Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение, на основе теоретических и практических материалов, предпринимательства в аграрной сфере, обоснование механизма организации, эффективного функционирования разных форм хозяйствования и рыночных отношений в аграрной сфере. Одной из важнейших составных в развитой рыночной экономике является предпринимательство.
Введение . стр.3 - 4
Глава 1. Сущность аграрных отношений.
1.1. Сельское хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства. стр.5 - 6
1.2. Особенности земли как средства производства
и предмета труда. стр.6 - 8
1.3. Аграрные отношения как составляющая системы экономических отношений общества. стр.8 - 10
Глава 2. Формы хозяйствования в аграрном секторе Украины.
2.1. Аграрные реформы в Украине в 20 веке. стр.11 - 14
2.2. Формы хозяйствования. стр.14 - 16
2.3. Особенности развития сельскохозяйственного
производства. стр.17 - 18
Глава 3. Агропромышленный комплекс.
3.1. Сущность АПК. стр.19 - 20
3.2. Структура АПК в Украине. стр.20 - 22
3.3. Государственная политика регулирования и
поддержки сельскохозяйственного производства в Украине. стр.23 - 26
Заключение. стр.27 - 28
Литература. стр. 29
Приложение.
-
замедленный, несколько хаотичный,
без четкой мотивированной
программы переход от командно-административной
системы к рыночным отношениям
в процессе непрерывных
политических споров.
3.2. Структура АПК в
Украине.
К АПК относятся все виды производства и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции и сельскохозяйственного сырья и существование которых вне реализации этой задачи нецелесообразно. С данной точки зрения АПК состоит из таких сфер и обслуживающих звеньев.
Первая сфера АПК – само сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, в том числе личные подсобные хозяйства (растениеводство, животноводство, рыболовство).
Вторая сфера АПК – отрасли, которые производят для сельского хозяйства и агропромышленного комплекса средство производства:
- тракторное, сельскохозяйственное и пищевое машиностроение;
- производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений и животных;
- комбикормовая промышленность;
- мелиоративное и сельское строительство.
Третья сфера АПК – отрасли промышленной переработки сельскохозяйственного сырья хранения и доведения конечного продукта до потребителя.
Четвертая
сфера АПК – отрасли, которые
обеспечивают общие условия социально-экономического
развития: дорожно-транспортное
хозяйство, связь, элеваторно-складские
предприятия, материально-техническое
обслуживание, подготовка кадров,
жилые и культурно-бытовые объекты,
в том числе учреждения охраны
здоровья и другие. (рис.4).
Производ- ство средств производ- ства |
|
Фермерский продукт |
Промышленная переработка |
Реализация в оптовой и розничной торговле |
Транспортные фирмы, банки, страховые компании и т.д. |
Рис.4.
Взаимосвязь отраслей АПК.
Основным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, выступающее интегратором в этой многоотраслевой системе. Поставляя свою продукцию в многочисленные отрасли, оно само использует продукцию различных отраслей. Из сферы сельского хозяйства большая часть продукции попадает в пищевую промышленность – одну из важнейших в агропромышленном комплексе, завершающую интегрированное производство и выпускающую конечную продукцию.
В Украине остро стоит проблема формирования и развития современного разветвленного АПК, базирующегося на сельскохозяйственном производстве, на основе формирования рыночных отношений. Трудности в экономике, вызванные системой трансформацией, усложняют и замедляют решение проблемы, тем более, что в самом сельском хозяйстве еще занято более 20% общего числа работающих в стране, что свидетельствует о его слабой расчлененности по производственно-сбытовым процессам.
Образование агропромышленного комплекса представляет важную современную стадию общественного разделения труда и общественного производства. Структура и функционирование АПК базируется на сочетании специализации, кооперирования и диверсификации производственных процессов. Данные процессы являются характерными для макроэкономики эпохи современной научно-технической революции. В этой связи различают функциональную и отраслевую структуру АПК.
Функциональная структура АПК является его основополагающим системным образованием и включает шесть основных функциональных стадий:
1. производство промышленных средств производства для отраслей АПК;
2. производство непосредственно сельскохозяйственной продукции;
3. хранение сельскохозяйственной продукции;
4. производство предметов потребления из сельскохозяйственного сырья;
5. реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки;
6. транспортировку и связь.
Функциональная структура АПК – объективная основа его отраслевой структуры, представляет собой базу для выделения отраслевых звеньев комплекса.
Структура агропромышленного комплекса США выглядит так:
- первая сфера – само сельское хозяйство – 8,7%, доля населения, работающего в АПК, - 11,7%;
- вторая сфера – 33,2%, где занято 25,4% от работающих в АПК;
- третья сфера – 58,1%, доля занятых 62,9%;
При
этом обратим внимание на
то, что если в самом сельском
хозяйстве США занято менее
2% самодеятельного населения,
то со сферой АПК связано
до 40%, т.е. она является
главнейшей сферой производства.[10,
с.350].
3.3. Государственная
политика регулирования
и поддержки
сельскохозяйственного
производства
в Украине.
Особое значение в Украине уделяется государственной поддержке сельского хозяйства. Целью государственного регулирования сельскохозяйственного производства является достижения более эффективного, стабильно-поступательного экономического и социального развития сельского хозяйства. В процессе такого регулирования происходит экономическая поддержка аграрных предприятий для того, чтобы они, во-первых, при нормальном хозяйствовании имели необходимый уровень доходности в условиях подходящей рыночной конъюнктуры, и, во-вторых, были заинтересованы вести производство в таком объеме, ассортименте продукции и её качества, которые выгодны потребителям и обеспечивают социальную стабильность общества.
Политику государственного протекционизма сельского хозяйства было введено в период большого экономического кризиса. В США она действовала около 80 лет (с начала 30-х годов), а в странах ЕС – 50 лет (с 50-х годов). Именно эта политика обеспечила эффективное развитие сельского хозяйства в этих странах.
Состояние экономики Украины не позволяет вводить политику чистого протекционизма сельского хозяйства. Поэтому целесообразно использовать дифференцированный подход, соединяя эти две политики - протекционизма и эффективности - для отдельных отраслей, видов продукции и регионов. Это нашло отражение в системе законов Украины, Указов Президента Украины, а так же в проекте Национальной программы развития агропромышленного производства и социального возрождения села Украины на 1999 -2010 года.
Основными направлениями государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства в Украине на ближайшие 10 лет должны быть:
1. Регулирование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В основе аграрной политики государства должна лежать концепция паритета доходов сельскохозяйственных производителей с доходами работников других отраслей экономики, а также концепция паритета отдачи ресурсов. Она содержит комплекс направленных на это мер, среди них:
а) введение способствующей налоговой, кредитной и страховой политики. В особенности, введение фиксирования сельскохозяйственного налога позволило значительно снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственные предприятия. Закон Украины «Про стимулирование развития сельского хозяйства на период 2001 – 2004 гг.» закрепляет введенный в 2000 г. режим специального кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кредитные изменения внесены в систему страхования рисков. Так введено обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений государственными сельскохозяйственными предприятиями, урожая зерновых культур и сахарных буряков - аграрными предприятиями всех форм собственности;
б) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям поддержки через государственные дотации и субсидии. В частности, укреплению экономики аграрных предприятий способствовало введение с 1999 г. согласно Указа Президента Украины:
- системы дотаций
- освобождение до 1.01.2005 г. сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков налогов от выплаты в бюджет суммы налога на добавочную стоимость относительно операций за продажу товаров (услуг, работ) собственного производства, включая продукцию, изготовленную с собственного сельскохозяйственного сырья;
в) введение системы уменьшения цен на необходимые сельскому хозяйству материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств защиты растений и животных, технических средств);
г) усовершенствование финансово-кредитного механизма, который обслуживает аграрное производство и должна содействовать стимулированию инвестиционной деятельности в АПК. Ожидается создание и государственную поддержку определенной банковской системы в виде ипотечных, земельных и кооперативных банков.
Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, регулирование доходов сельскохозяйственных предприятий следует совершать, поэтапно учитывая отраслевой подход. В первую очередь поддержки требуют:
- стратегически важные отрасли (зерновое хозяйство, хозяйство по производству буряка, льна и масличные культуры), которые обеспечивают валютные поступления государству;
-
хозяйства, которые находятся
в неблагоприятных природно-
2. Формирование эффективной аграрной структурной и торговой политики. Первая вызвана обеспечить рациональную отраслевую структуру, размещение специализированного производства в регионах с благоприятными природно-экономическими условиями, повысить экономическую отдачу природных ресурсов и капитала. Целью аграрной торговой политики является регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. Государство обязано обеспечить доступность украинских рынков каждому производителю, организовывать систему рыночной информации, разработать правила торговли.
3. Защита интересов отечественных товаропроизводителей путем:
- стимулирования экспорта конкурентной продукции, в первую очередь перерабатывающих отраслей производства;
- осуществления политики зашиты внутреннего рынка от импортного продовольствия и материально-технических ресурсов, для производства которых Украина имеет возможности, утверждая тарифы на её отечественные разновидности.
4. Активное участие государства в охране и повышении плодородности почв, защиты окружающей среды; развитии селекции, осуществлении противоэрозийных мер, развитии науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства.
5. Развитие социальной сферы села, улучшение условий жизни в селе. Целесообразно увеличить объем государственных вложений в строительство домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дорог, газовых мереж.