Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа
Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики. За счет экспорта сырьевых ресурсов, преобразований в экономике и благоприятной конъюнктуры получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты корпоративного управления на предприятиях с государственным участием………………………………….…...………………5
1.1 Анализ процесса формирования корпоративного сектора в управлении предприятиями с государственным участием..……..………………………5
1.2 Особенности корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием ……………………………..…………………11
2 Современная система корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации..………...……………15
2.1 Развитие корпоративного управления на предприятиях с государственным участием …………………………………..……………15
2.2. Эффективность системы корпоративного управления (на примере ОАО «Татнефть»)………………………………...……………………….…27
3 Совершенствование системы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в Российской Федерации………………..………….40
Заключение………………………………………………………………………….48
Список используемой литературы………
Анализ
зарубежного опыта показывает, что
во всех без исключения странах с
развитой рыночной экономикой государство
активно участвует в экономике,
но не во всей, а только в малоприбыльных
отраслях хозяйства в силу того,
что они играют важную роль в решении
отдельных социально-
При нынешнем
уровне коррупции и эффективности,
точнее говоря неэффективности, работы
бюрократического аппарата в России
может сложиться
1.1
Особенности корпоративного
В начале
нового тысячелетия корпоративное
управление стало одной из центральных
областей хозяйственных отношений.
Поскольку во многих странах государство
является крупным субъектом экономики,
проблематика корпоративного управления
естественным образом затрагивает
и предприятия с
Определение государственных предприятий (ГП), данное в нормативах ОЭСР (ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) по корпоративному управлению предприятий, находящихся в государственной собственности: государственные предприятия - это предприятия, в которых государство имеет существенную долю контроля через полный, мажоритарный (имеющий возможность определять решения общего собрания. В разных раскладах (распределение акций между остальными акционерами), это от 30 до 75% акций, наиболее характерный случай - 50% + один голос. Мажоритарный акционер - акционер, пакет акций которого дает право контроля) или значимый миноритарный пакет акций.
В статье «Масштаб и распределение по секторам государственных предприятий» К. Шпренгер называет государственным контролем участие правительства любого уровня, в частности, через пирамидальные структуры - прямое и косвенное владение федеральным, региональным или местным правительством (OECD, 2005). Существенная доля контроля обычно определяется как, по крайней мере, 10% голосующих акций в компании. Мы, однако, должны поправить это определение в соответствии с доступными источниками данных и используемых в них классификациях.[1]
Государственный контроль - это когда государство владеет мажоритарным пакетом акций или когда в совете директоров большинство представителей назначено государством. Количество государственных акций отражает наличие прав на осуществление контроля. Например, Газпром контролируется государством и в настоящее время владеет 73,7% акций «Газпром Нефть». Таким образом, государство контролирует 73,7% акций «Газпром Нефть».
Следует
отметить, что только на топливный
сектор (преимущественно нефть и
газ) приходится более 50% рыночной капитализации.
Доля государства в нефтегазовой
отрасли и обрабатывающей промышленности
увеличивалась в течение
В последние
несколько лет очевидно усиление
роли российского государства в
качестве хозяйственного субъекта и
корпоративного собственника. Данная
тенденция оценивается
Все это придает особую важность проблематике корпоративного управления в российских государственных компаниях.
Безусловно,
совершенствование
Действия
(или бездействие) правительства
в вопросах корпоративного управления
в компаниях с государственным
участием являются индикатором объективнее,
нежели телевизионные заявления
и печатные прокламации, показывающим
какие цели действительно преследует
государство и его
Нынешнее состояние корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России нельзя признать удовлетворительным.
Хотя Кодекс корпоративного поведения – документ, содержащий рекомендации по организации корпоративного управления в российских компаниях - принимался по инициативе государства в лице ФСФР, был одобрен протоколом Правительства РФ, компании с государственным участием в большинстве своем не применяют к себе его рекомендации.
Положительные
подвижки крупных (публичных) акционерных
обществ с государственным
Единой и четкой государственной политики развития института корпоративного управления в «подведомственных» компаниях не просматривается.
2. Современная система корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации
2.2. Развитие корпоративного управления на предприятиях с государственным участием
В настоящее
время на территории Российской Федерации
функционирует большое
Многие акционерные компании в которых имелась государственная доля признаны банкротами, часть принадлежавших государству пакетов акций отчуждена по цене, гораздо меньшей чем их рыночная стоимость. Можно отметить и то, что из акционерных компаний с государственным участием сегодня выводятся активы, размывается доля государства. Также нередки случаи невыполнения взятых на себя обязательств победителями инвестиционных торгов, несоблюдение условий инвестиционного конкурса. Виновниками этого являются, прежде всего, управленцы компаний, другие акционеры, а, в ряде случаев, этому способствуют государственные органы, либо отдельные представители государства в акционерных компаниях [9, с.13].
Проблема эффективности управления госпакетами хорошо видна на региональном уровне. Стремление региональных и местных властей к завладению собственностью мотивируются заботой о поддержке производства и занятости, которая якобы чужда "корыстному" частному капиталу. Реально же речь идет о том же стремлении к усилению власти чиновников, к неэффективному государственному предпринимательству, удобному, однако, для бюрократии, поскольку оно позволяет контролировать финансовые потоки.
Все это, однако, представляет собой естественное явление, поскольку парадокс собственности заключается в том, что собственность не у тех, кто ей просто владеет, а у тех, кто ей эффективно распоряжается. Следовательно, важным является то, каким образом распоряжается своей собственностью государство, каковы цели управления принадлежащими государству пакетами акций и государственным имуществом в целом.
Предполагается, что цели государства носят лишь политический характер. Однако это далеко не так.
Так целями управления принадлежащими государству пакетами акций (паями, долями), находящимися в государственной собственности являются [10]:
1. Максимизация неналоговых доходов бюджета.
2. Обеспечение
выполнения хозяйственными
3. Оптимизация
управленческих затрат (сокращение
количества обществ, где
4. Реструктуризация
предприятий, создание
5. Стимулирование
развития производства, улучшение
общих финансово-экономических
6. Снижение
рисков при выделении
При оценке
эффективности управления пакетами
акций, находящимися в собственности
Российской Федерации, и достижении
поставленных целей могут использоваться
различные критерии. В частности,
обеспечение акционерным
Реализация
указанных выше целей естественно
требует совершенствования и
кардинального изменения
Во-первых,
это акционерные общества, в которых
находящиеся в собственности
государства пакеты акций целесообразно
сохранять в собственности