Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа
Главными целями исследования являются: оценка состояния нефтеперерабатывающей отрасли, изучение структуры органов государственной власти на различных иерархических уровнях управления, действующего законодательства, а также направлений и механизмов регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, анализ проблем и перспектив развития отрасли.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- обобщить имеющуюся экономическую литературу, в которой рассматривается регулирование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли;
- систематизировать законодательные и другие нормативные акты (постановления, указы, положения, инструктивные письма и т.п.), непосредственно относящиеся к нефтеперерабатывающей отрасли или нефтяной промышленности в целом;
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы ТЭК и нефтеперерабатывающей отрасли как его составляющей……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и сущность ………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация ……………………………………………………………………………...6
1.3 Инновационная политика …………………………………………………………………..8
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования …………………………………….9
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли………………………………...14
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль…………………………..14
2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль………..19
2.3. Анализ текущего состояния отрасли……………………………………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли……………..32
3.1. Основные проблемы отрасли……………………………………………………………..32
3.2. Перспективы развития отрасли…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………………
Основными направлениями технологических инноваций в секторе нефтепереработки и нефтехимии являются:
реконструкция производственных мощностей;
оптимизация технологических процессов;
расширение ассортимента продукции;
энергосбережение, рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды.
В наши дни разработки в области нефтехимии достаточно распространены. Сейчас создаются множество различных проектов и государственных программ, в рамках которых достигается, либо ставится целью достигнуть повышение качества нашей нефтепродукции, повышение уровня переработки, обновление основных фондов и так далее.
Приоритетным видом деятельности является разработка и внедрение инновационных технологий и технических решений, обеспечивающих более высокую степень экономической эффективности (минимизация энергоемкости/
Объем инвестиций в нефтепереработку в России в 2009-2011гг. по инновационному сценарию развития до 2011г. прогнозируется на уровне 370 млрд руб. Такие данные приводятся в прогнозе социально-экономического развития РФ на период 2009-2011гг. Увеличение инвестиций в 2009-2011гг. предусматривается с учетом ввода мощностей Нижнекамского нефтегазохимического комплекса, а также программы ввода вторичных процессов глубокой переработки на заводах ведущих нефтяных компаний. Согласно инновационному сценарию развития, в 2011г. предусматривается рост объемов переработки нефти на НПЗ на 8% по сравнению с 2007г. - до 247 млн т и увеличение глубины переработки нефтяного сырья до 75,5%.
По инновационному сценарию развития рост спроса внутреннего рынка в 2011г. на автобензин и дизельное топливо составит 18,5% и 19,1% соответственно, спрос на мазут топочный сохранится практически на уровне 2007г. При сохранении оптимального соотношения экспортных пошлин на нефтепродукты и нефть прогнозируется рост экспорта нефтепродуктов в 2011г. до 117,8 млн т. В структуре экспорта увеличится доля светлых нефтепродуктов при снижении доли мазута топочного с 33% в 2007г. до 27,7% в 2011г.
Из всего вышеперечисленного вывод напрашивается сам собой: инновационные технологии - основа развития нефтяной компании.
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования отрасли
Мировой опыт организации и управления предприятиями и отраслями топливно-энергетического комплекса свидетельствует о необходимости достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства. Это обусловлено следующим: — предприятия комплекса немногочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степени определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии; — энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими; — для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.
Существует организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.
Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля, который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.
Рис.2 (Приложение 1)
Основными целями создания Организации являются:
Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
Сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Саудовская Аравия
Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран – экспортеров нефти – облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.
Крупнейшим держателем нефтяных концессий и основным производителем нефти является «Арабиен америкен ойл компани» (АРАМКО). С начала 1970-х она находится под контролем правительства Саудовской Аравии, а до этого целиком принадлежала консорциуму американских компаний. Добыча нефти ведется и другими, более мелкими компаниями, такими, как японская «Арабиен ойл компани», действующей в прибрежных водах недалеко от границы с Кувейтом, и «Гетти ойл компани», ведущей добычу на суше в районе границы с Кувейтом.
Основные нефтеперерабатывающие заводы: Арамко – Рас Танура (мощность 300 тыс. баррелей/день), Рабиг (325 тыс. баррелей/день), Янбу (190 тыс. баррелей/день), Рийяд (140 тыс. баррелей/день), Джидда (42 тыс. баррелей/день), Арамко-Мобил – Янбу (332 тыс. баррелей/день), Petromin/Shell – аль-Джубейль (292 тыс. баррелей/день), Arabian Oil Company – Рас-аль-Хафджи (30 тыс. баррелей/день).
Важнейшим фактором развития нефтяной промышленности являются близкие и взаимовыгодные отношения, сложившиеся между АРАМКО и Саудовской Аравией. Деятельность АРАМКО способствовала притоку в страну квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для саудовцев.
Значительные изменения в отношениях между нефтяными компаниями и правительством Саудовской Аравии начались в 1972. В соответствии с подписанным сторонами соглашением, правительство получало 25% имущества АРАМКО. Было установлено, что доля Саудовской Аравии постепенно увеличится до 51% к 1982. Однако в 1974 правительство ускорило этот процесс и приобрело в собственность 60% акций АРАМКО. В 1976 нефтяные компании дали обещание передать всю собственность АРАМКО Саудовской Аравии. В 1980 вся собственность АРАМКО перешла к правительству Саудовской Аравии. В 1984 президентом компании впервые стал гражданин Саудовской Аравии. С 1980 правительство Саудовской Аравии стало само определять цены на нефть и объемы ее добычи, а нефтяные компании получили права на разработку месторождений нефти в качестве субподрядчиков правительства.
Индонезия
Нефтяная промышленность в Индонезии одна из старейших в мире. Сегодня на Индонезию приходится 1,9% мирового производства нефти. Пытаясь установить контроль над нефтедобычей, правительство в 1968 создало единую «Национальную нефтяную и газовую горнопромышленную компанию» («П.Н.Пертамина»). В середине 1970-х – начале 1980-х нефтедобыча стала важнейшей отраслью промышленности в Индонезии, члена Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Экономическая политика Индонезии неоднократно менялась в зависимости от того, как складывались дела с добычей и продажей нефти. В период нефтяного бума, продолжавшегося с 1974 по 1982, на смену благоприятной по отношению к рынку политике пришел режим жесткого государственного управления экономикой. Правительством были пересмотрены условия распределения прибыли между государством и иностранными компаниями в соотношении 85% и 15% в пользу Индонезии. С окончанием всплеска мировых цен на нефть в начале – середине 1980-х начался этап отката от регулирования экономики государством, многие установки предшествующих лет были отменены и уступили место прежней политике. Существовавшая ранее схема разделения продукции в отрасли была заменена соотношением 65% Индонезии и 35% инвестору. Резкое сокращение доходов в иностранной валюте, которым сопровождалось падение мировых цен на жидкое топливо, вынудило Индонезию расширить экспорт других видов продукции.
Нефтепродукты и природный газ остаются главными статьями экспорта страны. Экспортные доходы от нефти и газа в 2000 составили 10,9 млрд. долл., в 2001 – 12,7 млрд., или 25% стоимости всего экспорта, а в 2002 выросли до 19,8 млрд. долл. Главным импортером индонезийской нефти и газа являются Япония и Китай. Пропускная способность НПЗ, принадлежащих «Пертамине», в 2002 составляла 992,7 тыс. баррелей/день. В последние десятилетия были построены ряд новых НПЗ и нефтехимических комплексов. Наиболее крупные НПЗ – в Чилачапе (Западная Ява), Гресике (Ява), Баликпапане (Восточный Калимантан), Думае (Суматра).
В настоящее время (2006 г.) нефтяные запасы страны оцениваются в 7,083 млрд. баррелей. Добычу нефти контролирует государственная компания «Пертамина», но значительную часть добычи осуществляют иностранные компании, среди которых лидирующие позиции занимают «Калтекс» (40% добычи) и «Шелл».
Литва
В Литве правовое регулирование нефтяной отрасли осуществляется на основании нормативно-правовых актов правительства и министерства хозяйства Литвы в соответствии с Национальной энергетической стратегией и Законом «Об энергетике». Нормативно-правовые акты регламентируют вопросы безопасности снабжения, оборудования, эксплуатации, технической безопасности, эффективного использования объектов и сооружений нефтяной отрасли, технические вопросы; утверждают порядок передачи, распределения, поставки и потребления нефти и нефтепродуктов; определяют качественные параметры потребляемой и выпускаемой продукции; регламентируют порядок госконтроля. Развитие данного сектора строится в соответствии с положениями программы «Национальная энергетическая стратегия» (принята в янв. 2007г.). В соответствии с требованиями ЕС был разработан и принят (в 2002г.) Закон «О государственных запасах нефтепродуктов и нефти», который устанавливает порядок создания, накопления и хранения их стратегических запасов в стране, определяет ситуации, при которых запасы могут быть использованы. В 2008г., в соответствии с вышеуказанным законом, в Литве был создан стратегический запас нефтепродуктов на 83 дня (в соответствии с директивой ЕС к 2010 должен быть создан запас на 90 дней).
Литва обладает собственными небольшими месторождениями нефти высокого качества и полностью экспортируется. С 2001г. сохраняется тенденция снижения объемов добычи на фоне постоянного увеличения инвестиций в нефтеразведку. В 2008г. было добыто 129 – тыс.т., что на 16,8% меньше, чем в 2006г. – 155 тыс.т.
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль
Законодательство Российской Федерации, регулирующее топливно-энергетический комплекс в целом и нефтеперерабатывающую отрасль в частности, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере нефтепереработки:
Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 ТР Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании")
Приказ Ростехрегулирования от 09.02.2007 N 9-ст Об утверждении национального стандарта (В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
Приказ Ростехрегулирования от 20.07.2006 N 141-ст Об утверждении национального стандарта (В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
Приказ Ростехрегулирования от 21.04.2006 N 71-ст Об утверждении национального стандарта (В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
Приказ Ростехрегулирования от 09.03.2006 N 28-ст Об утверждении национального стандарта (В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
Приказ Ростехрегулирования от 09.03.2006 N 27-ст Об утверждении национального стандарта (В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании")
Приказ Минэнерго России от 30.01.2003 N 37 ОСТ (Отраслевой стандарт) от 30.01.2003 N 153-39.2-031-2003 О введении в действие стандарта отрасли "Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определения железа" (ОСТ 153-39.2-031-2003)
Приказ Минэнерго России от 18.11.2002 N 399 О введении в действие отраслевого стандарта "Методика определения содержания жидких фракций углеводородов в нефтяном попутном газе, реализуемом газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки" (ОСТ 153-39.2-028-2002)
Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли