Предмет и объект региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:05, реферат

Описание

Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и

общесоциальными науками.

С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:

1) экономика отдельных регионов;

2) экономические связи между регионами;

3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты

экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир. в регионе, систему региональных бюджетов и межбюджетных отношений, систему

межбюджетных трансфертов федерального, регионального и муниципального уровня, а

также бюджетных кредитов юридическим лицам, дотации субвенции и субсидии со

стороны вышестоящих бюджетов нижестоящим, а также систему социальных отношений

в регионе, в которой оцениваются несколько параметров, показывающих состояние

уровня жизни в регионе, характеризующих емкость внутреннего регионального рынка,

степень его диверсифицированности, степень потребности в рабочей силе, что связано с

социальной стратификацией, демографическими процессами в регионе, квалификацией

рабочей силы.

Содержание

1. Предмет и объект региональной экономики.
Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и
общесоциальными науками.
С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:
1) экономика отдельных регионов;
2) экономические связи между регионами;
3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты
экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир.

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

     1) страны (регионы) должны вывозить  продукты интенсивного использования

избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты

интенсивного  использования дефицитных для них  факторов;

     2) в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих условиях

осуществляется  тенденция выравнивания факторных  цен;

     3) вывоз и ввоз товаров могут  заменяться перемещением факторов  производства.

     Хекшер и Олин обосновывали  целесообразность либерализации не только торговли,

но и  международного (межрегионального) перемещения  факторов производства.

Отметим, что в приведенных постулатах и выводах отсутствует какая-либо

международная специфика. Эта теория находится  полностью в рамках условий

межрегиональных отношений, тем более что по сравнению с товарообменом перемещение

труда и  капитала между регионами одной  страны встречает гораздо меньше препятствий,

чем между  разными странами.

     Из выводов Хекшера и Олина  следует, что отсталые или развивающиеся  страны

(регионы), имеющие, как правило, сильный  дефицит капитала и избыток  рабочей силы,

должны  специализироваться на производстве и  вывозе трудоемкой продукции. Развитые

страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе

научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны

(регионы), обладающие большими площадями  сельскохозяйственных угодий и

относительно  низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза 

                                                                                 15 
 

сельскохозяйственной  продукции. Заметим, что земля и  другие естественные ресурсы

являются  немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их

использования.

     Основные допущения и интерпретации теории Хекшера — Олина подвергались

проверке  и корректировке в последующие  десятилетия. В частности, было установлено,

что для  выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо принимать

во внимание не только прямые затраты производственных факторов, но и косвенные,

сконцентрированные  в потребляемых сырье и материалах. Эту аналитическую задачу

реализовал  много позже В. Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса.

Полученные  им результаты вошли в историю  как парадокс В. Леонтьева. 
 

2. Теории  размещения хозяйственной деятельности

2.1. Теория  размещения сельскохозяйственного  производства.

      Становление теории размещения  принято связывать с выходом  в 1826 г. книги

немецкого экономиста Й.Тюнена "Изолированное  государство в его отношении к

сельскому хозяйству и национальной экономии", посвященной выявлению

закономерностей размещения сельского хозяйства.

     Теория предполагает наличие  экономически изолированного от  основного мира

государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным

рынком  сбыта сельскохозяйственной продукции  и источником обеспечения

промышленными товарами. Здесь цена каждого продукта в любой точке пространства

отличается  от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются

прямо пропорциональными  весу груза и дальности перевозки.

       Далее Тюнен пытается ответить  на вопрос: какие формы примет  при

установленных предпосылках сельское хозяйство, и  какое влияние на его размещение

будет оказывать  расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом

сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции  от места производства до

рынка. в  результате выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в  их

пределах  тех или иных видов сельскохозяйственных производств.

     Й. Тюнен доказывает, что в рамках  сделанных допущений оптимальная  схема

размещения  сельскохозяйственного производства — это система концентрических  кругов

(поясов) разного диаметра вокруг центрального  города, разделяющих зоны размещения

различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность

(продуктивность), тем ближе к городу должно  размещаться производство. В то  же время

чем дороже тот или иной продукт на единицу  веса, тем дальше от города целесообразно

его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере

удаления  от города.

     Работа Й. Тюнена была первым  и весьма показательным пpимером  использования

абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Ее важное

методическое значение признано в новой экономической науке. 

2.2 Теория  размещения промышленности.

      Следующим шагом в развитии  теорий размещения стало появление  теории

размещения  промышленности. Ее основоположниками  стали немецкие ученые В.

Лаундхарт и А.Вебер.

      В. Лаундхарт разработал теорию  рационального штандорта промышленного

предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения

отдельного  промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта 

                                                                                  16 
 

продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного  производства, при

размещении  промышленности место производства и место добычи сырья

рассматриваются как разные пространственные пункты.

      Решающим фактором размещения  производства у В. Лаунхардта, так же как и у

Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются

равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения

предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.

       Взгляды Лаундхарта получили  дальнейшее развитие в работах  А. Вебера.

Основополагающей  работой немецкого экономиста и  социолога А.Вебера является: "О

размещении  промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное

отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более

комплексно  сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера,

является  минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не

только  транспортных издержек.

       Для решения этой задачи была  создана классификация факторов  размещения

производства. Сначала Вебер исключил элементы производственных издержек, не

зависящие от местоположения, и оставил в результате три фактора - издержки на рабочую

силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые  материалы, и все остальные

условия, влияющие на размещение предприятия, которые  представляют объединенную

агломерационную силу. В конечном итоге анализируется влияние на размещение трех

факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три

основные  ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная:

      1. Транспортная ориентация. Согласно  А.Веберу, величина транспортных

издержек  зависит от веса перевозимого груза  и расстояния перевозки. Под влиянием

транспортных  издержек промышленное предприятие  будет притягиваться к тому пункту,

в котором  с учетом местоположения центра потребления  и источников сырья имеются

минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт.

Производства  с высокой материалоемкостью  тяготеют к пунктам производства сырья и

материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.

      2. Рабочая ориентация. Рабочий пункт  определяется с учетом различий  в

издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в

рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном

пункте  перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения

производства.

       3. Агломерационная ориентация. Анализ  влияния агломерационных факторов  на

размещение  промышленного предприятия заключается в оценке эффекта экономии за счет

укрупнения  производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если

величина  экономии от слияния предприятий  больше перерасхода транспортных затрат из-

за переноса мелкого производства. 

2.3. Теория размещения населенных пунктов.

       Следующим шагом в развитии  теорий размещения стало появление  теории

размещения  населенных пунктов. Первую теорию о  функциях и размещении системы

населенных  пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул

В.Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. работе

"Центральные  места в Южной Германии". Центральными  местами Кристаллер

называет  экономические центры, которые обслуживают  товарами и услугами не только

себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют

тенденцию оформляться в соты (правильные шестиугольники), а все заселенная

территория  покрывается шестиугольниками без  просвета (кристаллеровская решетка).

                                                                                  17 
 

Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок  в

центры  для покупок и обслуживания.

Информация о работе Предмет и объект региональной экономики