Предпринимательство в аграрной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение, на основе теоретических и практических материалов, предпринимательства в аграрной сфере, обоснование механизма организации, эффективного функционирования разных форм хозяйствования и рыночных отношений в аграрной сфере. Одной из важнейших составных в развитой рыночной экономике является предпринимательство.

Содержание

Введение . стр.3 - 4


Глава 1. Сущность аграрных отношений.

1.1. Сельское хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства. стр.5 - 6

1.2. Особенности земли как средства производства

и предмета труда. стр.6 - 8

1.3. Аграрные отношения как составляющая системы экономических отношений общества. стр.8 - 10


Глава 2. Формы хозяйствования в аграрном секторе Украины.

2.1. Аграрные реформы в Украине в 20 веке. стр.11 - 14

2.2. Формы хозяйствования. стр.14 - 16

2.3. Особенности развития сельскохозяйственного

производства. стр.17 - 18



Глава 3. Агропромышленный комплекс.

3.1. Сущность АПК. стр.19 - 20

3.2. Структура АПК в Украине. стр.20 - 22

3.3. Государственная политика регулирования и

поддержки сельскохозяйственного производства в Украине. стр.23 - 26



Заключение. стр.27 - 28



Литература. стр. 29



Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая предпринимат в аграр сфере.docx

— 89.88 Кб (Скачать документ)

    -  замедленный,  несколько  хаотичный,  без  четкой  мотивированной  программы  переход  от  командно-административной  системы  к  рыночным  отношениям  в  процессе  непрерывных   политических  споров. 
 

                 3.2. Структура АПК в Украине. 
 

    К  АПК  относятся  все  виды  производства  и  производственного  обслуживания,  создание  и  развитие  которых  подчинены  производству  конечной  потребительской  продукции  и  сельскохозяйственного  сырья  и  существование  которых  вне  реализации  этой  задачи  нецелесообразно.  С  данной  точки  зрения  АПК  состоит  из  таких  сфер  и  обслуживающих  звеньев.

    Первая  сфера  АПК – само  сельское  хозяйство,  сельскохозяйственное  производство,  в том числе личные  подсобные хозяйства (растениеводство,  животноводство,  рыболовство).

       Вторая  сфера  АПК – отрасли,  которые производят  для сельского хозяйства и агропромышленного комплекса средство  производства:

        - тракторное,  сельскохозяйственное  и  пищевое  машиностроение;

    - производство  минеральных  удобрений   и  химических  средств  защиты  растений  и  животных;

    - комбикормовая  промышленность;

    - мелиоративное  и  сельское  строительство.

    Третья  сфера  АПК – отрасли промышленной  переработки сельскохозяйственного сырья хранения  и доведения конечного продукта  до  потребителя.

    Четвертая  сфера  АПК – отрасли,  которые обеспечивают  общие условия социально-экономического  развития:  дорожно-транспортное  хозяйство,  связь,  элеваторно-складские предприятия,  материально-техническое обслуживание,  подготовка  кадров,  жилые и культурно-бытовые объекты,  в том числе учреждения  охраны  здоровья  и другие. (рис.4). 
 

 
Производ-

ство

средств

производ-

ства 
 

   
Материально-техническое  снабжение  и  обслуживание
   
Фермерский  продукт
   
Промышленная  переработка
   
Реализация  в  оптовой   и  розничной  торговле

        
 

 
            Транспортные фирмы,  банки,  страховые  компании  и  т.д.

     

    Рис.4. Взаимосвязь отраслей  АПК. 
 

    Основным  звеном  агропромышленного  комплекса  является  сельское  хозяйство,  выступающее  интегратором  в  этой  многоотраслевой  системе.  Поставляя  свою  продукцию  в  многочисленные  отрасли,  оно  само  использует  продукцию  различных  отраслей.  Из  сферы  сельского  хозяйства  большая  часть  продукции  попадает  в  пищевую  промышленность – одну  из  важнейших  в  агропромышленном  комплексе,  завершающую  интегрированное  производство  и  выпускающую  конечную  продукцию.

    В  Украине  остро  стоит  проблема  формирования  и  развития  современного  разветвленного  АПК,  базирующегося  на  сельскохозяйственном  производстве,  на  основе  формирования  рыночных  отношений.  Трудности  в  экономике,  вызванные  системой  трансформацией,  усложняют  и  замедляют  решение  проблемы,  тем  более,  что  в  самом  сельском  хозяйстве  еще  занято  более  20%  общего  числа  работающих  в  стране,  что  свидетельствует  о  его  слабой  расчлененности  по  производственно-сбытовым  процессам.

    Образование  агропромышленного  комплекса  представляет  важную  современную  стадию  общественного  разделения  труда  и  общественного  производства.  Структура  и  функционирование  АПК  базируется  на  сочетании  специализации,  кооперирования  и  диверсификации  производственных  процессов.  Данные  процессы  являются  характерными  для  макроэкономики  эпохи  современной  научно-технической  революции.  В  этой  связи  различают  функциональную  и  отраслевую  структуру  АПК.

    Функциональная  структура  АПК  является  его  основополагающим  системным  образованием  и  включает  шесть  основных  функциональных  стадий:

    1. производство  промышленных  средств   производства  для  отраслей  АПК;

    2. производство  непосредственно   сельскохозяйственной  продукции;

    3. хранение  сельскохозяйственной  продукции;

    4. производство  предметов  потребления   из  сельскохозяйственного  сырья;

    5. реализацию  сельскохозяйственной  продукции  и  продуктов   её  переработки;

    6. транспортировку  и  связь.

    Функциональная  структура  АПК – объективная  основа  его  отраслевой  структуры,  представляет  собой  базу  для  выделения  отраслевых  звеньев  комплекса.

    Структура  агропромышленного  комплекса  США  выглядит  так:

    -  первая  сфера – само  сельское  хозяйство – 8,7%,  доля  населения,  работающего  в  АПК, - 11,7%;

    -  вторая  сфера – 33,2%,  где   занято  25,4%  от  работающих  в  АПК;

    -  третья  сфера – 58,1%,  доля  занятых  62,9%;

    При  этом  обратим  внимание  на  то,  что  если  в  самом  сельском  хозяйстве  США  занято  менее  2%  самодеятельного  населения,  то  со  сферой  АПК  связано  до  40%,  т.е.  она  является  главнейшей  сферой  производства.[10, с.350]. 
 

            3.3. Государственная   политика  регулирования   и  поддержки   сельскохозяйственного   производства  в  Украине. 

    Особое   значение  в  Украине  уделяется  государственной  поддержке  сельского  хозяйства.  Целью государственного  регулирования сельскохозяйственного производства  является  достижения  более эффективного,  стабильно-поступательного экономического  и социального развития  сельского хозяйства.  В процессе  такого  регулирования происходит  экономическая поддержка аграрных  предприятий для того,  чтобы они,  во-первых,  при нормальном  хозяйствовании  имели необходимый уровень доходности  в условиях  подходящей  рыночной  конъюнктуры,  и,  во-вторых,  были  заинтересованы  вести производство  в таком объеме,  ассортименте  продукции и её  качества,  которые выгодны потребителям  и обеспечивают  социальную  стабильность  общества.

    Политику  государственного  протекционизма  сельского  хозяйства  было  введено  в  период  большого  экономического  кризиса.  В  США  она  действовала  около  80  лет  (с  начала  30-х  годов),  а  в  странах  ЕС – 50  лет  (с  50-х  годов).  Именно  эта  политика  обеспечила  эффективное  развитие  сельского  хозяйства  в  этих  странах.

    Состояние  экономики  Украины  не  позволяет  вводить  политику  чистого  протекционизма  сельского  хозяйства.  Поэтому  целесообразно  использовать  дифференцированный  подход,   соединяя  эти  две  политики  -  протекционизма  и  эффективности  -  для  отдельных  отраслей,  видов  продукции  и  регионов.  Это  нашло  отражение  в  системе  законов  Украины,  Указов  Президента  Украины,  а  так  же  в  проекте  Национальной  программы  развития  агропромышленного  производства  и  социального  возрождения  села  Украины  на  1999  -2010  года.

    Основными  направлениями  государственного  регулирования  и  поддержки  сельскохозяйственного  производства  в  Украине  на  ближайшие  10  лет  должны  быть:

    1. Регулирование доходов сельскохозяйственных  товаропроизводителей.  В основе  аграрной  политики  государства должна  лежать  концепция паритета  доходов сельскохозяйственных  производителей  с доходами  работников  других  отраслей  экономики,  а также концепция паритета  отдачи  ресурсов.  Она содержит  комплекс  направленных  на  это мер,  среди них:

       а) введение  способствующей  налоговой,  кредитной и страховой политики.  В особенности,  введение  фиксирования  сельскохозяйственного налога  позволило значительно снизить налоговую нагрузку  на  сельскохозяйственные  предприятия.  Закон Украины «Про  стимулирование  развития  сельского хозяйства на  период  2001 – 2004 гг.» закрепляет  введенный в 2000 г.  режим специального  кредитования  сельскохозяйственных  товаропроизводителей.  Кредитные  изменения  внесены  в  систему  страхования  рисков.  Так  введено  обязательное  страхование  урожая  сельскохозяйственных  культур  и  многолетних  насаждений  государственными  сельскохозяйственными  предприятиями,  урожая  зерновых  культур  и  сахарных  буряков - аграрными  предприятиями  всех  форм  собственности;

      б)  предоставление  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  поддержки через государственные дотации и субсидии.  В частности,  укреплению  экономики аграрных  предприятий способствовало  введение  с 1999 г.  согласно  Указа Президента  Украины:

       -  системы  дотаций  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  через   предоставление  им    сумм  налога  на  добавочную  стоимость,  которые  раньше  оплачивались  в  бюджет  перерабатывающими   предприятиями  за  реализованное   молоко  и  молочную  продукцию,  мясо  и  мясопродукты;

    - освобождение  до  1.01.2005 г.  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  -  плательщиков  налогов  от  выплаты  в   бюджет  суммы  налога  на  добавочную  стоимость  относительно  операций  за  продажу  товаров  (услуг,  работ)  собственного  производства,  включая  продукцию,  изготовленную  с собственного  сельскохозяйственного  сырья;

    в) введение  системы уменьшения  цен на  необходимые сельскому хозяйству материально-технических ресурсов  (минеральных удобрений,  средств защиты  растений  и животных,  технических средств);

    г)  усовершенствование  финансово-кредитного  механизма,  который обслуживает аграрное  производство  и должна  содействовать стимулированию  инвестиционной  деятельности  в АПК.  Ожидается создание  и государственную поддержку определенной  банковской  системы в виде  ипотечных,  земельных и кооперативных банков.

    Учитывая  ограниченные  финансовые  возможности  государства, регулирование  доходов  сельскохозяйственных  предприятий  следует  совершать,  поэтапно  учитывая  отраслевой  подход.  В  первую  очередь  поддержки  требуют: 

    -  стратегически  важные  отрасли  (зерновое  хозяйство,  хозяйство   по  производству  буряка,  льна  и  масличные  культуры),  которые  обеспечивают  валютные  поступления  государству;

    - хозяйства,  которые  находятся   в  неблагоприятных природно-экономических   условиях  (Полесье,  горные  районы).

    2.  Формирование  эффективной аграрной  структурной и торговой  политики.  Первая  вызвана обеспечить  рациональную  отраслевую  структуру,  размещение  специализированного производства  в регионах  с благоприятными  природно-экономическими  условиями,  повысить  экономическую отдачу  природных ресурсов  и капитала.  Целью аграрной  торговой  политики  является  регулирование рынка сельскохозяйственной  продукции.  Государство  обязано  обеспечить  доступность  украинских  рынков  каждому  производителю,  организовывать  систему  рыночной  информации,  разработать  правила  торговли.

    3.  Защита  интересов отечественных товаропроизводителей  путем:

    -  стимулирования  экспорта  конкурентной  продукции,  в  первую  очередь   перерабатывающих  отраслей  производства;

    -  осуществления  политики  зашиты  внутреннего  рынка  от  импортного  продовольствия  и  материально-технических   ресурсов,  для  производства  которых  Украина  имеет   возможности,  утверждая  тарифы  на  её  отечественные  разновидности.

    4.  Активное  участие государства в охране  и повышении плодородности почв,  защиты  окружающей  среды;  развитии  селекции,  осуществлении противоэрозийных  мер,  развитии  науки и научной деятельности  в сфере агропромышленного производства. 

    5. Развитие  социальной  сферы села,  улучшение условий жизни в селе.  Целесообразно увеличить объем государственных вложений  в строительство домов,  детских дошкольных  учреждений,  общеобразовательных школ,  дорог,  газовых мереж.

Информация о работе Предпринимательство в аграрной сфере