Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Главными целями исследования являются: оценка состояния нефтеперерабатывающей отрасли, изучение структуры органов государственной власти на различных иерархических уровнях управления, действующего законодательства, а также направлений и механизмов регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, анализ проблем и перспектив развития отрасли.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- обобщить имеющуюся экономическую литературу, в которой рассматривается регулирование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли;
- систематизировать законодательные и другие нормативные акты (постановления, указы, положения, инструктивные письма и т.п.), непосредственно относящиеся к нефтеперерабатывающей отрасли или нефтяной промышленности в целом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы ТЭК и нефтеперерабатывающей отрасли как его составляющей……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и сущность ………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация ……………………………………………………………………………...6
1.3 Инновационная политика …………………………………………………………………..8
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования …………………………………….9
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли………………………………...14
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль…………………………..14
2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль………..19
2.3. Анализ текущего состояния отрасли……………………………………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли……………..32
3.1. Основные проблемы отрасли……………………………………………………………..32
3.2. Перспективы развития отрасли…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГРЭмой.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

2. Министерство энергетики Российской Федерации

Деятельность Минэнерго России как субъекта управления направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны, таких как: повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности, повышение эффективности государственного управления, обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, новое качество жизни, динамичная инновационная экономика, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие и эффективное государство. Тем не менее вырабатывая и реализуя государственную энергетическую политику, Министерство ориентируется на достижение трех стратегических целей:     

1. повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России;

2.    развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России;

3.    укрепление позиций России на мировых энергетических рынках.

Основные задачи Минэнерго заключаются в:

- обеспечении потребностей народного хозяйства и населения вразличных видах топлива и энергии, их рационального и безопасного использования;

- разработке и осуществлении государственной энергетическойполитики;

- проведении структурной перестройки в отраслях ТЭК;

- обеспечение эффективного и устойчивого функционированияорганизаций ТЭК;

- осуществление экономических реформ, связанных с переходом к рыночным отношениям.

Существует федеральное государственное учреждение Минэнерго России - Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития, которое осуществляет координацию и управление деятельностью 70 центров научно-технической информации (ЦНТИ) на территории субъектов Российской Федерации. Объединение «Росинформресурс» ведет работу по важнейшим проектам государственного значения, которые призваны содействовать повышению конкурентоспособности отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса страны, решать задачи освоения различных секторов национального и международного рынков.

3. Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС России возложены на заместителей руководителя службы, в частности на А.Н. Голомолзина: контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи.

ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», ФАС России пресекает злоупотребления со стороны монополистов. Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

4. Федеральная служба по тарифам осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В организационной структуре ФСТ России одним из управлений является Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей (начальник Управления: Волков Денис Игоревич). Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ России готовит предложения по утверждению и изменению цен (тарифов, платы) в следующих сферах регулирования: транспортировка газа по всем типам трубопроводов; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта.

Также одним из органов регулирования нефтяной отрасли является Союз нефтегазопромышленников России (СНП) - неправительственная общественная организация, образованной для защиты и представления корпоративных интересов в органах исполнительной и законодательной власти как внутри страны, так и за рубежом, а также влияния на процедуру принятия хозяйственных, внешне и внутриполитических решений, затрагивающих интересы нефтегазового комплекса. В настоящее время в Союз входит более 150 компаний, занимающихся геологоразведкой, нефтегазодобычей и нефтепереработкой, транспортники и нефтегазостроители, специализированные научные институты, банки, обслуживающие ТЭК России. Основные задачи Союза нефтегазопромышленников России — создание благоприятных условий для деятельности отечественного нефтегазового комплекса, его гармоничного развития в интересах всего российского общества.

Союз вырабатывает общие позиции, содействует сплочению всего нефтяного и газового российского сообщества на взаимовыгодных условиях и интересах, участвует в подготовке законов и нормативных актов Российской Федерации, правительственных решений, выработке экономически обоснованных рекомендаций для парламентских слушаний в Государственной Думе.

СНП создает условия для повышения эффективности функционирования нефтегазовой отрасли, придания ей социальной направленности, реализации инвестиционных проектов, обмена опытом работы в рыночных условиях, повышения квалификации персонала.

Союз нефтегазопромышленников организует и проводит международные отраслевые выставки, конгрессы и семинары, научно-практические конференции с целью пропаганды и популяризации новых высоких технологий для нефтяной, газовой и перерабатывающей промышленности, выработки единых корпоративных подходов и предложений в решении актуальных общеэкономических и отраслевых проблем.

СНП поддерживает рабочие контакты с Нефтяным Совещательным Форумом, представляющим в Москве интересы международного нефтяного сообщества, ОПЕК, ОЭСР, Агентством международного развития США, а также реализует совместные проекты с другими зарубежными партнерами - Ассоциацией нефтегазопромышленников Германии и Французским Институтом нефти и газа.

 

2.3. Анализ текущего состояния отрасли

Нефтепереработка в России последние годы находится на подъёме: растёт производство нефтепродуктов, улучшается их качество, повышается загрузка производственных мощностей, строятся и вводятся в эксплуатацию новые мощности (табл.1). Однако трудное положение в нефтепереработке окончательно не преодолено. Такое мнение единодушно разделяют государственные деятели, руководители ведущих нефтяных компаний, представители отечественной науки и промышленности.

Динамика добычи и переработки нефти в России в 1999-2005 г.г.

Годы

Добыча, млн. т.

Переработка, млн. т.

Загрузка мощностей НПЗ, %

1999

305,1

169,2

63

2000

323,3

173

64

2001

348,1

178,4

66

2002

379,6

185

68,1

2003

421,4

184,6

68

2004

459

194

71,6

2005

478

207,4

78


Таблица 1

Из таблицы  видно, что добыча нефти, как и производство нефтеперерабатывающей отрасли растет и продолжит расти,  это можно объяснить тем, что весь топливно-энергитический комплекс наращивает обороты.

Объём первичной переработки нефтяного сырья за 2007 год составил 228,51 млн. т. (103,8% к уровню 2006 года). При этом переработано 46,6% добытых в Российской Федерации нефти и газового конденсата (в 2006 году — 45,8%), сообщает пресс-служба Минпромэнерго России. Переработка нефти в России к 2020 году по базовому, инновационному, сценарию вырастет на 18% по сравнению с 2007 годом - до 270 миллионов тонн, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ, опубликованном на сайте Минэкономразвития.

Спрос на нефть и нефтепродукты на российском рынке неэластичен. То есть у покупателей слабая реакция на изменение цены товара. Спрос на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке определяется увеличением потребностей растущей экономики, имеет ярко выраженную сезонную составляющую и в целом характеризуется тем, что формируется потребителями на основе рыночных факторов. Наивысший спрос на нефтепродукты приходится на второй и третий кварталы года, когда ведутся весенне-полевые и уборочные сельхозработы, а также завоз топлива на Север.

Вместе с тем, предложение во многом обусловливается конъюнктурой внешних рынков – экспорт (в первую очередь нефти, мазута и дизтоплива) приоритетен по отношению к поставкам на внутренний рынок, цены на внутреннем рынке, как и цены на нефть, формируются на основе динамики мировых цен. Ценовые индикаторы конъюнктуры внутреннего рынка, отражающие баланс спроса и предложения, отсутствуют.

 

предложение

спрос

 

 

 

 

рис.3

На сегодняшний день значительными недостатками российской нефтепереработки являются: низкая загрузка производственных мощностей – около 82 % (при суммарной мощности НИЗ РФ – 271 млн.т/г перерабатывается чуть более 200 млн.т/г); значительный износ основных фондов (около 80 % против 60-70 % в остальных областях ТЭК РФ); невысокое качество основных видов нефтепродуктов (особенно по экологическим характеристикам), что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке;

Сегодня мощности нефтепереработки в России загружены неполностью: углубляющие деструктивные - на 70%, прочие углубляющие - на 43,8%, облагораживающие - на 61,3%. И тут надо иметь в виду, что, как показывает мировая практика, основную прибыль в нефтепереработке приносят деструктивные процессы. Их доля в формировании прибыли составляет 77-94% в зависимости от загрузки мощностей НПЗ. То есть если этих процессов нет в составе технологической схемы НПЗ, то и прибыли ждать неоткуда.

рис.4

Значительной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности России является высокая степень износа основных фондов, составляющая до 80%, а также использование устаревших энергоемких и экономически несовершенных технологий. В результате российская нефтепереработка характеризуется высоким уровнем энергопотребления, что негативно отражается на экономической эффективности отрасли. Удельный расход энергоресурсов на действующих российских заводах в 2-3 раза превышает зарубежные аналоги.

Невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов обусловлено отсталой структурой нефтепереработки на большинстве российских НПЗ, в которой низка не только доля деструктивных углубляющих процессов, но и вторичных процессов, направленных на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов.

Переход к новой нефтепереработке за счет модернизации действующих и строительства новых НПЗ потребует в нашей стране больших инвестиционных ресурсов. На этом фоне хотелось бы выделить позицию "ЛУКОЙЛа". Компания за последние десять лет осуществила инвестиции в российские и зарубежные перерабатывающие заводы на сумму около 3 млрд долларов. Столько же планируется выделить в следующее десятилетие. Кроме того более 1 млрд долларов предполагается инвестировать по Программе экологической безопасности на 2004-2008 гг.

Мощности нефтеперерабатывающих предприятий размещены на территории России неравномерно и нерационально. Большинство российских НПЗ расположены в глубине страны, вдали от морских экспортных перевалочных баз, что существенно снижает эффективность экспорта нефтепродуктов.

Крупнейшими нефтяными компаниями в РФ являются:

       ЛУКОЙЛ (мощность НПЗ 58,5 млн. т/год нефти)

       Роснефть (суммарная мощность НПЗ 56,7 млн. т/год)

       ТНК-ВР (фактическая переработка НПЗ 28,71 млн. т/год)

       Татнефть

       Славнефть (объем переработки нефти 24,4 млн. т/год)

       Газпром нефть (переработка нефти 24,358 млн. т/год)

       Сургутнефтегаз (объем переработки нефти 15,2 млн. т/год)

       Русснефть (объем переработки 4 990 тыс.т/год нефти)

       Башнефть

Рис.5 (Приложение 3)

Концентрация производства является важнейшей формой общественной организации производства. Концентрация производства - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Из определения концентрации производства следует её экономическая сущность, которая представляет двусторонний процесс: 1. рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли; 2. рост размеров самих крупных предприятий. Концентрация производства осуществляется в каждой отрасли промышленности в своеобразных условиях, обусловленных спецификой самой отрасли.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли