

     Планирование является сердцевиной хозяйственного механизма, содержание и

Информация о работе Предмет и метод микроэкономики