Проблема развития корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики. За счет экспорта сырьевых ресурсов, преобразований в экономике и благоприятной конъюнктуры получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.

Содержание

Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты корпоративного управления на предприятиях с государственным участием………………………………….…...………………5
1.1 Анализ процесса формирования корпоративного сектора в управлении предприятиями с государственным участием..……..………………………5
1.2 Особенности корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием ……………………………..…………………11

2 Современная система корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации..………...……………15
2.1 Развитие корпоративного управления на предприятиях с государственным участием …………………………………..……………15
2.2. Эффективность системы корпоративного управления (на примере ОАО «Татнефть»)………………………………...……………………….…27

3 Совершенствование системы корпоративного управления на предприятиях с государственным участием в Российской Федерации………………..………….40
Заключение………………………………………………………………………….48
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

Проблема развития корпоративного управления предприятиями с государственным участием (на примере ОАО Татенфть)Хабибуллин А.Р. МКУ-10-01.docx

— 178.25 Кб (Скачать документ)

Второй  аспект проблемы непосредственно связан с величиной выявленных диспропорций. Дело в том, что и в других странах  высокая эффективность государственного сектора представляет собой отнюдь не всеобщее или постоянное явление: в некоторых отраслях он уступает первенство частному. Например, во Франции  производительность труда государственного сектора в энергетике бывала на 43% ниже, чем в частном. Однако такого перекоса, как, скажем, в российской топливной промышленности, где производительность труда в государственного секторе  была в 3, 9 раза ниже, чем в негосударственном, не наблюдалось нигде. Для России это не случайность. Так, в деревообрабатывающей промышленности разрыв составлял 2, 1 раза, в стекольной - 2, 7 раза. Очевидно, что подобные перепады в экономической эффективности - это опять-таки "достижение" сугубо российской модели.

Итак, с  точки зрения экономической эффективности  развитие государственного сектора в России в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, на наш взгляд, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

Практически во всех странах мира государственный  сектор представляет собой весьма неоднородное производственное образование. Данный факт, пожалуй, наиболее четко проявляется  в официальной идеологии правительства  Швеции, подразделяющего все предприятия  этого сектора на две группы: работающие в условиях рынка либо выражающие специфические интересы общества (иначе, предприятия с интересами государства). Предприятия первой группы представляют собой форму государственного хозяйствования и нацелены на высокие экономические результаты, второй - обременены некими дополнительными общественными целями и задачами безотносительно к экономической эффективности.

Такое структурное  деление позволяет вскрыть специфику  нынешнего этапа развития отечественного государственного сектора, а именно: государственное предпринимательство  в России пока не получило должного развития, и большая часть промышленного  государственного сектора состоит  из предприятий второй группы.

Подобная  однобокость, отражающая игнорирование  прогрессивных критериев организации, является логическим следствием первоначальной стадии формирования, рассматриваемого сектора. Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования  политики в отношении предприятий  государственного сектора, действующих  как в рыночных условиях, так и  ради общественных интересов. Первый блок в России пребывает в стадии становления, второй же вообще отсутствует. Между  тем разработка последнего является необходимым условием повышения общей эффективности государственного сектора промышленного комплекса страны.

Только  при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент  и технологический авангард национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается  низкоэффективным и становится обузой для населения страны. В развитых странах это поняли, и правительства  сознательно идут на реализацию того или иного подхода.

Похоже, что в России на правительственном  уровне эта дилемма до сих пор  не осмыслена: от государственного сектора  ждут великих достижений, а на его  нужды выделяют недостаточные средства.

 

 

2.2. Эффективность системы корпоративного  управления    

(на примере  ОАО «Татнефть»)

Эффективность и преимущества государственного участия  в управлении акционерным обществом  можно рассмотреть на примере  ОАО "Татнефть". Доля государства в этой компании составляет 33,5956% (ОАО «Центральный Депозитарий Республики Татарстан» (номинальный держатель) - доля в уставном капитале эмитента: 33,5956%, доля голосующих акций: 35,866%), остальные приходятся на:

  • ИНГ БАНК ЕВРАЗИЯ (ЗАО) (номинальный держатель) - доля в уставном капитале эмитента: 30,0207 %, доля голосующих акций: 31,9661%;
  • ЗАО «Депозитарно - Клиринговая Компания» (номинальный держатель) - доля в уставном капитале эмитента: 15,1959%, доля голосующих акций: 13,8604%;
  • Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр» (номинальный держатель) - доля в уставном капитале эмитента: 9,0776%, доля голосующих акций: 7,9038%;
  • Правительство Республики Татарстан - специальное право («золотая акция»);

По состоянию  на 31 декабря 2009 года в реестре акционеров ОАО «Татнефть» было зарегистрировано более 52 тыс. акционеров. Из них наиболее крупными владельцами (номинальными держателями) пакетов акций Компании являлись:

    • Открытое акционерное общество «Центральный депозитарий Республики Татарстан» (ОАО «ЦДРТ») — 33,6% (номинальный держатель);
    • Закрытое акционерное общество ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) — 31,4% (номинальный держатель)

Председателем Совета Директоров является Президент  Республики Татарстан - Минниханов Рустам Нургалиевич. Это позволяет компании осуществлять свою деятельность в рамках совместного партнерства с государственными органами с помощью инструментов корпоративного управления.

Задачи которые ставит перед собой ОАО «Татнефть», являются ориентированными на достижение стратегических показателей финансовой устойчивости с обеспечением высокого уровня корпоративной ответственности и государство, данном случае, является гарантом озвученных целей как перед акционерами и собственниками, так и перед жителями Республики Татарстан.

По оценке независимой международной консалтинговой компании «Miller & Lents», доказанные разрабатываемые, неразрабатываемые и неразбуренные запасы ОАО «Татнефть» на начало 2010 года составили 862,2 млн тонн нефти.

Согласно  РСБУ (Росси́йские станда́рты бухга́лтерского учёта) показатели выручки и чистой прибыли компании в период с 2005- 2009 год характеризовали устойчивое развитие. Падение объемов чистой прибыли в 2008 связано с выплатами дивидендов  и привлечением дополнительных средств на возведение нефтеперерабатывающего комплекса.

Таблица 1- Сокращенная финансовая отчетность ОАО «Татнефть» по РСБУ 

Финансовая отчетность (млн.руб)

2005

2006

2007

2008

2009

Выручка

169 944

174 082

197 471

218 962

226 536

Чистая прибыль

36 563

35 649

43 812

36 521

56 970


  

Порядок раскрытия информации в ОАО «Татнефть» обеспечивается в соответствии с действующим законодательством и требованиями фондового рынка и регулируется утвержденными Советом директоров Положением об информационной политике и Положением об использовании инсайдерской информации и порядке информирования о сделках с ценными бумагами.

Так же в  компании активно внедряется система  управления капитализацией. Управления капитализацией ОАО «Татнефть» осуществляется в соответствии с Программой по повышению эффективности управления производством и укреплению финансово-экономического состояния ОАО «Татнефть» на период 2008–2015 гг. Планирование и анализ корпоративных факторов капитализации обеспечивается Стандартом «Система сценарного планирования финансово-хозяйственной деятельности на трехлетний период», утвержденным Правлением ОАО «Татнефть». Регулярно на официальном сайте Компании опубликовывается консолидированная финансовая отчетность по ОПБУ США.

Рисунок 1 - Капитализация ОАО «Татнефть» за 1995–2009 гг. (млн долл. США)

Дивидендная политика ОАО «Татнефть» определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Компании. В соответствии с Уставом, владельцы привилегированных акций имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда, составляющего 100% от номинальной стоимости акций, если иное решение не принято общим собранием акционеров.

По итогам деятельности ОАО «Татнефть» за 2008 г. общая сумма дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям составила 10,3 млрд руб., или 30% от чистой прибыли. Размер дивиденда, начисленного на 1 акцию, составил 4,42 руб. (442% к номинальной стоимости акции).

Что касается выплаты дивидендов за 2009 год, то общая  сумма составила порядка 15,3 млрд. рублей.

Активная  роль государства в определение  направления развития компании находит  отражение во внутренних документах. Так в соответствии с переходом формирования госбюджета на трехлетний цикл и в рамках совершенствования корпоративного бизнес- планирования, в Компании разработан стандарт «Система сценарного планирования финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татнефть» на трехлетний период».

Стандарт  определяет порядок формирования на основе стратегии развития Компании, трехлетнего прогноза финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Татнефть» в зависимости от конъюнктуры цен на нефтяном рынке.

В основе системы сценарного планирования лежит  формирование базового прогноза финансово-хозяйственной  деятельности, разрабатываемого на принципах  консервативного подхода в выборе исходных макроэкономических условий (неблагоприятных) и минимизации  корпоративных затрат.

Базовые условия трехлетнего планирования ОАО «Татнефть» формируются на основе:

макроэкономических  параметров развития экономики на планируемый  период, принятых Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РТ;

программы стабилизации добычи нефти.

 

Рисунок 3 - Макроэкономические параметры и условия формирования прогноза финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татнефть»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегическая деятельность компании согласовывается с основными  направлениями экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, тем самым обеспечивая  стабильность функционирования в среднесрочной  перспективе. Учитывая тот фактор, что  качественная характеристика запасов  нефти на территории Республики Татарстан  представляет собой высоковязкие и  высокосернистые залежи нефти, то данная политика Компании, это наиболее удачная  система функционирования производственно-хозяйственной  системы.

Сценарный принцип планирования позволяет  регулировать уровень затрат базового прогноза в зависимости от изменения  цен на отраслевом рынке, за счет регламентированного  распределения дополнительных источников в случае более благоприятного сценария и компенсации дефицита бюджета  в случае неблагоприятных ситуаций.

При последующем  планировании утвержденные ранее прогнозные оценки финансово-хозяйственной деятельности второго и третьего года трехлетнего  периода корректируются в связи  с изменением макроэкономических показателей  и приоритетов развития Компании и становятся основой следующей  трехлетки с ежегодным добавлением  к ним прогнозной оценки следующего третьего года.

В Компании на постоянной основе ведется мониторинг всех действующих корпоративных  стандартов — контроль исполнения и оценка эффективности по направлениям деятельности. Данные процедуры позволяют  не допускать нарушения требований стандартов и обеспечить контроль показателей, получаемых в процессе применения стандартов.

Корпоративные стандарты по управлению имущественным  комплексом направлены на повышение  эффективности управления имущественным  комплексом Группы «Татнефть» и обеспечение прозрачности и контроля движения основных средств и сделок с недвижимостью. В 2007 году за счет арендной платы получено 1,57 млрд рублей. Прибыль от передачи имущества в аренду составила 375 млн рублей.

Стандарт  «О консервации имущества» позволил значительно минимизировать затраты по неиспользуемому имуществу и создать дополнительные инвестиционные резервы. В 2007 году законсервировано имущества на сумму 700 млн рублей. Снижение затрат на его содержание за счет консервации составило 60 млн рублей.

Стандарт  «Методика установления норматива  нормируемых оборотных средств» является одним из основных показателей Приказа №1, ответственность за его исполнение регулируется разделом «Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушения исполнительской дисциплины в области финансов» Корпоративного кодекса ОАО «Татнефть» и «Стандарта корпоративных отношений ОАО «Татнефть». Результатом внедрения Стандарта стало сокращение складских запасов ОАО «Татнефть». За семь лет (2001—2007 гг.) материальные запасы Компании снижены на 2,5 млрд рублей, в том числе за 2007 год на 187 млн рублей. Суммарный экономический эффект от сокращения запасов за 2001—2007 гг. составляет более 1,2 млрд рублей, в том числе за 2007 год — 204 млн рублей.

Снижение  запасов в сопоставимых ценах (с  учетом инфляции) за этот же период составляет 8,9 млрд руб.и его дочерних и зависимых обществ в области финансов.

Основная  миссия компании: укрепление статуса международно признанной, финансово устойчивой компании как одного из крупнейших вертикально интегрированных отечественных производителей нефти и газа, продуктов нефтепереработки и нефтехимии, с обеспечением высокого уровня корпоративной социальной ответственности.

Информация о работе Проблема развития корпоративного управления предприятиями с государственным участием в Российской Федерации