Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа
Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики. За счет экспорта сырьевых ресурсов, преобразований в экономике и благоприятной конъюнктуры получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты корпоративного управления на предприятиях с государственным участием………………………………….…...………………5
1.1 Анализ процесса формирования корпоративного сектора в управлении предприятиями с государственным участием..……..………………………5
1.2 Особенности корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием ……………………………..…………………11
2 Современная система корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации..………...……………15
2.1 Развитие корпоративного управления на предприятиях с государственным участием …………………………………..……………15
2.2. Эффективность системы корпоративного управления (на примере ОАО «Татнефть»)………………………………...……………………….…27
3 Совершенствование системы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в Российской Федерации………………..………….40
Заключение………………………………………………………………………….48
Список используемой литературы………
В таких
акционерных компаниях
Второй группой акционерных обществ с государственным участием составляют общества, находящиеся в государственной собственности пакеты акций которых необходимо реализовать в ближайшее время. Следует подчеркнуть, что вопрос о реализации каждого пакета акций должен решаться индивидуально, с разработкой стратегии продажи данного пакета акций. Прежде всего, необходимо четко определить будет ли пакет акций реализовываться на денежном аукционе, либо на инвестиционных торгах, либо через фондовую биржу. Далее следует решить будет ли пакет продавиться целиком, либо пакет будет раздроблен на несколько мелких партий. Следующее - это определение того, останется ли какая-то часть пакета акций в собственности государства или нет, поскольку нередко сохранение хотя бы 1% акций общества является более чем необходимым для получения требуемой информации о деятельности данного общества.
Реализация
же полномочий государства как собственника
- субъекта корпоративных отношений,
в органах управления акционерным
обществом требует
Стратегически альянс с активным владельцем может оказаться более выгодным для государства, чем иные формы управления собственностью. Стратегические альянсы наблюдается в значимых для экономики страны сферах производства (автомобилестроение, авиастроение, нефтяная промышленность).
Во-первых, активный собственник сам по себе заинтересован в сохранении и приумножении своей собственности.
Во-вторых, приумножение собственности увеличивает капитализацию предприятия, что повышает уровень потенциального дохода для государства.
В-третьих, активный собственник имеет собственный интерес в контроле за издержками, что снимет с государства затраты на дополнительный контроль ха использованием активов.
В-четвертых,
наилучшим материальным вознаграждением
активного собственника за управление
государственной
В-пятых, такой альянс с частным владельцем является наиболее явным примером социального договора между государством и бизнесом, причем такой договора сам по себе есть один из сильнейших стимулов развития демократического общества.
В современное
время наблюдается тенденция
сотрудничества государства с активными
совладельцами акционерных
В последние годы политика управления государственной собственностью в российском правительстве преследовала цель консолидации существующего государственного участия в холдинговые компании за пределами топливного и энергетического секторов, увеличения доли в стратегических предприятиях до контролирующего уровня и приватизации миноритарных долей в нестратегических секторах. Усилия российского правительства по стабилизации в ходе недавнего финансового кризиса (в частности, интервенции на фондовом рынке и обеспеченные займы) приведут к дальнейшему увеличению активов находящихся в собственности государства компаний. Политика усиления государственного сектора пользуется широкой поддержкой российского населения. В двух опросах населения, проведенных в 2006 г., от 37 до 52% респондентов ответили, что предпочли бы отменить итоги приватизации и оставить активы в государственных руках. Еще 13% (в обоих опросах) сказали, что предпочли бы видеть приватизированные фирмы национализированными, а затем реприватизированными в ходе более прозрачного процесса.
По данным Федеральной службы статистики (Росстат), к началу 2007 г., 9% зарегистрированных фирм и организаций находились в полном государственном владении и 2% были в смешанной собственности, т.е. имели в качестве собственников и государственные, и частные компании; 21% капитальных инвестиций в 2007 г. был про изведен полностью государственными компаниями и еще 10% - фирмами со смешанным владением. В терминах основного капитала 23% российской экономики принадлежит фирмам с мажоритарным государственным контролем. Однако, если посмотреть на крупнейшие российские компании, торгующиеся на российских или международных фондовых биржах, возникает другая картина. Согласно оценкам компании «Тройка Диалог» (Troika Dialog, 2008), федеральные и региональные власти контролировали примерно 40% рыночной капитализации российского фондового рынка в конце 2007 г., по сравнению с 24% в 2004 г.
В России из двух главных моделей - западноевропейской и североамериканской - выбрана вторая, далеко не самая подходящая.
Действительно,
размеры российского
Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий - электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Учитывая, что эти отрасли почти во всех странах мира служат традиционной нишей для государственного предпринимательства, можно утверждать, что Россия на протяжении 1990-х гг. шла в общем русле развития мировой экономики.
Однако
данный тезис носит общий характер
и должен быть уточнен. Во-первых, в
последнее время явно ослабляются
позиции государства даже в его
традиционных нишах. Во-вторых, истинные
различия в "архитектуре" отечественного
государственного сектора просматриваются
при сравнении более
Поскольку
наиболее болезненным сегментом
отечественного государственного сектора
с полным основанием можно считать
его промышленную часть, сосредоточим
внимание именно на ней. Хотя сведения
о государственном секторе
Вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. Его масштабы настолько сжаты, что, по сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности. Приватизация привела к тому, что в электроэнергетике доля государственного сектора оказалась более чем в 10 раз ниже, чем во Франции, где эта отрасль почти полностью обобществлена. Примечательно, что в Австрии, Великобритании, Австралии, Швейцарии и Канаде в середине 1980-х гг. более трех четвертей всех активов электроэнергетики также находилось в руках государства.
Но, несмотря
на наш столь "впечатляющий" результат,
принято решение о дальнейшей
приватизации данной отрасли. Если представить,
что в России останутся шесть
или более частных компаний, то
все равно они будут
У нас
имеется негативный пример распада
(развала) некогда общесоюзной
Ненамного
лучше положение дел в
В стекольной промышленности доля французского государственного сектора превышала долю российского в 20 раз. Химическое производство во Франции также значительно шире представлено государственными предприятиями, чем в нашей стране.
Выявляются
и прямо противоположные
Приведенные
данные подводят к выводу: там, где
присутствие государственного сектора
целесообразно сохранять, Россия от
него активно избавлялась, а там,
где от него можно было избавиться,
она его "приберегала". Для устранения
образовавшихся структурных несоответствий,
по нашему мнению, необходим радикальный
пересмотр концепции
Оборотной
стороной объемов государственного
сектора выступает его
Сопоставление интегральных показателей эффективности двух секторов отраслей российской промышленности позволяет сгруппировать их в три кластера.
Первый
включает отрасли с высокой
Таким образом, структурный анализ подтверждает вывод о том, что государственный сектор российской промышленности пока во многом неконкурентоспособен, в том числе по сравнению с негосударственным, который по своим показателям эффективности тоже далек от мировых стандартов.[7]
Наблюдается
рассогласование тенденций