Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа
Главными целями исследования являются: оценка состояния нефтеперерабатывающей отрасли, изучение структуры органов государственной власти на различных иерархических уровнях управления, действующего законодательства, а также направлений и механизмов регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, анализ проблем и перспектив развития отрасли.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- обобщить имеющуюся экономическую литературу, в которой рассматривается регулирование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли;
- систематизировать законодательные и другие нормативные акты (постановления, указы, положения, инструктивные письма и т.п.), непосредственно относящиеся к нефтеперерабатывающей отрасли или нефтяной промышленности в целом;
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы ТЭК и нефтеперерабатывающей отрасли как его составляющей……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и сущность ………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация ……………………………………………………………………………...6
1.3 Инновационная политика …………………………………………………………………..8
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования …………………………………….9
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли………………………………...14
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль…………………………..14
2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль………..19
2.3. Анализ текущего состояния отрасли……………………………………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли……………..32
3.1. Основные проблемы отрасли……………………………………………………………..32
3.2. Перспективы развития отрасли…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………………
Чтобы определить уровень концентрации производства в нефтеперерабатывающей отрасли, необходимо рассмотреть мощности предприятий данной отрасли – то есть нефтеперерабатывающих заводов. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей на этом рынке. Из данных Приложения 2 можно сделать вывод о достаточно высокой концентрации на рынке нефтепродуктов, так как семь наиболее крупных нефтеперерабатывающих компаний составляют 45,97% всей отрасли.
В современной структуре нефтяной промышленности России доминируют вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.
Можно с достаточной долей уверенности сказать, что зарождение института слияний и поглощений в России началось примерно с середины 90-х гг. Первыми в волне слияний оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные нефтяные компании стали своеобразными пионерами в области слияний в России, являясь классическим примером вертикального типа слияний.
Примером может служить создание холдинга вокруг НК «Лукойл», образовавшего единую технологическую цепочку «от скважины до бензоколонки». В других компаниях этот процесс проходил в форме поглощений – так это было с АО «Сургутнефтегаз», поглотившим АО «Кинеф» и ряд компаний нефтепродуктового обеспечения. ОАО «Сургутнефтегаз» стало владельцем 100% акций ЗАО «Киришиавтосервис», владеющего сетью из 11 АЗС в Петербурге и области. Ранее владельцем сети являлось ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (Ленобласть), на 99,9% принадлежащее также ОАО «Сургутнефтегаз». Фактически владельцы ЗАО «Киришиавтосервис» не сменились, сеть заправок из «внучки» холдинга «Сургутнефтегаз» превратилась в его «дочку». Ни одним из участников сделки причины переоформления прав собственности не разглашаются.
Главными достоинствами подобной организации нефтяных компаний является возможность выхода на рынок конечной продукции, обеспечение преимуществ за счет концентрации и маневрирования капиталом, производственными мощностями, потоками сырья и готовой продукции, улучшение управляемости технологически взаимосвязанными процессами, получение доступа к надежным сырьевым источникам, минимизация рисков, связанных с реализацией крупных и капиталоемких проектов.
Форма организации взаимодействия предприятий, входящих в большинство российских компаний, известна в мире как "мягкий холдинг". Он предполагает, что дочерние структуры практически независимы друг от друга в том смысле, что их производственная деятельность и маркетинг не согласованы в рамках единого стратегического подхода. При такой ситуации главная цель создания ВИНК практически теряется, но предприятия получают полную возможность оптимизировать результаты своей деятельности.
ВИНК доминируют (в том числе коллективно) на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром нефть), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров. Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ.
Существующий сегодня рынок нефтепродуктов в России - олигополия с элементами местного монополизма. Местные товарные рынки, являющиеся сферой обращения товаров в пределах границ: республик, входящих в состав Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев и областей, поделены между отдельными ВИНК, которые проводят свою политику цен на нефтепродукты независимо от конъюнктуры рынка.
В России ценообразование на нефть и нефтепродукты абсолютно непрозрачно –нет даже основного элемента открытого рынка – индикатора, служившего бы ориентиром для определения справедливой цены, и вокруг которого можно было бы строить остальную систему. Между собой ВИНК не конкурируют - их мало, легко договориться, и если органы власти субъектов РФ сознательно не поощряют конкуренцию, то холдинги конкурировать и не будут.
В принципе, нефтяная промышленность стала поистине одной из самых «популярных» отраслей по количеству проводимых слияний и поглощений. В последние годы ряд российских компаний предприняли серьезные шаги по реальному превращению в полноценные транснациональные корпорации, ведущие конкурентную борьбу с признанными мировыми лидерами, такими как «Лукойл» и «Газпром». Важной чертой последних лет было стремление крупных российских компаний покупать компании за рубежом. Инициировали это движение нефтяные компании, которые в 2001–2003 гг. активно приобретали перерабатывающие мощности в СНГ и Восточной Европе. В качестве примера следует отметить покупку в 2003 г. компанией «Лукойл» перерабатывающих и сбытовых мощностей компаний «Beopetro» в Сербии за 232 млн. долл.
На сегодняшний день российский рынок слияний и поглощений в нефтегазовой сфере имеет значительный потенциал роста. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы объем сделок по слияниям и поглощениям резко увеличится, доля международных сделок существенно возрастет, но влияние государства в этой сфере будет решающим.
Рентабельность российской нефтепереработки в основном определяется рентабельностью мировой нефтепереработки и разницей между экспортными пошлинами на сырую нефть и на нефтепродукты. Как правило, экспортная товарная номенклатура в основном состоит из тяжелых продуктов и дизельного топлива, в то время как бензин в основном идет на внутренний рынок.
Сейчас нефтяники стараются отойти от роли поставщиков полуфабрикатов для иностранных НПЗ: ведь основную прибыль приносит вторичная переработка. Они приобретают нефтеперерабатывающие активы за рубежом, строят и модернизируют НПЗ в России. Многие российские НПЗ провели модернизацию, повысив глубину переработки.
Однако, и этого не достаточно на данный момент, ведь качество нефти и нефтепродуктов зависит от качества используемого оборудования и применяемых технологий. При сравнении с европейскими НПЗ, наши российские сильно уступают по обоим критериям. Даже самые лучшие российские заводы, в модернизацию которых уже в наше время было вложено немало средств, все еще находятся на уровне в лучшем случае стран Восточной Европы, причем с течением времени эффективность российских НПЗ почти не увеличивается. Естественно, это усредненная картина, в реальности за последние десять лет у одних заводов «выход светлых» вырос, а у других остался прежним или даже упал.
Сравнительный график выпуска светлых нефтепродуктов рис.7
Именно поэтому половину средств Федеральной целевой программы развития топливно-энергетического комплекса страны до 2010 года предполагалось направить на строительство установок гидрокрекинга и каталитического крекинга, повышающих выход светлых нефтепродуктов. В программе вполне резонно отмечалось, что проблемы у российской нефтепереработки буквально со всем: и с выпуском высокооктанового топлива, и с его экологическими характеристиками, и главное, с уровнем извлечения светлых фракций из нефти.
С точки зрения экологии нефтеперерабатывающая - одна из "грязных" отраслей. Перед нефтяной отраслью в России стоят следующие задачи:
восполнение запасов углеводородов и освоение новых нефтегазоносных
провинций в отдаленных районах с вероятным отсутствием инфраструктуры,
что потребует значительных инвестиций;
повышение уровня профессиональной подготовки кадров и применения технологий для того, чтобы максимально эффективно провести разведку и освоение новых нефтяных и газовых месторождений
улучшение состояния окружающей среды, а также компенсация или устранение экологических последствий деятельности нефтяных компаний для окружающей среды.
утилизация нефтяного попутного газа
Однако, следует отметить приятный факт, что уже сейчас многие НПЗ самостоятельно ведут активную работу по охране окружающей среды, проходят сертификацию по экологическим стандартам, в том числе по стандарту экологического менеджмента, а также регулярный мониторинг окружающей среды, поддерживают высокого уровня ответственности персонала в обеспечении экологической безопасности.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли
3.1 Основные проблемы отрасли
В настоящее время на внутреннем рынке нефтепродуктов в России существует несколько проблем, требующих безотлагательного решения. Нефтеперерабатывающая отрасль России существенно отстает в своем развитии от промышленно развитых стран мира. Основными проблемами отрасли являются низкая глубина переработки нефти, невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов, отсталая структура производства, высокая степень износа основных фондов, высокий уровень энергопотребления, неоптимальное размещение НПЗ по территории России, неразвитая система продуктопроводов. Российские нефтеперерабатывающие предприятия отличаются низким уровнем конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки. Кроме того при нефтепереработке возникает целый список экологических проблем (загрязнения атмосферы, загрязнение водного бассейна, загрязнение твердыми и жидкими отходами).
Сравнительно высокий уровень оптовых и розничных цен на нефтепродукты, который отрицательно влияет на экономику основных потребителей нефтепродуктов и создает социальную напряженность в обществе. За 6 месяцев 2008 года цены на автомобильный бензин поднялись на 16%, на дизельное топливо - почти на 25%, стоимость авиационного топлива выросла на 10 тыс. рублей за тонну, и достигла 36 тыс. рублей. Почти на 40% увеличилась стоимость топлива при бункеровке промысловых судов в море с танкера, которая на начало июня составила 32-33 тыс. рублей. Для транспортных отраслей расходы на топливо являются основными в составе эксплуатационных затрат. В автопредприятиях доля расходов на ГСМ доходит до 40-60%, для авиакомпаний этот показатель превысил 70-и процентный рубеж. Рост расходов на ГСМ крайне негативно сказывается на уровне заработной платы и состоянии эффективной занятости работников транспортных отраслей, отражается на конкурентоспособности российских предприятий, в конечном счете, влияет на экономическую безопасность страны. Страдает и качество обслуживания населения. Мотивируется деятельность теневого транспортного бизнеса.
Существуют различные причины роста цен на нефть: сильная зависимость цен на внутреннем рынке от мировых, высокий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), отсутствие биржевой торговли нефтепродуктами, ничтожные штрафы за сговор монополистов, сезонный рост цен. Если растут мировые цены, то растет и ставка НДПИ, поскольку к ней применяется коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. Этим налогом облагается вся добытая нефть, вне зависимости от того, поступает она на экспорт или перерабатывается внутри страны для производства бензина и других нефтепродуктов. Поэтому рост мировых цен увеличивает внутреннюю цену нефти и, соответственно, приводит к росту издержек производства бензина. Одной из основных причин роста цен на бензин является монополизация рынка бензина в стране. Большинство региональных рынков имеют одного-двух крупных производителей (оптовых поставщиков) бензина. Поэтому во многом именно их оптовые цены определяют уровень розничных цен. На таких высокомонополизированных рынках рост розничных цен определяется двумя факторами. С одной стороны, он ограничивается платежеспособным спросом. С другой, стимулируется ростом оптовых цен на бензин у ВИНК, которым принадлежит большая часть крупных НПЗ и которые определяют цены на региональных рынках. При этом ВИНК, пользуясь монопольным положением, стремятся к получению максимального дохода.
Немаловажной проблемой нефтепереработки является отсутствие прозрачности формирования затрат (себестоимости единицы продукции) и, следовательно, оптовых цен на нефтепродукты вследствие работы НПЗ, входящих в состав ВИНК на "давальческой нефти" (процессинге. ФАС России особенно беспокоит использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор, некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой. «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемой в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.
Высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа и осуществления рентабельной деятельности на рынках нефтепродуктов. Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли