Предмет и метод микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, лекция

Описание

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей.

Содержание

1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика лекций.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

 

     В1.

     Рыночная  экономика представляет собой сложнейший механизм, который

выступает  как модель  стихийного порядка, в основе которого лежит  рыночное

регулирование модели спроса и предложения.

     СПРОС- желание, возможность и платежеспособность людей покупать

товары и услуги.

     ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание, способность и платежеспособность

производителей и продавцов предоставлять товары и услуги на рынке.

Спрос и предложение подчиняются  действию фундаментального закона спроса.

     Закон спроса – принцип, в соответствии с которым, при прочих равных

условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной

покупательного спроса на этот товар. Это означает тенденцию роста  спроса при

падении цен и падение спроса при росте цен. Это тенденция  обусловлена 2

причинами:

1.        если цена  одного товара падает, а по другим товарам неизменна, то

возникает  желание замещать дешёвым товаром те, которые использовались

раньше.

2.        если доход  потребителя неизменным, цены по  всему массиву товаров –

также неизменны и лишь по одному товару цена снижается, человек чувствует

себя богаче, повышается его покупательная  способность и может подняться  спрос

на другие виды товаров.

     Таким образом, закон

стоимости характеризует взаимоотношения между количеством товара, который

люди желают и могут купить и  ценой этого товара при прочих равных условиях.

Действие закона стоимости  может  иметь следующую интерпретацию.

     Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости между

ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

Поскольку кривая спроса выражает обратно пропорциональную связь между

ценой и объёмом спроса, постольку она всегда имеет отрицательный наклон

.

Передвижение по кривой спроса из точки А в точку В и из В в А – изменение

величины спроса.

При цене 40 грн. спрос 10 тыс. При цене 20 грн. величина спроса изменяется до

15 тыс.

     Падение цены обусловливает рост спроса.

Кривая  спроса АВ выражает зависимость только двух переменных: цены и объёма

спроса  на товар.

Однако, в рыночной кроме важнейшей переменной (уровня цены) существуют

2,3,4,n-ная  переменные, к которым относятся  доходы потребителя, ожидания

покупателей, вкусы, мода, предпочтения, инфляция и  т.д.

     Как же n-ные переменные отражаются  на графике?

1.        Если n-ные переменные существуют  в статусе «при прочих равных

условиях», тогда кривая АВ в пространстве не корректируется.

2.        Если n-ные

переменные исключаются из категории  «при прочих равных условиях», если они

начинают играть самостоятельную роль, то происходит сдвиг кривой спроса,

фиксируется новая позиция кривой, которая выражает качественно-новые условия

прежней зависимости двух основных переменных: цены и спроса.

Пространственные изменения кривой спроса с позиции АВ в CD   или  EF называются

изменением спроса.

Ожидание покупателей: пессимистические- снижение спроса (EF)

оптимистические:  рост спроса (CD)

     Инфляция: рост спроса (ажиотаж) бегство от денег.

     дефляция – перемещение в EF.

     Изменение спроса – изменение количества товара, которое покупатели

желают и могут купить и которое происходит в результате n-ных переменных.

Рассматриваемое нами поведение кривой спроса относится к нормальным товарам.

Кроме нормальных существуют: низшие, высшие, субституты и комплименты.

     НИЗШИЕ товары – такие товары, по которым, при росте

платежеспобности покупательский спрос на него  при неизменности его цены и

даже при падении цены падает (маргарин и масло)

     НОРМАЛЬНЫЕ товары – такие товары, спрос на которые растёт при

росте  платёжеспособности покупателя (обувь).

     ВЫСШИЕ товары – товары, относящиеся к категории роскоши или

предметов неповседневного спроса. (престижные товары). Спрос на высшие товары

является  производным роста платежеспособности узкой социальной группы и спрос

на  эти товары растёт динамичнее, чем  платежеспособность этой социальной группы

(новых  русских мало, особенно у нас но $ у них нормально – хватает) J

     СУБСТИТУТЫ – такие пары товаров, по которым рост цены на один

товар приводит к росту спроса на другой (взаимозаменяемые)

     КОМПЛЕМЕНТЫ – такие пары товаров, которые могут быть использованы

только  вместе друг с другом (взаимодополняемые). Здесь рост цен на один товар –

падение спроса на другой (бензин – автошины)

Нам осталось закончить ещё два вопроса . чем мы и займёмся на следующей

лекции.. J

В рыночном механизме со спросом взаимодействует  предложение.

     Дадим графическую интерпретацию предложения.

Таким образом кривая предложения  графически выражает зависимости между ценой

товара и количеством этого  товара, которые производители желают и стремятся

предложить на рынке.

Также, как и в кривой спроса различают изменение величины предложения

А) и сдвиг кривой предложения  под воздействием n-®В; В®(Аых

переменных.

К числу таких переменных, воздействующих на предложение следует относить:

-          рост  цен на ресурсные факторы (EF);

-          инфляция (продавцы не заинтересованы в  увеличении спроса из-за

роста цен на ресурсы – результатом  является падение предложения (продавец

придерживает товар до стабилизации ситуации));

-          изменение  технологии;

-          рост  производительности труда (кривая  сдвигается влево);

-          изменение  цен на ресурсы в сторону  снижения и неизменном уровне

цен на товары (СД);

-          изменение  цен на другие товары;

-          изменение ожиданий (оптимистические – рост спроса,

пессимистические – падение  спроса).

Вопрос 2. Взаимодействие спроса и  предложения.

     Рынок – модель взаимодействия спроса и предложения, что означает, что

необходимо свести кривые спроса и  предложения вместе.

     MN – 10 тыс. – дефицит рынка.

E – точка рыночного равновесия, характеризующая цену рыночного  равновесия и

объем рыночного равновесия.

F – вседствие роста доходов растет спрос. G – рост цен на природные ресурсы.

Информационным полем рынка  является цена. Продавцы и покупатели планируют свою

деятельность на базе этой информации – уровне цен.

Согласование спроса и предложения  на определенном уровне ценывыступает как

рыночное равновесие.

     Рыночное  равновесие – это ситуация когда при данной цене предложение

равно спросу.

     Рыночное равновесие – ситуация непостоянная и систематически изменяемая.

Нарушения:

-          если  спрос избыточен (растет предложение), то возникает дефицит

рынка, т.е. ситуация, в которой при  данной цене величина спроса превосходит

предложенное количество товаров.

     Дефицит – величина избыточного спроса.

     Первый признак дефицита – резкое уменьшение товарных запасов. Второй

признак – очереди покупателей. (информация графически показана на втором

графике МN).

В условиях дефицита:

-          падает  качество товара;

-          развивается спекуляция;

-          растут цены.

Из  за этого:

-          спрос снижается;

-          предложение растет.

Вследствие  этого образуется новая точка  рыночного равновесия F.

     Секвестирование – урезание бюджета (придумал Чубайс, Белый говорит, что

Чубайс  – дебилом стал из-за этого).

Секвестирование ведет к резкому снижению доходов  населения.

     Избыток рынка – это ситуация при которой величина предложения товара при

данной  цене превышает величину спроса на него.

При избытке товара, товарные запасы растут.

Наблюдается очередь производителей, а не покупателей.

Если  дефицит рынка давит на цену снизу и цена растет, то избыток ранка давит

на  цену сверху и она снижается.

В результате этих изменений формируется  новая точка рыночного равновесия.

Избыток равен 15 тысячам шт. товара.

Рыночная  экономика характеризуется закономерностью  всех ниш рынка:

-          существование некоего постоянного избытка товаров и услуг;

-          существование из-за этого некоего  приемлемого уровня безработицы.

С учетом ценовых сигналов избытка  и дефицита следует различать  реакцию рынка

на сдвиг спроса и сдвиг предложения.

Сдвиг спроса:

-          падение  спроса ведет к избытку товара, который давит на цену сверху.

Из-за этого производство сокращается.

При снижающейся цене покупательский спрос увеличивается и начинается движение

вспять.

Сдвиг предложения:

Он происходит чаще, чем сдвиг спроса поскольку на предложение влияют не

только экономические причины, но и причины другого порядка.

     Вопрос 3. Эластичность спроса.

Способность одной экономической  переменной реагировать на изменение  другой,

выраженная как отношение процентных изменений называется эластичностью.

Показатель эластичности – коэффициент эластичности.

Различают коэффициент эластичности спроса и предложения.

     Коэффициент эластичности спроса – коэффициент ценовой эластичности спроса

и коэффициент эластичного спроса по доходам.

     Коэффициент ценовой эластичности:

Ер – показывает уровень процентного изменения объема спроса на товар

при коком-то прцентном изменении  его цены.

Поскольку спрос находится в  обратной зависимости от цены, постольку  Ер

– отрицательная величина.

Для исчисления Ер применяется абсолютное значение Ер.

Ер=0,75 – это означает, что величина спроса растет на 0,75% на каждый

процент снижения цены.

     Пример. Цена на товар У уменьшилась с 5 до 3 грн./шт, спрос увеличился с

3 до 6 ед.

Начальные и конечные позиции уровня цен и объема спроса характеризуют понятие

изменение дохода.

Доход У=Р (цена)*Q(спрос)

Коэффициент эластичности спроса изменяется по доходу.

У1=15 ден. Ед.

У2=18 ден. Ед.

Если величина спроса растет на больший  процент, чем снижается цена и общий

доход растет, то такой спрос называется эластичным.

     Пример 2. Цена снижается с 5 до 3 грн. Спрос увеличивается с 3 до 4

единиц. Доход уменьшается с 15 до 12 ден. Ед.

Если величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена и

общий доход уменьшается, то такой  спрос не эластичный.

Примет 3. Цена снижается с 5 до 3 грн. Спрос растет с 3 до 5 штук. Доходы равны.

Если цена и спрос изменяются на одинаковый процент и общий  доход не

меняется, такой спрос называется спросом с единичной эластичночтью.

Кроме указанных форм эластичности существует:

     - совершенно не эластичный

спрос. При любой цене потребители спрашивают одно и тоже количество некоего

товара (хлеб).

-         

абсолютно эластичный спрос – при любой цене спрос увеличивается

бесконечно.

Ер < 1 не эластичный спрос

Ер =1 единичная эластичность.

Ер >1 эластичный спрос

Ер =0 совершенно не эластичный спрос

Ер = совершенно эластичный спрос.

При не эластичном спросе выручка  продавца изменяется в том же направлении,

что и цена.

При эластичном спросе имеет место  противоположное направление.

Q1 – до изменений; Q2 – после изменений.

     - средняя точка интервала Ричарда Аллена.

    

     - перекрестная эластичность.

Существует понятие перекрестной эластичности, которая характеризует  степень

реакции объема спроса на товар Х  при изменении цены товара У.

     Величина Еху зависит от характеристик пар товаров.

-          По  товарам субститутам Еху>0,

-          по  комплементам Еху<0

-          по  нейтральным Еху=0

     Коэффициент эластичности по доходу Еу по:

-          низким  товарам Еу<0

-          нормальным  товарам Еу>0

-          по  нормальным товарам первойнеобходимости  0<Еу<1

-          по  нормальным товарам второй необходимости Еу=1

-          по  предметам роскоши Еу>1.

    

Лекция №5.

 

Конъюнктура рынка.

 

1.       Конъюнктура  и

конъюнктурно образующие факторы.

 2.       Изучение, анализ и

прогнозирование конъюнктуры  рынка. 3.       Информационное обеспечение

конъюнктурной работы в фирме.

     В1.

     Рыночная  система, как способ функционирования общественного

производства, представляет собой сложную экономическую систему, которая

развивается под воздействием множественности факторов.

Внешним проявлением внутреннего состояния этой системы, является

экономическая конъюнктура.

     Конъюнктура – совокупность условий, ситуаций, показателей

учитывающих и принимающих в оценке экономического состояния тенденций и

перспектив развития рыночной системы  и ее подсистем.

Поскольку главными переменными рынка являются: спрос, предложение и цена, то

изучение  динамики спроса, предложения и цены которые и характеризуют

состояние рынка.

Конъюнктура, как состояние некой экономической  системы по уровням своего

проявления  и оценкам подразделяется на:

1)     Общемировая конъюнктура.

2)     Общехозяйственная конъюнктура

3)     Отраслевая конъюнктура

Информация о работе Предмет и метод микроэкономики