Предприятие как субъект хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Описание

1.Понятие предприятия, цели, задачи, стратегия, тактика, классификация.
2.Организационно-правовые формы предприятия.
3.Среда функционирования предприятия.
4.Создание предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 540.50 Кб (Скачать документ)

  1.Методы  хозяйствования и  их сущность. 

  В зависимости от соотношения доходов  и расходов, а также источников их покрытия различают 3 метода хозяйствования:

  -бюджетный расчет – метод хозяйствования, при котором текущие затраты частично или полностью покрываются за счет средств бюджета. Это условия функционирования бюджетных организаций. Бюджетные поступления полностью расходуются в процессе деятельности. Планово-убыточные государственные предприятия также функционируют на условиях бюджетного расчета (хлебозаводы, молочные заводы и др.) Цены на этих предприятиях ниже себестоимости. Т.е. за счет бюджета не только частично покрываются текущие издержки, но и финансируется расширенное производство.

  Так как такой механизм хозяйствования сдерживает экономический рост предприятия  и государства, такой метод хозяйствования занимает незначительный удельный вес  в экономике.

  -хозяйственный  расчет – метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования ресурсов в производстве. Этот метод был создан в условиях административно-командной системы и обусловлен высокой степенью централизации управления. Регламентация цен, тарифов и др. не позволяла увеличивать прибыль за счет выгодной продажи. Источниками роста прибыли предприятий в данных условиях было увеличение объема продажи и снижения себестоимости продукции за счет эффективности использования всех видов ресурсов недостаток финансовых ресурсов за счет внешних источников, сдерживая развитие, расширение и совершенствование производства.

  Данный  механизм хозяйствования, ограничивая  хозяйственную самостоятельность  предприятий, снижая рентабельность и  не обеспечивая экономической заинтересованности в результатах производственно-хозяйственной деятельности.

  В условиях рыночной экономики хозяйственный  расчет автоматически перешел в  коммерческий.

  -коммерческий  расчет- метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования всех ресурсов, выгодной продажей продукции. Предприятия, использующие данный метод хозяйствования увеличивают прибыль как за счет снижения себестоимости, так и за счет выгодной продажи продукции.

  Учитывая  особенности коммерческого расчета  эффективное функционирование его  осуществляется в условиях рыночной экономики. 

  2.Принципы  коммерческого расчета  как эффективного  метода хозяйствования.

  1.Наличие  собственных средств – означает, что часть инвестиционной стоимости предприятия обязательно обеспечивается собственным капиталом. При создании предприятия он представлен уставным фондом. За счет, которого формируется основной и оборотный капитал. Наличие собственных средств создает материальную основу для хозяйственной самостоятельности.

  2.Хозяйственная  самостоятельность – означает, что  предприятие как юридическое  лицо самостоятельно принимает  любые решения, касающиеся производственно-коммерческой  деятельности.

  Наибольшей хозяйственной самостоятельностью обладают частные предприятия и предприятия с небольшим числом учредителей (хоз. Товарищества, ООО, ОДО).

  Акционерные общества в этом отношении отличаются от др. орг. прав. формир.. Оперативные  вопросы решают самостоятельно. Однако самостоятельность ограничена в вопросах стратегических (распределение чистой прибыли, инвестиционная деятельность) решается собранием.

  3.Самоокупаемость  и рентабельность. Основной принцип  коммерческого расчета означает, что доходы предприятия не только покрывают его экономические издержки, но и обеспечивают экономическую прибыль.

  

  4.Самофинансирование  означает, что расширение воспроизводства  осуществляется за счет собственных  средств предприятия. Источники  самофинансирования:

  1.внуиренние (собственные средства: уставный  фонд, чистая прибыль, амортизационные  отчисления),

  2.внешние:

  -привлеченные(от  продажи акций, безвозвратные,  бессрочные, беспроцентные кредиты),

  -заемные  (банковский, коммерческий кредиты,  лизинг).

  5.Экономическая заинтересованность означает, что предприятия должны быть заинтересованы в организации производственно-коммерческой деятельности и повышения ее эффективности. Она обеспечивается в том случае, если предприятие получает экономическую прибыль, т.е. прибыль превышающую возможный доход от вложения денег в банк.

  6.Предыдущий  принцип предполагает следующий:  экономическую ответственность  – означает, что в условиях  широких кооперативных связей  каждое предприятие, связанное  с внешней средой договорными  обязательствами несет ответственность по ним, как текущую (штрафы, пени, неустойки) так и имущественную (в случае банкротства).Все перечисленные причины связаны, взаимообусловлены. 

  Формы общественной организации  производства.

  1.Сущность  и формы концентрации, особенности, виды, показатели и экономические преимущества концентрации.

  2.Комбинирование, понятие, характерные признаки, виды, формы, показатели.

  3.Понятие,  сущность, формы и показатели  уровня специализации.

  4.Кооперирование, сущность, формы и показатели. 

  1.Сущность  и формы концентрации, особенности, виды, показатели и экономические  преимущества концентрации.

  Концентрация  – процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях, позволяющий  широко применять новейшую высокопроизводительную технику.

  Различают:

  абсолютную  концентрацию, выражающуюся в укрупнении размеров предприятия,

  относительную, выражающуюся в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного  размера.

  Особенности концентрации:

  -выражается  в создании и развитии крупных производств и предприятий,

  -создает  возможности для более эффективного  использования высокопроизводительной  техники,

  -контролируется  с целью достижения минимальных  затрат на выпуск продукции.

  Формы развития концентрации:

  1.увеличение  выпуска однородной продукции,

  2.увеличение  выпуска разнородной продукции,

  3.развитие  концентрации на основе комбинирования  производства,

  4.развитие концентрации на основе диверсификации производства.

  Выделяют 3 формы концентрации производства:

  1.Концентрация  специализированного производства.

  Наиболее  эффективная форма, обеспечивающая сосредоточение однородного производства на все более крупных предприятиях.

  2.Концентрации  комбинированных производств.

  Обеспечивает  последовательность выполнения технологических  процессов, комплексную переработку  сырья, использование побочных продуктов  и отходов, сокращение выбросов вредных  веществ в окружающую среду.

  3.Увеличение  размеров универсальных предприятий.

  Менее эффективная форма, при которой  осуществляется концентрация производств, не связанных между собой ни однородностью  и последовательностью технологических  процессов, ни комплексной переработкой сырья.

  В зависимости от уровня, на каком  происходит укрупнение производства различают:

  -агрегатную  концентрацию – это увеличение  единичной мощности оборудования,

  -технологическую  – укрупнение цехов  в составе  предприятия, достигаемое за счет  качественного совершенствования техники и увеличения количества однотипного оборудования,

  -заводская  – выражающаяся в увеличении  размеров предприятий,

  -организационно-хозяйственная,  выражающаяся в создании производственных  объединений.

  Показатели  измерения концентрации:

  1.Абсолютные размеры предприятия, определяемые объемом производства продукции за год, среднегодовой численностью ППП, среднегодовой стоимостью ОПФ.

  2.Показатели  уровня концентрации  производства  в отраслях пр-ти:

  -объем  выпуска продукции за год в  среднем на одно предприятие,

  -удельный  вес продукции, вырабатываемой  крупными предприятиями в общем  объеме ВП,

  -удельный  вес числа крупных предприятий  в общей их деятельности,

  -удельный  вес ППП крупных предприятий  в общей их численности,

  -удельный  вес ОПФ, сосредоточенных на крупных предприятиях в общей их стоимости отрасли,

  -удельный  вес потребления электроэнергии  крупными предприятиями в общем  потреблении ее отраслью.

  Экономические преимущества концентрации:

  1.являетя  необходимой предпосылкой развития  НТП,

  2.обеспечивает рост ПТ,

  3.содействует  эффективному использованию высокопроизводительного  оборудования,

  4.обеспечивает  возможность внедрения прогрессивной  технологии, наиболее экономному  использованию сырья,

  5.приводи  к эффекту масштаба (непропорциональный  меньший рост расходов при увеличении расходов объема производства)

  Недостатки  концентрации:

  1.Увеличение  транспортных расходов,

  2.Необходимость  больших инвестиций на сооружение  крупных предприятий,

  3.Усложнение  процесса управления,

  4.Повышение  нагрузки на природную среду,

  5.Нарушенеи  принципа равномерного размещения  производственного производства,

  6.Возможность  монополизации производства. 

  2.Комбинирование, понятие, характерные  признаки, виды, формы,  показатели.

   Комбинирование  – процесс соединения труда определенных органически связанных между  собой специализированных производств в хозяйственный единый комплекс.

   Характерные признаки комбинирования:

   -наличие  тесных производственно-технических  и экономических связей между  производствами, входящих в состав  комбинирования,

   пропорциональность  по производительности и пропускной способности производств,

   -непрерывность  перехода от одного процесса  к другому,

   -пространственное  единства,

   -единство  энергетической системы,

   -общие  вспомогательные службы,

   -единое  управление.

   В зависимости от характера связей между производствами комбинирование бывает следующих видов:

   -вертикальное (при последовательной переработке  сырья),

Информация о работе Предприятие как субъект хозяйствования