Проблема развития корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики. За счет экспорта сырьевых ресурсов, преобразований в экономике и благоприятной конъюнктуры получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.

Содержание

Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты корпоративного управления на предприятиях с государственным участием………………………………….…...………………5
1.1 Анализ процесса формирования корпоративного сектора в управлении предприятиями с государственным участием..……..………………………5
1.2 Особенности корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием ……………………………..…………………11

2 Современная система корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации..………...……………15
2.1 Развитие корпоративного управления на предприятиях с государственным участием …………………………………..……………15
2.2. Эффективность системы корпоративного управления (на примере ОАО «Татнефть»)………………………………...……………………….…27

3 Совершенствование системы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в Российской Федерации………………..………….40
Заключение………………………………………………………………………….48
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Проблема развития корпоративного управления предприятиями с государственным участием (на примере ОАО Татенфть)Хабибуллин А.Р. МКУ-10-01.docx

— 178.25 Кб (Скачать документ)

Более того, спонтанный порядок вообще не может  существовать в отношении объектов управления. Т.е. любые действия и  бездействия приводятся в движение только под целенаправленным воздействием на объект управления. Значит, роль спонтанного  характера представленных явлений, вообще не имеет место быть в управлении чем-либо, а тем более корпорацией.

Устойчивое  управление по предсказуемости ожидаемых  эффектов в ОАО «Татнефть» обеспечивает ее гармоничное управление.

Бывшее  государственное объединение ”Татнефть” преобразовано в открытое акционерное общество с аналогичным названием не через залоговый аукцион, а непосредственно путем передачи 40% акций в собственность государству и около 50% - членам трудового коллектива и гражданам Татарстана. Количество акционеров (в основном физических лиц) превышает 60 тыс. (в компании работает около 110 тыс. человек). Естественно, требовалось обеспечить равный доступ к управлению обществом всем акционерам, включая миноритарных. Но это отнюдь не означает ”эквивалентности” - ”сколько акций, столько и голосов”: имеется в виду такая организация управления, при которой каждый акционер уверен, что капитал, включающий и его долю, защищен от злоупотреблений.

«…Сегодня держателями акций ”Татнефти” являются жители нашей республики и других регионов страны, многочисленные юридические лица и даже зарубежные банки. Предупреждать возможные конфликты между ними помогает информационная прозрачность. Политика компании нацелена на строгое соблюдение законных прав акционеров, но в жизни все гладко не бывает. Главное - минимизировать негативные последствия коллизий.» - так считает Виктор Городний, на момент написания статьи  являлся заместителем генерального директора ОАО ”Татнефть”.

По моему  мнению, для увеличения благополучия акционеров и населения Республики Татарстан и Российской Федерации, как собственников недр, дарованных нам природой, необходимо выкупить часть доли в Компании банка IMG Евразия (31,4%) и разделить на части для последующей эмиссии на территории РФ и только ее резидентам. Данная мера необходима для перенаправления оттока денежных средств из страны и передачи права собственности на средства производства гражданам Республики Татарстан и Российской Федерации. Это укрепит позиции на внутреннем рынке и создаст задел для активизации интеллектуальных процессов внутри компании, что в последующем приведет к увеличению ее рыночной стоимости и эффективности существования.

Вертикально – интегрированные компании, такие  как ОАО «Татнефть» образуют достаточно большие организации с присущими им преимуществами – властью на рынке и хорошей ресурсной базой. Они обладают лучшими предпосылками для налаживания воспроизводственных процессов и инновационной деятельности, рационализации структуры совокупного капитала, выстраивания эффективных кооперационных технологических связей, а также существующего снижения трансакционных издержек. [15]

Но от влияния банковского ссудного процента не удалось избежать и такой крупной  компании как ОАО «Татнефть». Финансируя инвестиционные проекты, банки  закладывают в условия, необходимый процент от вложенного капитала, тем самым не принимая непосредственного участия в самом производственном процессе. А в свою очередь, Компании приходиться перекладывать это на себестоимость продукции, которая отражается на кошельках потребителей. Таким образом, можно сделать предположение, что создание финансово – промышленной группы (ФПГ) вокруг ОАО «Татнефть» позволит обеспечивать инвестирование за счет собственных средств на беспроцентной основе.

Так же положительным  моментом является то, что у этой системы отношений есть безусловный  потенциал для преодоления кризиса  в экономике и образования  новых, более эффективных интегрированных  структур. В частности, в последнее  время стала заметна тенденция  приобретения акций, для получения доступа к продукту, занимающему определенное место в технологической цепочке.  Иначе говоря, возникают объединения корпоративного типа, в которых стремление к максимизации локальной прибыли каждым из смежников, уступает их желанию иметь для себя устойчивый и определенный рынок. [15]

В недалеком  прошлом государство создало  колоссальную проблему для развития корпоративного сектора. Пытаясь мобилизировать внутренние источники финансирования бюджетного дефицита, государство резко ослабило инвестиционный потенциал финансового рынка, допустив массированное вторжение на этот рынок высокодоходных государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Таким вынужденным, но крайне неэффективным образом, государство решало до августа 1998 года задачи по существу локальной финансовой стабилизации. Финансовые структуры в этих условиях предпочли приумножать свои капиталы за пределами реального сектора.

То же может произойти и в ситуации с ОАО «Татнефть» при неблагоприятных обстоятельствах на рынке нефтедобычи и нефтепереработки.  Поэтому при создании финансово-промышленной группы необходимо привлечь собственные ресурсы в виде долгосрочных вложений Республики Татарстан во вновь организованную структуру. Для этого может подойти банк с существенной долей в уставном капитале Правительства Республики Татарстан, но при этом с заранее обозначенным полем деятельности в рамках поддержания существования основного производственного процесса, а не спекулятивными махинациями на рынке ценных бумаг. Иначе это будет являться причиной застоя из-за того что, масса наличности, которая при других обстоятельствах могла бы обслуживать оборот инвестиционных ресурсов, ускоряющий формирование корпораций, будет обслуживать расчеты за пределами реального сектора экономики. Что и происходит сейчас в нашей стране.

До сих  пор распространено заблуждение, согласно которому, демонстрируя худшие результаты хозяйственной деятельности на фоне промышленности в целом, они одновременно более активно пользуются господдержкой, причем типичной формой скрытых субсидий со стороны государства служат недополученные налоги. Действительно, при формально  одинаковом налоговом бремени российские предприятия могут де-факто действовать  в различных налоговых режимах. Однако именно здесь предприятия  корпоративного сектора существенно  не отличаются по показателям от промышленности в целом. Так, по итогам первого полугодия 2001 г., доля просроченной задолжности перед бюджетами всех уровней в общей сумме просроченной кредиторской задолжности предприятий ФПГ составляла 12,6 против 25,5 % по промышленности в целом. Таким образом, в определенном смысле предприятия ФПГ являются не худшими, а лучшими налогоплательщиками. [15]

Данный  факт указывает на заинтересованность государственных органов в такой  структуре управления предприятием, а значит, оно готово оказать поддержку  в ее формировании, тем более что  «золотая акция» принадлежит Правительству  Республики Татарстан.

Несмотря  на сходство юридического статуса корпорации в разных странах, сталкиваясь с  организационными проблемами, к решению  их подходят по разному. Эти особенности зависят от ряда факторов: наличия правовой базы, сложившейся практики делового общения в стране, экономического положения, исторического опыта, культуры и т.п., отсюда – разные модели управления. [16]

Так и  в нашем случае с ОАО «Татнефть» невозможно с уверенностью сказать, что та или иная реструктуризация или реформа сможет положительно повлиять на ее деятельность, но все же основные приоритеты можно указать.

С точки  зрения эффективности корпоративного управления российскими акционерными обществами льготные условия приватизации закрепили преимущественные права трудовых коллективов (номинально) и администрации предприятий (фактически) на их выкуп. Это привело к ряду негативных последствий, но со многими в ОАО «Татнефть» все же удалось справиться.

Именно  своевременное государственное  вмешательство в становление  новой структуры позволило безболезненно  преодолеть этот негативный период и  вывести компанию на новый уровень. Например, не произошло массового  выкупа собственности бывшими руководителями Компании, дискриминации работников в отношении выкупа собственности  и т.д.

«Экономическое  сообщество на пороге нового столетия пришло к пониманию того, что в  качестве парадигмы развития бизнеса, его базовой, результирующей составляющей следует принять концепцию стоимости. Выбор показателя стоимости в качестве приоритетного объясняется следующим: собственников предприятия, в конечном счете, мало интересуют тип и технология производства, параметры продукции и рынки сбыта, критерием эффективности их вложений является рост стоимости вкладов, так как это обусловливает повышение уровня личного благосостояния собственника и стабильное предприятие – мнение авторов монографии «Динамика корпоративного развития», под редакцией члена-корреспондента РАН А.И, Татаркина (стр. 303).

И с ним  нельзя не согласиться. Но стает вопрос о том, чьи же интересы должно соблюдать управление. Вроде ответ очевиден, что собственников, но тогда встает другой вопрос. А какие цели преследую собственники Компании? Если это государство, то явно оно желает стабильного устойчивого развития на долгосрочную перспективу с наименее рискованными решениями и стабильными поступлениями в части доходов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. А если часть собственности принадлежит банку, как тоже имеет место быть в ОАО «Татнефть», то здесь явно другие ожидания, связные, прежде всего с получением доходов от вложенного капитала и чем быстрее, тем лучше.

По моему  мнению, в отношении таких компаний как ОАО «Татнефть» необходимо применять политику соблюдения интересов граждан проживающих на этой территории и работников данного предприятия, потому что отток денежных средств из региона за счет его природных ресурсов не есть благо, а навязывание политики получения ежеминутной прибыли, что подрывает экономическую безопасность региона и страны в целом.

Таким образом, внедрение корпоративного управления в Компании с государственным  участием является одним из главных  инструментов для увеличения прозрачности основной производственной и финансово-хозяйственной  деятельности. С ее помощью можно  отследить то качество управления предприятием, которое показывает нынешнее Управление и тем самым предпринять возможные  меры для смены курса в направлении  провозглашенных целей при значительном от него отклонении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последние  годы политика управления государственной  собственностью в российском правительстве  преследовала цель консолидации существующего  государственного участия в холдинговые  компании за пределами топливного и  энергетического секторов, увеличения доли в стратегических предприятиях до контролирующего уровня и приватизации миноритарных долей в нестратегических секторах. Усилия российского правительства по стабилизации в ходе недавнего финансового кризиса (в частности, интервенции на фондовом рынке и обеспеченные займы) приведут к дальнейшему увеличению активов находящихся в собственности государства компаний. Политика усиления государственного сектора пользуется широкой поддержкой российского населения.

В современных  условиях функционирования ОАО «Татнефть», как компании с государственным участием, стратегическая деятельность компании согласовывается с основными направлениями экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, тем самым обеспечивая стабильность функционирования в среднесрочной перспективе. Учитывая тот фактор, что качественная характеристика запасов нефти на территории Республики Татарстан представляет собой высоковязкие и высокосернистые залежи нефти, то данная политика Компании, это является наиболее удачная система функционирования производственно-хозяйственной системы совместно с органами управления.

В рамках стратегии развития Компании проводится реструктуризация, направленная на повышение  эффективности управления производством, обеспечение прозрачности затрат, оптимизации  трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Руководство компанией «Татнефть» осуществляется в соответствии с Уставом и Кодексом корпоративного управления Общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров ОАО «Татнефть».

Общее руководство  деятельностью Компании осуществляет Совет директоров, ежегодно избираемый общим собранием акционеров. Совет  директоров утверждает стратегические задачи, производственные и финансовые планы деятельности Общества, а также  согласовывает п

ринципиальные вопросы по текущему развитию Компании. Совет директоров ОАО «Татнефть» состоит из 15 человек, включая трех независимых директоров.

Вертикально – интегрированные компании, такие  как ОАО «Татнефть» образуют достаточно большие организации с присущими им преимуществами – властью на рынке и хорошей ресурсной базой. Они обладают лучшими предпосылками для налаживания воспроизводственных процессов и инновационной деятельности, рационализации структуры совокупного капитала, выстраивания эффективных кооперационных технологических связей, а также существующего снижения трансакционных издержек.

Создание  финансово – промышленной группы (ФПГ) вокруг ОАО «Татнефть» позволит обеспечивать инвестирование за счет собственных средств на беспроцентной основе.

Так же положительным  моментом является то, что у этой системы отношений есть безусловный  потенциал для преодоления кризиса  в экономике и образования  новых, более эффективных интегрированных  структур. В частности, в последнее  время стала заметна тенденция  приобретения акций, для получения  доступа к продукту, занимающему  определенное место в технологической  цепочке.  Иначе говоря, возникают  объединения корпоративного типа, в  которых стремление к максимизации локальной прибыли каждым из смежников, уступает их желанию иметь для  себя устойчивый и определенный рынок.

До сих  пор распространено заблуждение, согласно которому, демонстрируя худшие результаты хозяйственной деятельности на фоне промышленности в целом, они одновременно более активно пользуются господдержкой, причем типичной формой скрытых субсидий со стороны государства служат недополученные налоги. Действительно, при формально одинаковом налоговом бремени российские предприятия могут де-факто действовать в различных налоговых режимах. Таким образом, в определенном смысле предприятия ФПГ являются не худшими, а лучшими налогоплательщиками.

Информация о работе Проблема развития корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации