Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа
Главными целями исследования являются: оценка состояния нефтеперерабатывающей отрасли, изучение структуры органов государственной власти на различных иерархических уровнях управления, действующего законодательства, а также направлений и механизмов регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, анализ проблем и перспектив развития отрасли.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- обобщить имеющуюся экономическую литературу, в которой рассматривается регулирование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли;
- систематизировать законодательные и другие нормативные акты (постановления, указы, положения, инструктивные письма и т.п.), непосредственно относящиеся к нефтеперерабатывающей отрасли или нефтяной промышленности в целом;
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы ТЭК и нефтеперерабатывающей отрасли как его составляющей……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и сущность ………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация ……………………………………………………………………………...6
1.3 Инновационная политика …………………………………………………………………..8
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования …………………………………….9
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли………………………………...14
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль…………………………..14
2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль………..19
2.3. Анализ текущего состояния отрасли……………………………………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли……………..32
3.1. Основные проблемы отрасли……………………………………………………………..32
3.2. Перспективы развития отрасли…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………………
ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти;
ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы;
ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;
наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов;
наличие у ВИНК большого административного ресурса;
высокие первоначальные затраты.
3.2. Перспективы развития отрасли
Развитие нефтеперерабатывающей отрасли России является одним из приоритетов долгосрочной государственной энергетической политики, направленной на надежное обеспечение потребностей страны во всех видах нефтяного топлива, модернизацию действующих и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий, углубление переработки нефтяного сырья, совершенствование ассортимента и повышение качества производимых нефтепродуктов. Решение этих задач будет способствовать повышению конкурентоспособности нефтеперерабатывающей отрасли страны и постепенному переходу от избыточной сырьевой направленности российского экспорта в пользу продукции с большей степенью передела и большей добавленной стоимостью.
Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов – одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно.
Кроме того, необходим системный поход к разработке мер по ограничению роста цен на бензин (т.к факторы, определяющие рост цен на бензин и другие нефтепродукты в России – рост налогов в нефтяном комплексе, монополизация региональных рынков бензина со стороны крупных ВИНК, структура производства нефтепродуктов на российских НПЗ воздействуют параллельно). Широко обсуждаемое сейчас реформирование системы налогообложения в нефтяном комплексе без развития конкуренции на рынке бензина и повышении качества нефтепереработки скорее всего будет иметь временный и неполноценный эффект. Применяемая в настоящее время политика налогообложения в нефтяном комплексе была сформирована на фоне значительного роста мировых цен на нефть. В ее основу заложена идея получения интегрального эффекта – максимизации поступлений денежных средств в федеральный бюджет при сохранении возможностей для
развития нефтяного комплекса. Но, как было показано выше, в настоящее время налогообложение в нефтяном комплексе только стимулирует рост цен нефтепродуктов на внутреннем рынке. При этом, высокие налоги на нефть и нефтепродукты внутри страны
оплачивается потребителями, а не производителями. Последние, пользуясь монопольным положением, поддерживают высокие доходы за счет повышения цен. В итоге, для населения это сказывается ростом затрат на топливо, а для экономики ростом инфляции. Ситуацию может изменить реформирование системы налогообложения. При пересмотре системы налогообложения в нефтяном комплексе целесообразно исходить из следующих положений:
· необходимо обеспечить снижение влияния мировых цен на нефть на внутренние. Это позволит исключить импульсивный рост цен на нефтепродукты внутри страны в периоды бурного роста мировых цен на нефть;
· создать условия для развития нефтяного комплекса и нефтеперерабатывающей отрасли.
Основным фактором роста цен на бензин, как показано выше, является НДПИ при его привязке к уровню мировых цен на нефть. Рост последних приводит к удорожанию нефти на внутреннем рынке и, соответственно, к росту цен на нефтепродукты. Поэтому первоочередной задачей является исключить такую негативную связь. Для этого можно использовать фиксированную ставку НДПИ для нефти, поступающей на внутренний рынок, которая будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции или динамикой цен на нефтепродукты в России.
Другой подход может состоять в корректировке цен на нефтепродукты с помощью изменений величины акцизов. Для этого ставки акцизов должны устанавливаться в обратной зависимости от уровня мировых цен. Таким образом, сглаживается влияние колебаний мировых цен на цены нефти и нефтепродуктов внутри страны. Например, при росте цен на нефтепродукты из-за повышения цен на нефть ставки акцизов снижаются, а при снижении
цен на нефть ставки повышаются. Такой вариант распространен в странах-импортерах нефти.
Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров полагает, что сдержать дальнейший рост цен может только лишь ужесточение антимонопольного законодательства. “Без применения административных методов нормализация ситуации на рынке топлива невозможна, но они же могут негативно повлиять на рынок нефтепереработки”, — говорит аналитик. По словам Нестерова, эффективным инструментом для регулирования, например, цен на дизельное топливо могли бы быть пошлины в период сезонного спроса. Однако аналитик говорит, что в нынешней ситуации растущих цен на нефть и на нефтепродукты рост цен начнет тормозиться снижением спроса из-за низкой по сравнению с уровнем цен платежеспособности потребителей.
Для проведения эффективной и целенаправленной ценовой политики на продукцию нефтедобычи и нефтепереработки необходимо в законодательном порядке осуществить ряд мер по повышению прозрачности формирования затрат (себестоимости) и оптовых цен на нефть, нефтяной (попутный) газ и нефтепродукты.
С целью более действенного контроля над формированием затрат и оптовых цен на нефтепродукты предлагается форма федеральной статистической отчетности 6-Нефть "Сведения о себестоимости добычи нефти, производства нефтепродуктов", в раздел II "Себестоимость производства нефтепродуктов" в части номенклатуры нефтепродуктов добавить: "Керосин авиационный" и тогда в форме 6-Нефть будет содержаться информация о полной себестоимости производства: бензина автомобильного (в том числе АИ-92 и выше), керосина авиационного, дизельного топлива и мазута топочного.
Повышение прозрачности формирования затрат (себестоимости) продукции нефтедобычи и нефтепереработки следует рассматривать в качестве первого шага к усилению государственного контроля над формированием оптовых и розничных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
По мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.
В России есть также потенциальные точки роста независимой нефтепереработки. Это компании, владеющие мини-НПЗ, небольшие ВИНКи (типа «Русснефти» и «Альянса»), участники нефтетрейдинга на уфимских НПЗ, возможно, небольшие иностранные компании (вроде слившейся с «Альянсом» шведской WSR). Это те источники наполнения «инкубатора», из которого вполне могут появиться достаточно крупные и сильные нефтеперерабатывающие компании, которые будут успешно конкурировать с ВИНКами и выступать центром притяжения капитала. Однако, как показывает опыт, для их ускоренного роста необходимо наличие выставляемых на продажу крупных активов, в первую очередь нефтеперерабатывающих. Донорами таких активов являются нефтяные мейджоры, не заинтересованные в том, чтобы держаться за нуждающиеся в модернизации заводы, и готовые уступить их за разумную цену. Концепцией управления организациями нефтегазового комплекса предусматривается развитие среднего и малого бизнеса, путем создания отечественных организаций, а также с участием иностранного капитала. Их деятельность способствует созданию конкуренции на рынке нефтепродуктов, ускорению освоения забалансовых запасов, приуроченных к мелким месторождениям, освоению трудноизвлекаемых запасов, а также лучшему использованию невостребованной части мощностей крупных компаний за счет передачи их малым предприятиям. Дальнейшее совершенствование управления нефтяным комплексом, по мнению специалистов, будет идти по пути сокращения количества ВИНК и доведения их числа до 6-8, но более мощных и конкурентоспособных на внешнем рынке. Помимо этого обозначилась четкая тенденция в развитии ВИНК на диверсификацию своей деятельности в направлении энергетики и газового бизнеса.
Нефтеперерабатывающая отрасль нуждается в увеличении темпов роста инвестиций. Уже в обозримом будущем могут возникнуть риски возникновения дисбаланса между спросом и предложением на рынке нефтепродуктов. Связано это как с ростом парка автомобилей в стране, так и с увеличением экспорта нефтепродуктов. К 2020 году внутренний спрос на бензин, по прогнозам экспертов, вырастет до 42 миллионов тонн в год по сравнению с 28 миллионами в 2007 году. Три четверти всего бензина будет составлять А-95 и более высокооктановые марки, А-80 исчезнет вовсе. Плюс к тому положение осложняют более жесткие экологические требования, которые требуют совершенно другого подхода к переработке нефти. Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, необходимо строить новые заводы, активно внедрять новые технологии производства высококачественных нефтепродуктов и в первую очередь моторных масел. В общем, нефтеперерабатывающую промышленность надо серьезно модернизировать, иначе в ближайшие годы мы вернемся к уже почти забытому дефициту топлива.
Шагом со стороны государства для стимулирования притока инвестиций в нефтепереработку может стать снятие неопределенности с налоговой нагрузкой при расчетах инвестиционных проектов. Налоговая система отрицательно влияет на принятие решений о реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей не столько тяжестью нагрузки, сколько своей неопределенностью. Если устанавливаемые государством налоговые правила были бы четко зафиксированы на период реализации инвестиционного проекта, тогда всегда можно было бы принять решение о выборе того или иного варианта инвестиций. Заранее необходимо продумать и политику экспортных пошлин на период модернизации отрасли. Если пошлины на экспорт нефти поднять, а на экспорт нефтепродуктов опустить и одновременно ввести рассмотренные ранее требования к качеству, то нефтяные компании получат стимул для производства качественных бензинов и углубления переработки, поскольку для них доходность этого бизнеса повысится. Но дело в том, что внутренний рынок нефтепродуктов, как было показано выше, пока еще мал, потребление нефтепродуктов на протяжении ряда лет достаточно стабильно и пока условия для значительного роста внутреннего спроса на нефтепродукты весьма слабы.
Необходимо создание государственного научно-инженерного центра, аналогичного Французскому институту нефти. Основными задачами такого центра должны являться: разработка политики инновационного развития России в области нефтепереработки, координация деятельности в России и странах СНГ по созданию конкурентоспособных технологий и катализаторов, разработка регламентирующих документов, способствование созданию новых видов технологического оборудования, координация и непосредственное участие в инженерной деятельности по модернизации НПЗ.
Основой для создания научно-инженерного центра может стать ВНИПИнефть. В настоящее время по набору и объему выполняемых работ институт является одной из ведущих в России проектных организаций в области нефтегазопереработки и нефтехимии. Уже сегодня ВНИПИнефть для ряда проектов предлагает полный набор инжиниринговых услуг, и в том числе: помощь в организации финансирования; руководство проектами; выполнение проектных работ; поставку оборудования; организацию строительства, монтажа, пуско-наладки и ввод в эксплуатацию; авторский надзор за строительством.
Таким образом, анализ тенденций развития отечественной нефтепереработки за последние годы позволяет сделать вывод о том, что в отрасли имеют место положительные сдвиги. Начался процесс активной модернизации основных фондов НПЗ, строительство новых комплексов глубокой переработки нефти на ряде заводов. Однако в целом в отрасли сохраняется целый ряд проблем, решению которых, на наш взгляд, могли бы способствовать следующие меры:
— принятие законодательства, ужесточающего требования к качеству выпускаемых нефтепродуктов;
— введение мер налогового стимулирования модернизации отрасли;
— усиление позиций ведущих отечественных проектных организаций за счет реорганизации рынка проектирования;
— создание крупной отечественной инжиниринговой компании по нефтепереработке и нефтехимии;
— создание условий для разработки и внедрения конкурентоспособных отечественных технологий, оборудования, катализаторов и присадок.
Для успешного решения проблем нужно активное участие государства в делах всего нефтяного комплекса, в частности, эффективная акцизная и налоговая политика (без снижения налоговых поступлений). России необходима разработка различных мероприятий государственного характера как например:
Разработка Государственной программы повышения качества моторных видов топлива и продуктов нефтепереработки. Оценка необходимых инвестиций для решения этой задачи;
Программа экспортозамещения сырой нефти на качественные нефтепродукты;
Разработка стандартов и другой нормативной документации для производства и применения нефтепродуктов современного уровня качества;
Разработка акцизных и налоговых мероприятий, поощряющих производство качественных видов топлива и продуктов нефтехимии и препятствующих производству нефтепродуктов, не соответствующих уровню мирового качества.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли