Предпринимательство в аграрной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение, на основе теоретических и практических материалов, предпринимательства в аграрной сфере, обоснование механизма организации, эффективного функционирования разных форм хозяйствования и рыночных отношений в аграрной сфере. Одной из важнейших составных в развитой рыночной экономике является предпринимательство.

Содержание

Введение . стр.3 - 4


Глава 1. Сущность аграрных отношений.

1.1. Сельское хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства. стр.5 - 6

1.2. Особенности земли как средства производства

и предмета труда. стр.6 - 8

1.3. Аграрные отношения как составляющая системы экономических отношений общества. стр.8 - 10


Глава 2. Формы хозяйствования в аграрном секторе Украины.

2.1. Аграрные реформы в Украине в 20 веке. стр.11 - 14

2.2. Формы хозяйствования. стр.14 - 16

2.3. Особенности развития сельскохозяйственного

производства. стр.17 - 18



Глава 3. Агропромышленный комплекс.

3.1. Сущность АПК. стр.19 - 20

3.2. Структура АПК в Украине. стр.20 - 22

3.3. Государственная политика регулирования и

поддержки сельскохозяйственного производства в Украине. стр.23 - 26



Заключение. стр.27 - 28



Литература. стр. 29



Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая предпринимат в аграр сфере.docx

— 89.88 Кб (Скачать документ)

    За  годы экономического кризиса сельское хозяйство Украины, как и других стран, бывшего СССР и Восточной Европы, понесло значительный ущерб. Украина по объему производства многих видов сельскохозяйственной продукции оказалась отброшенной почти на 40 лет назад.

    Главная причина аграрного кризиса в  Украине — отсутствие рациональной аграрной политики и нарушение закона стоимости в сельском хозяйстве. Это означает отсутствие паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленные товары для аграрного производства. Во многих развитых странах мира существует такая форма государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, как паритетные цены. В  Украине  в  1998 – 1999 гг. сельскохозяйственные предприятия  вследствие  диспаритета цен потеряли  более 95 млрд.  грн. Чтобы купить трактор «Т – 150К» в 1990 г. Необходимо было продать 57 т пшеницы, в 1998 г. – 364 т пшеницы, комбайн «Нива» - соответственно 45 и 1300 т. Кроме того, из каждой заработанной гривны государство в форме  налогов  изымает 87 коп.[17, с.356].

    Еще  одной  важной  причиной  аграрного  кризиса  в  Украине  явилось  снижение  спроса  на  сельскохозяйственную  продукцию  вследствие  либерализации  цен,  что  привело  к  их  чрезмерному  росту.  Аграрный кризис обусловлен и потерей значительной части внутреннего рынка сбыта, энергетическим кризисом, нерациональной политикой государства в аграрном секторе, технической и экономической отсталостью перерабатывающей промышленности и др.  Все вышеизложенное и обусловливает необходимость проведения в Украине радикальных аграрных реформ.

    Аграрные  реформы — это процесс трансформации экономических отношений, прежде всего отношений собственности, в сельском хозяйстве. Поскольку составляющими экономических отношений являются технико-экономические, организационно-экономические отношения и отношения экономической собственности, то материальной основой аграрной реформы выступают в первую очередь изменения в технологическом способе производства: внедрение новой техники, культуры земледелия, новых форм организации производства и труда и т. д.

    В условиях НТР радикальные преобразования в технологическом способе производства в сельском хозяйстве возможны на пути интенсивного развития биотехнологии, в частности генной и клеточной инженерии, которая создает условия для развертывания «биологической», «биотехнологической» революции. Так, с помощью генной инженерии создаются новые организмы с наперед заданными свойствами, изменяются наследственные качества сельскохозяйственных растений и животных.

    Чтобы не отставать от развитых стран мира в этой сфере, Украина должна значительно оживить работу в области селекции и осеменения.

    Важным  направлением аграрных реформ является преобразование экономической и юридической собственности в селе, следствием которого станут изменения социальной структуры.

    Трансформация экономической собственности требует, прежде всего, смены ее субъектов. Это предусматривает разгосударствление и приватизацию земельной собственности, возрождение частной собственности и утверждение реального плюрализма различных форм собственности. Что касается преобразований колхозно-совхозной системы, то проведение аграрной реформы предполагает наделение колхозников и работников совхозов земельными паями и приходящейся им долей основных средств производства, создание агрофирм, добровольных сельских союзов, кооперацию и другие меры.

    В Украине целью аграрной реформы  являются устранение государственной  монополии на землю, формирование рачительного хозяина земли, оптимальное использование различных форм собственности — государственной, коллективной и частной.

    Аграрные  реформы в сфере экономической  собственности предусматривают  реформу ценообразования, налогообложения, рентных платежей, заработной платы, т. е. всей совокупности отношений собственности во всех сферах общественного воспроизводства.

    Аграрные  реформы в сфере  юридической собственности означают изменения в землевладении, землепользовании и землераспоряжении. Проведение земельной реформы в Украине в этой сфере предусматривает:

      - признание права собственности на землю и имущество каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия;

      - создание возможности формирования из распаеванных предприятий частной собственности на имущество;

      - утверждение права распоряжаться землями, переданными в коллективную собственность, и предоставление земельных участков членам коллектива, которые пожелали выйти из коллективного сельскохозяйственного предприятия;

    - упрощение процедуры передачи земельных участков в коллективную собственность в постоянное пользование.

    Аграрные  реформы в сфере организационно-экономических отношений предусматривают качественное улучшение управления сельскохозяйственными предприятиями, изучение и использование передового опыта и т. п.

    Одним  из первых  законов, принятых в  Украине  по  аграрным  вопросам,  был  Закон  «О  крестьянских  хозяйствах»  от  20  декабря  1991 г. Кроме  разрешения  на  вечное  наследственное  право  на  индивидуальное  хозяйство,  этот  закон  допускал  частную  собственность  на  участок  земли  после  шестилетнего  срока  с  момента  его  занятия. Закон «О  формах  собственности  на  землю», введенный  с  30  января  1992 г., установил  частную  и  коллективную  формы  собственности  в  Украине  на  равных  правах  с  государственной,  не  конкретизировав  вопрос  о  сельскохозяйственных  и  других  землях (под строениями,  предприятиями  и  т.д.)  и  не разрешив  куплю-продажу земли.

    Земельный  кодекс  от  13  марта  1992 г.  разъяснил  и  расширил  положение  Закона  «О  крестьянских  хозяйствах». Он  разрешил  частным  собственникам  сдавать  в  аренду  свою  землю  для  целей  сельскохозяйственного  производства  на  срок  до  трех  лет.

    Согласно  Закона  Украины  от 5 мая  1993 г. для ведения  крестьянского (фермерского)  и  личного  подсобного  хозяйства,  садоводства,  строительства  и  обслуживания  жилых строений  и  удовлетворения других  потребностей,  предусмотренных  законом    гражданам  предоставляется  земля  в  вечное  наследственное  владение.

    Согласно  Закону  Украины « О  плате  за  землю»  плата  взимается  в  виде  земельного  налога  или  арендной  платы,  которые  определяются  в  зависимости  от  качества  и  местоположения  земельного  участка,  исходя  из  кадастровой оценки  земель.

    В  результате завершения первых  двух  этапов  земельной реформы почти все  хозяйства  страны  получили государственные акты  на  право коллективной  собственности  на  землю.  Соответствующие  государственные  структуры согласно Указу Президента Украины «О порядке  паевания  земель,  переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям  и  организациям» от  8  августа  1995 г. провели  паевание  земель  и  имущества  с  выдачей  земельных  и  имущественных  сертификатов.[10 c.352].

    Если  на 1 января 1990 г. в аграрном секторе  не было ни одного фермерского хозяйства, то в 2000 г. их насчитывалось 37,6 тыс. Кроме того, 11 млн. семей имели приусадебные участки, общая площадь которых составляла 3,7 млн. га (3,3 млн. пашни). В собственность негосударственных сельскохозяйственных предприятий было передано 29,5 млн. га земли. В целом, вместо колхозов и совхозов на начало 2001 г. было создано 14,9 новых агроформирований, сертификаты на земельный пай получили 6,5 млн. человек, 5,6 млн. крестьян сдали свои паи в аренду.[15, №12].

    Однако  фермерские хозяйства работали хуже, чем колхозы и совхозы. В 1998 г. они произвели около 2% общего объема сельскохозяйственной продукции (без  учета продукции, произведенной на приусадебных участках).

    Более высокую эффективность частные  хозяйства в Украине показывают только при выращивании отдельных видов сельскохозяйственных растений.  В то же время неэффективным оказалось расширение личных подсобных хозяйств. Так, площадь этой категории хозяйств возросла в 2,5 раза, а объем сельскохозяйственной продукции лишь на 15%. Поэтому обнадеживающим является создание на начало 2001 г. в Украине на базе колхозов и совхозов преимущественно коллективных хозяйств: около 7 тыс. хозяйственных (акционерных обществ), 3,5 тыс. сельскохозяйственных кооперативов и лишь 2,9 тыс. частных хозяйств с арендными отношениями и 1,2 тыс. фермерских хозяйств.[17, с.359].

    Основной  текущей  задачей  аграрной  политики  ныне  является  остановка  негативных  процессов  в  этом  секторе  экономики  и  обеспечение  условий  для  наращивания  производства  сырья  и  производственных  ресурсов.  В  связи с этим  на  современном этапе проведения  аграрной  реформы особенно  необходимо  ее  научное,  правовое,  методическое,  финансовое  и материально-техническое обеспечение.  В этом - залог успеха  реформы,  поскольку альтернативы  ей  нет,  реформа должна  осуществляться  в интересах крестьян  и самими  крестьянами. 
 

            2.2. Формы хозяйствования. 
 

    Переход  экономики  Украины  на  рыночные  отношения  сопровождается  формированием  новых  форм  хозяйствования,  к  которым  относятся:

    - кооперативное  предпринимательство;

    - акционерные  товарищества;

    - государственное  предпринимательство.

    Акционерное  товарищество – это хозяйственное товарищество,  которое имеет уставный  фонд,  разделенный на  определенное  количество  акций одинаковой  номинальной стоимости,  и несет ответственность за  обязательствами только  имуществом  товарищества,  а акционеры несут риск  убытков, связанных с деятельностью товарищества,  в размерах  цены  принадлежащих им  акций.

    В Украине  на  01.01.2005 г.  было  зарегистрировано  всего  1023396  предприятий  и  организаций;  из  них  34571  акционерных  товариществ;  302942  товариществ  с  ограниченной  ответственностью.

    Акционерная  форма  хозяйствования  имеет  большие  преимущества:

    - финансовые - акционерное товарищество  создает механизм  оперативной мобилизации больших инвестиций  и регулярного получения доходов в виде  дивидендов  от  акций;

    - экономические – акционерный капитал способствует  становлению гибкой  системы производственно-хозяйственных связей, которые оформляются в виде  перекрестного или цепного владения  акциями;

    - социальные – распродажа  и раздача акций содействует изменению государственной собственности и привлечению к собственности широких слоев населения.

    Акционерные  товарищества  делят  на  два  вида:

    - акционерные  товарищество  открытого   типа,  акции  которого  могут   распространяться  путем  открытой  подписки  и  купли-продажи   на  биржах;

    -  акционерные  товарищество  закрытого   типа,  акции распределяют  между   основателями  или  среди   предварительно  определенного   круга  лиц  и  не  могут   распространяться  путем  подписки,  покупаться  и  продаваться   на  биржах. Акционеры  закрытого   товарищества  имеют  преимущественное  право  на  приобретение  акций,  которые  продаются другими   акционерами  товарищества.

    Главным  атрибутом  акционерного  товарищества  является  акция.  Акция – ценный  документ  без установленного  срока обращения,  который свидетельствует про частичное участие в уставном  фонде акционерного  товарищества,  подтверждает  членство  в акционерном товариществе  и право на  участие в управлении  им,  а также дает  право его участников  на  получение части доходов в виде  дивидендов  и на  участие в разделении  имущества в случае  ликвидации  товарищества.

    Современная  экономическая  реформа,  которая  поставила  себе  цель  реконструировать  отношения  собственности  и  форм  хозяйствования,  практически  началась  в  нашей  стране  с  провозглашения  возрождения  принципов  кооперации.  Кооперативный  сектор  должен  был  стать  тем  экспериментальным  полем,  где  бы  проверялись  и  употреблялись  в  экономику  потерянные  элементы  предпринимательства  и  рыночных  механизмов.  Прежде  всего,  через  кооперацию  ставилось  задание  открыть  процесс  формирования  многослойной  экономики.  Сегодня  в  Украине  деятельность  кооперативов  регулируется  Законом  Украины  «Про  кооперацию»  № 1087-4  от  01.10.2003 года.

Информация о работе Предпринимательство в аграрной сфере