Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:05, реферат
Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и
общесоциальными науками.
С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:
1) экономика отдельных регионов;
2) экономические связи между регионами;
3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты
экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир. в регионе, систему региональных бюджетов и межбюджетных отношений, систему
межбюджетных трансфертов федерального, регионального и муниципального уровня, а
также бюджетных кредитов юридическим лицам, дотации субвенции и субсидии со
стороны вышестоящих бюджетов нижестоящим, а также систему социальных отношений
в регионе, в которой оцениваются несколько параметров, показывающих состояние
уровня жизни в регионе, характеризующих емкость внутреннего регионального рынка,
степень его диверсифицированности, степень потребности в рабочей силе, что связано с
социальной стратификацией, демографическими процессами в регионе, квалификацией
рабочей силы.
1. Предмет и объект региональной экономики.
Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и
общесоциальными науками.
С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:
1) экономика отдельных регионов;
2) экономические связи между регионами;
3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты
экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир.
1) страны (регионы) должны вывозить
продукты интенсивного
избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты
интенсивного использования дефицитных для них факторов;
2) в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих условиях
осуществляется тенденция выравнивания факторных цен;
3) вывоз и ввоз товаров могут
заменяться перемещением
Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализации не только торговли,
но и международного (межрегионального) перемещения факторов производства.
Отметим,
что в приведенных постулатах
и выводах отсутствует какая-
международная специфика. Эта теория находится полностью в рамках условий
межрегиональных отношений, тем более что по сравнению с товарообменом перемещение
труда и капитала между регионами одной страны встречает гораздо меньше препятствий,
чем между разными странами.
Из выводов Хекшера и Олина
следует, что отсталые или
(регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы,
должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые
страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе
научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны
(регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и
относительно
низкой плотностью населения, заинтересованы
в расширении вывоза
сельскохозяйственной продукции. Заметим, что земля и другие естественные ресурсы
являются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их
использования.
Основные допущения и
проверке и корректировке в последующие десятилетия. В частности, было установлено,
что для выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо принимать
во внимание не только прямые затраты производственных факторов, но и косвенные,
сконцентрированные в потребляемых сырье и материалах. Эту аналитическую задачу
реализовал много позже В. Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса.
Полученные
им результаты вошли в историю
как парадокс В. Леонтьева.
2. Теории
размещения хозяйственной
2.1. Теория
размещения
Становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826 г. книги
немецкого экономиста Й.Тюнена "Изолированное государство в его отношении к
сельскому хозяйству и национальной экономии", посвященной выявлению
закономерностей размещения сельского хозяйства.
Теория предполагает наличие
экономически изолированного
государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным
рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения
промышленными товарами. Здесь цена каждого продукта в любой точке пространства
отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются
прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
Далее Тюнен пытается ответить на вопрос: какие формы примет при
установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение
будет оказывать расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом
сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до
рынка. в результате выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их
пределах тех или иных видов сельскохозяйственных производств.
Й. Тюнен доказывает, что в рамках
сделанных допущений
размещения
сельскохозяйственного
(поясов)
разного диаметра вокруг
различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность
(продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться производство. В то же время
чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно
его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере
удаления от города.
Работа Й. Тюнена была первым
и весьма показательным
абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Ее важное
методическое
значение признано в новой экономической
науке.
2.2 Теория размещения промышленности.
Следующим шагом в развитии
теорий размещения стало
размещения промышленности. Ее основоположниками стали немецкие ученые В.
Лаундхарт и А.Вебер.
В. Лаундхарт разработал
предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения
отдельного
промышленного предприятия
продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при
размещении промышленности место производства и место добычи сырья
рассматриваются как разные пространственные пункты.
Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у
Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются
равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения
предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.
Взгляды Лаундхарта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера.
Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: "О
размещении промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное
отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более
комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера,
является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не
только транспортных издержек.
Для решения этой задачи была
создана классификация
производства. Сначала Вебер исключил элементы производственных издержек, не
зависящие от местоположения, и оставил в результате три фактора - издержки на рабочую
силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые материалы, и все остальные
условия, влияющие на размещение предприятия, которые представляют объединенную
агломерационную силу. В конечном итоге анализируется влияние на размещение трех
факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три
основные ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная:
1. Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных
издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием
транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту,
в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются
минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт.
Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и
материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.
2. Рабочая ориентация. Рабочий пункт
определяется с учетом
издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в
рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном
пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения
производства.
3. Агломерационная ориентация. Анализ
влияния агломерационных
размещение промышленного предприятия заключается в оценке эффекта экономии за счет
укрупнения производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если
величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат из-
за переноса
мелкого производства.
2.3. Теория размещения населенных пунктов.
Следующим шагом в развитии
теорий размещения стало
размещения населенных пунктов. Первую теорию о функциях и размещении системы
населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул
В.Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. работе
"Центральные места в Южной Германии". Центральными местами Кристаллер
называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только
себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют
тенденцию оформляться в соты (правильные шестиугольники), а все заселенная
территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка).
Благодаря
этому минимизируется среднее расстояние
для сбыта продукции или
центры для покупок и обслуживания.