Предмет и объект региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:05, реферат

Описание

Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и

общесоциальными науками.

С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:

1) экономика отдельных регионов;

2) экономические связи между регионами;

3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты

экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир. в регионе, систему региональных бюджетов и межбюджетных отношений, систему

межбюджетных трансфертов федерального, регионального и муниципального уровня, а

также бюджетных кредитов юридическим лицам, дотации субвенции и субсидии со

стороны вышестоящих бюджетов нижестоящим, а также систему социальных отношений

в регионе, в которой оцениваются несколько параметров, показывающих состояние

уровня жизни в регионе, характеризующих емкость внутреннего регионального рынка,

степень его диверсифицированности, степень потребности в рабочей силе, что связано с

социальной стратификацией, демографическими процессами в регионе, квалификацией

рабочей силы.

Содержание

1. Предмет и объект региональной экономики.
Курс региональной экономики тесно связан с другими экономическими и
общесоциальными науками.
С точки зрения Гранберга, предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многосторонен. Его главными составными частями являются:
1) экономика отдельных регионов;
2) экономические связи между регионами;
3) региональные системы, которые включают не только различные аспекты
экономической жизни, но и систему государственного управления и регулир.

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

субъектов. Иногда территориально эти проблемные регионы локализуют в границах

нескольких  субъектов федерации, а иногда внутри района в субъекте.

       Но в государственной системе  России продолжают понимать проблемными

регионами субъекты федерации для удобства бюджетного планирования.

       Основными признаками проблемных  регионов являются:

       1. Особая кризисность проявления  той или иной проблемы, которая создает угрозу

социально-экономическому и экологическому положению в  стране или политической

стабильности.

       2. Наличие ресурсного потенциала.

       3. Особое значение геополитического/геоэкономического  положения региона для

стратегических интересов страны.

       4. Недостаток у региона собственных  финансовых ресурсов для решения  своих

проблем.

       Существует несколько основных  классификаций проблемных регионов. На основе

трех основных уровней измерения: социально-экономическое  развитие, динамичность

развития  и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных

регионов:

       1. Отсталые (слаборазвитые).

       2. Депрессивные.

       3. Кризисные.

       К отсталым относятся регионы,  которые имеют традиционно низкий уровень

жизни по сравнению с большинством. У них  традиционно низкий уровень хозяйственной

деятельности, малодиверсифицированная структура  промышленности, слабый научно-

технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В некоторых регионах этой

группы  такая социально-экономическая ситуация отягчается политическими,

этническими, криминальными и другими проблемами. При этом большинство отсталых

регионов  России имеют объективные условия  для ускорения своего социально-

экономического  развития на основе использования своих преимуществ.

       Регионы Южной Сибири требуют  исключительно значительных внешних

инвестиций, так как их традиционные сферы  экономики не в состоянии обеспечить себя.

       Проблему отсталости анклавов  в Центрально-черноземном и Волго-вятском

районах можно решить преодолением общегосударственной  отсталости, так как

продукция данных отсталых территорий может пользоваться спросом лишь при общем

экономическом подъеме.

       Депрессивные территории – это  территории, в которых по экономическим,

социальным, политическим или экологическим  причинам перестали действовать

собственные условия и стимулы для социально-экономического развития.

       В настоящее время в Российской  Федерации могут претендовать  на

государственную поддержку только те территории, в пределах которых темпы спада

производства, снижения уровня жизни, прочие негативные тенденции выше как

общероссийских  показателей, так и региональных.

       В большинстве современных научных  изданий определение термина

«депрессивный»  распределяется на регион как субъект федерации, а иногда на целую

группу  регионов. Более мелкие территории, которые обладают всеми объективными 

                                                                                  25 
 

показателями  депрессии, не рассматриваются в качестве основных объектов, в которые

должна  направляться финансовая и другая государственная  помощь.

      Такой подход является непродуктивным, так как при более детальном  анализе

выясняется, что на территории каждого депрессивного  региона имеются отдельные

территории, которые действительно не могут  самостоятельно развиваться, а есть и те,

которые нельзя отнести к депрессивным. Как  правило, все региональные центры не могут

считаться собственно депрессивными, а выделение  государственной помощи в целом на

регион  приводит к тому, что собственно депрессивным территориям выделяется

недостаточное количество денежных средств. Поэтому  нужно изменить подход к понятию

депрессивного региона и системе их поддержки.

      Требуется    разработать    четкую    систему    показателей   территориальной

депрессивности, причем перечень должен быть максимально  широким, так как депрессия

является  системным явлением, и, следовательно, чем больше позиций спада выявлено, тем

лучше. Эти  показатели должны характеризовать локальный уровень депрессии, ресурсные

возможности депрессивной территории, ухудшение  основных параметров уровня и

качества  жизни людей и предоставления социальных услуг.

      После этого необходимо разработать  систему мероприятий по санации  каждой

конкретной  депрессивной территории в отдельности.

      Санация должна принципиально  отличаться от всех других  мер государственного

регулирования развития территорий:

      1. Не должно быть «обезличенных»  трансфертов, все они должны

характеризоваться индивидуальной направленностью.

      2. Содержание санации в той  территории, в которой основной  причиной депрессии

выступает отсутствие условий и стимулов для  нормальной хозяйственной деятельности,

необходимо  установить особый правовой режим хозяйственной  деятельности. Например,

предоставить  хозяйствующим субъектам налоговые  льготы, чтобы сэкономленные

средства  были инвестированы в основной капитал  и инфраструктуру.

      3. Предоставление налоговых льгот.

      4. Льготное кредитование отдельных  хозяйствующих субъектов (либо

беспроцентное, либо с условием государственный  банковских гарантий, когда

региональный  бюджет берет на себя обязательства  по выплате определенной части

процента  по предоставленному кредиту).

      5. Перечисление конкретным муниципальным  образованиям денежных средств на

создание  центров поддержки малого и среднего бизнеса территорий, инвестиционных

фондов, переподготовку и обучение кадров.

      Суть санации заключается в  том, что это очень дорогостоящее  и бесприбыльное

дело, а  результаты будут проявляться в качестве общегосударственной стабильности,

поэтому этим может заниматься только государство.

      Затраты на результативную санацию  будут вполне сопоставимы с  бюджетными

вливаниями  в государственно поддерживаемые отрасли  – по оценкам экспертов,

потребовалось бы от 180 до 260 миллиардов долларов США (в ценах 2004 г.).

      В рамках мероприятий санации  должна быть разработана система  механизмов:

      1. Для санации депрессивных территорий  придется во много раз укрупнить

масштаб адресной финансовой помощи территорий, для чего необходимо спустить

уровень предоставления трансфертов с регионов и городов до уровня поселков.

      2. Необходимо провести частичную  консолидацию средств федерального  бюджета,

расходование  которых прямо или косвенно связано с положением дел в дотационных

регионах.

      3. Целесообразно сделать статьи  федерального и регионального  бюджета, которые

идут на цели санации, не просто приоритетными, но и защищенными, то есть такими,

которые не могут быть во время исполнения бюджета пересмотрены и изменены по каким 
 

                                                                                  26 
 

бы то ни было основаниям в сторону уменьшения. Для этого необходимо внести

изменения в бюджетное законодательство и  в сами тексты бюджетов.

      Вышеперечисленные механизмы санации  должны выстраиваться на принципах

санации. К этим принципам относятся:

      1. Целевая ориентация. Ни один  механизм не должен быть индифферентным  по

отношению к предмету регулирования, он должен быть настроен на достижение

конкретных  результатов санации.

      2. Системность воздействий. Механизмы  должны решать сразу несколько  проблем

одновременно  и не должны противоречить друг другу.

      3. Многоуровневая поддержка. Механизмы  санации должны быть встроены в

политику  и федеральных, и региональных, и  местных органов власти, чтобы  каждый из

уровней имел зону исключительной компетенции  и зону ответственности.

      4. Концентрация ресурсов. Механизмы  должны предусматривать аккумулирование

и возможное  перераспределение ресурсов между направлениями санации, которые

поступают по различным каналам.

      5. Упреждающее действие. Механизмы  должны работать с опережением  ситуаций,

создавать организационно-правовые и финансово-экономические  преграды на пути

перерастания ситуации в депрессию и экономическую катастрофу. Для внедрения этого

принципа  целесообразно восстановить режим  государственного планирования

экономического  развития территорий.

      6. Операционность. Все меры санации  не должны противоречить уже

существующему законодательству и процедурам и  технологиям принятия решений.

      7. Реальность. Меры санации должны  быть рассчитаны исходя из  реально

имеющихся ресурсов и эффективных механизмов их реализации.

      8. Контролируемость. Все действия  нужно проводить в режиме, который позволял

бы однозначно проверять их реализацию, трактовать результаты и проверять их на

соответствие  поставленным целям.

      9. Гласность. Поскольку в данных  территориях социальная напряженность  очень

высокая, то чтобы санация была эффективной, необходимо обеспечить четкое, ясное

Информация о работе Предмет и объект региональной экономики