Предмет и объект региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:05, реферат

Описание

Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и

общесоциальными науками.

С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:

1) экономика отдельных регионов;

2) экономические связи между регионами;

3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты

экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир. в регионе, систему региональных бюджетов и межбюджетных отношений, систему

межбюджетных трансфертов федерального, регионального и муниципального уровня, а

также бюджетных кредитов юридическим лицам, дотации субвенции и субсидии со

стороны вышестоящих бюджетов нижестоящим, а также систему социальных отношений

в регионе, в которой оцениваются несколько параметров, показывающих состояние

уровня жизни в регионе, характеризующих емкость внутреннего регионального рынка,

степень его диверсифицированности, степень потребности в рабочей силе, что связано с

социальной стратификацией, демографическими процессами в регионе, квалификацией

рабочей силы.

Содержание

1. Предмет и объект региональной экономики.
Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и
общесоциальными науками.
С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:
1) экономика отдельных регионов;
2) экономические связи между регионами;
3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты
экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир.

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

характеризуется адаптацией региональной экономики, её методологической базы к

рыночным  отношениям.

       В этот период проводится ряд экономических исследований, среди которых особое

значение  имели следующие:

       1) разработана стратегия территориального  развития РФ;

       2) сделан комплексный прогноз  развития и размещения производительных  сил РФ

(1 период  – до 2000 года, 2 период – до 2004 года, 3 период – до 2010 года);

       3) сформированы комплексные схемы  экономического и социального  развития и

финансового состояния в межрегиональных  экономических ассоциациях,

       4) проведены исследования, направленные  на формирование механизма

регулирования государственными органами территориального развития;

       5) разработаны долгосрочные программы  регионального развития, которые  имели

общефедеральное значение (по Крайнему Северу, Дальнему Востоку, Курильским

островам). 
 

Вопросы:

   •   Охарактеризуйте взгляды разных  научных школ на понятия предмет  и объект

       региональной экономики.

   •   Проанализируйте основные этапы  развития региональной экономики  как науки в

       России и за рубежом.

   •   Перечислите и охарактеризуйте основные методы (группы методов) региональной

       экономики.

   
 
 
 
 

 Вспомните этапы региональных экономических исследований в России. 
 

Тестовое  задание.

      1. Какие из ниже перечисленных  проблем изучаются региональной  экономикой как

наукой:

       а) проблемы функционирования  транснациональных корпораций;

       б) проблемы развития экономических  районов страны;

       в) проблемы функционирования  территориально-производственных комплексов;

       г) проблемы инвестиционного кредитования  Всемирного банка;

       д) проблемы размещения производств  на территории страны.

       2. Региональная экономика является____________ уровнем экономики:

       а) макроуровнем;

       б) мезоуровнем;

       в) микроуровнем.

      3. Какие методы относятся к  социологическим методам исследований предмета

региональной  экономики:

       а) экспертный опрос;

       б) метод таксонирования;

       в) анкетирование;

       г) стандартизированные интервью;

       д) кластерный анализ;

       е) контент-анализ интервью и публичных выступлений.

      4. Чем характеризуется третий  этап региональных экономических  исследований в

России:

      а) адаптацией региональной экономики  к рыночным отношением;

      б) вводом промышленных объектов  на вновь осваиваемых территориях  Восточной

Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.

      г) разработкой и реализацией  плана ГОЭРЛО;

      д) формированием комплексных  долгосрочных программ регионального  развития,

имеющих общефедеральное значение.

      5. В какой научной школе региональная экономика рассматривается как

экономическая система субъектов Российской Федерации  в пределах их

административно-территориальных  границ:

      1) институциональная экономическая  школа;

      2) Петербургская экономическая школа;

      3) структурно-функциональная экономическая школа;

      4) московская экономическая школа. 

      6. Работа каких исследователей  региональной экономики относится  ко 2 этапу

развития  отечественных региональных экономических  исследований:

      1) Баранский Н.Н., Васютин В.Ф., Ковалевский Н.А., Никитин Л.Н.;

      2) Гайдар Е., Павлов Г., Ясин Е.;

      3) Гостеев А, Е.Е. Слуцкий, А.В.  Чаянов. 
 
 
 

                                                                                  13 
 

ТЕМА 2. ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

   1. Теории специализации региональной экономики.

   2. Теории размещения хозяйственной  деятельности.

   3. Теории пространственной организации.

   4. Современные направления развития  региональной экономики за

      рубежом. 

1. Теории  специализации региональной экономики

1.1. Теория  абсолютных преимуществ.

      Первоначально большинство экономистов  предполагало, что источником богатства

территории  является неэквивалентный обмен. Это  направление экономической мысли

получило  название "меркантилизм" и было разработано европейскими учеными (Т. Мун,

1571-1641, В.  Петти, 1623-1687, Дж.В. Колберт, 1619-1683). Взгляды  меркантилистов

относились  в первую очередь к межгосударственной торговле, однако они применимы и

по отношению  к межрегиональному обмену.

      Считая, что богатство территории определяется количеством золота и серебра,

меркантилисты предполагали, что внешняя торговля должна всецело способствовать его

увеличению. Для этого необходимо:

      •     стимулировать экспорт  и ограничивать импорт;

      •     запретить вывоз сырья, используемого при производстве экспортируемых

      товаров и беспошлинно импортировать  сырье, используемое для экспортно-

      ориентированного производства;

      •     ограничивать вывоз  золота и серебра.

      Таким образом, признание важной роли внешней торговли в обеспечении

экономического  роста сопровождалось увеличением  ограничений и жесткой

регламентацией  внешней торговли со стороны государства. Эти ограничения одним из

первых  подверг критике представитель  английской классической экономической теории

Адам Смит (1723-1790). Он показал, что благосостояние территории зависит не столько

от количества золота и серебра, сколько от уровня развития производства за счет

разделения  труда и кооперации.

      Специализация региона во внешней  торговле должна основываться на принципе

абсолютного преимущества. Согласно этому принципу регион экспортирует те товары,

которые он производит с меньшими издержками, и импортирует те товары, которые

производятся  другими регионами с меньшими издержками. При этом производители

должны  действовать в условиях свободы  конкуренции и невмешательства  государства в

экономику.

      Теория абсолютного преимущества  четко и ясно показывала, как  должна

осуществляться  внешняя торговля, если регион обладает абсолютным преимуществом.

Однако, она  не давала ответа на вопрос, каким же образом могут участвовать во внешней

торговле  регионы, которые таким преимуществом  не обладают. Ответ на этот вопрос был

получен в рамках теории "сравнительного преимущества". 
 
 
 

                                                                                  14 
 

1.2. Теория  сравнительных преимуществ.

      Другой представитель классической  школы Д. Рикардо (1772-1823), развил  теорию

абсолютных  преимуществ и показал, что торговля может быть взаимовыгодной, даже если

один из регионов не обладает абсолютным преимуществом  в производстве конкретных

товаров.

     Д. Рикардо продвинулся в теории  существенно дальше А. Смита.  Он доказал, что

абсолютные  преимущества представляют лишь частный  случай общего принципа

рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные

(сравнительные)  преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие

производственные  издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена

благодаря игре на разнице издержек.

       Принцип сравнительных преимуществ  заключается в том, что регионы  должны

специализироваться  на производстве тех товаров, которые  они могут выпускать с

наиболее  низкими сравнительными издержками по сравнению с другими регионами.

Сравнительные (относительные) издержки показывают, от какого количества одного

из производимых товаров необходимо отказаться при  увеличении производства другого

товара  на единицу.

     Из анализа, проведенного Д.  Рикардо, следуют два вывода:

     1) выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что

соотношения издержек в разных регионах различны;

     2) производство и потребление  всех товаров может быть увеличено,  если регионы

будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они

обладают  сравнительными преимуществами. 

1.3. Теория  Хекшера - Олина.

     В теориях А. Смита и Д.  Рикардо главным фактором, определяющим  рациональную

структуру производства и обмена, являются трудовые издержки. В 30-х годах XX в.

шведские  экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили  теорию международного

(межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение  соотношения основных

взаимозаменяемых  факторов производства (труда, капитала, земли и др.). Их основные

теоретические положения сводятся к следующему:

Информация о работе Предмет и объект региональной экономики