Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа
Главными целями исследования являются: оценка состояния нефтеперерабатывающей отрасли, изучение структуры органов государственной власти на различных иерархических уровнях управления, действующего законодательства, а также направлений и механизмов регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, анализ проблем и перспектив развития отрасли.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- обобщить имеющуюся экономическую литературу, в которой рассматривается регулирование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли;
- систематизировать законодательные и другие нормативные акты (постановления, указы, положения, инструктивные письма и т.п.), непосредственно относящиеся к нефтеперерабатывающей отрасли или нефтяной промышленности в целом;
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы ТЭК и нефтеперерабатывающей отрасли как его составляющей……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и сущность ………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация ……………………………………………………………………………...6
1.3 Инновационная политика …………………………………………………………………..8
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования …………………………………….9
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли………………………………...14
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль…………………………..14
2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль………..19
2.3. Анализ текущего состояния отрасли……………………………………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли……………..32
3.1. Основные проблемы отрасли……………………………………………………………..32
3.2. Перспективы развития отрасли…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………………
2. Министерство энергетики Российской Федерации
Деятельность Минэнерго России как субъекта управления направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны, таких как: повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности, повышение эффективности государственного управления, обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития, новое качество жизни, динамичная инновационная экономика, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие и эффективное государство. Тем не менее вырабатывая и реализуя государственную энергетическую политику, Министерство ориентируется на достижение трех стратегических целей:
1. повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России;
2. развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России;
3. укрепление позиций России на мировых энергетических рынках.
Основные задачи Минэнерго заключаются в:
- обеспечении потребностей народного хозяйства и населения вразличных видах топлива и энергии, их рационального и безопасного использования;
- разработке и осуществлении государственной энергетическойполитики;
- проведении структурной перестройки в отраслях ТЭК;
- обеспечение эффективного и устойчивого функционированияорганизаций ТЭК;
- осуществление экономических реформ, связанных с переходом к рыночным отношениям.
Существует федеральное государственное учреждение Минэнерго России - Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития, которое осуществляет координацию и управление деятельностью 70 центров научно-технической информации (ЦНТИ) на территории субъектов Российской Федерации. Объединение «Росинформресурс» ведет работу по важнейшим проектам государственного значения, которые призваны содействовать повышению конкурентоспособности отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса страны, решать задачи освоения различных секторов национального и международного рынков.
3. Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС России возложены на заместителей руководителя службы, в частности на А.Н. Голомолзина: контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи.
ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», ФАС России пресекает злоупотребления со стороны монополистов. Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
4. Федеральная служба по тарифам осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В организационной структуре ФСТ России одним из управлений является Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей (начальник Управления: Волков Денис Игоревич). Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ России готовит предложения по утверждению и изменению цен (тарифов, платы) в следующих сферах регулирования: транспортировка газа по всем типам трубопроводов; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта.
Также одним из органов регулирования нефтяной отрасли является Союз нефтегазопромышленников России (СНП) - неправительственная общественная организация, образованной для защиты и представления корпоративных интересов в органах исполнительной и законодательной власти как внутри страны, так и за рубежом, а также влияния на процедуру принятия хозяйственных, внешне и внутриполитических решений, затрагивающих интересы нефтегазового комплекса. В настоящее время в Союз входит более 150 компаний, занимающихся геологоразведкой, нефтегазодобычей и нефтепереработкой, транспортники и нефтегазостроители, специализированные научные институты, банки, обслуживающие ТЭК России. Основные задачи Союза нефтегазопромышленников России — создание благоприятных условий для деятельности отечественного нефтегазового комплекса, его гармоничного развития в интересах всего российского общества.
Союз вырабатывает общие позиции, содействует сплочению всего нефтяного и газового российского сообщества на взаимовыгодных условиях и интересах, участвует в подготовке законов и нормативных актов Российской Федерации, правительственных решений, выработке экономически обоснованных рекомендаций для парламентских слушаний в Государственной Думе.
СНП создает условия для повышения эффективности функционирования нефтегазовой отрасли, придания ей социальной направленности, реализации инвестиционных проектов, обмена опытом работы в рыночных условиях, повышения квалификации персонала.
Союз нефтегазопромышленников организует и проводит международные отраслевые выставки, конгрессы и семинары, научно-практические конференции с целью пропаганды и популяризации новых высоких технологий для нефтяной, газовой и перерабатывающей промышленности, выработки единых корпоративных подходов и предложений в решении актуальных общеэкономических и отраслевых проблем.
СНП поддерживает рабочие контакты с Нефтяным Совещательным Форумом, представляющим в Москве интересы международного нефтяного сообщества, ОПЕК, ОЭСР, Агентством международного развития США, а также реализует совместные проекты с другими зарубежными партнерами - Ассоциацией нефтегазопромышленников Германии и Французским Институтом нефти и газа.
2.3. Анализ текущего состояния отрасли
Нефтепереработка в России последние годы находится на подъёме: растёт производство нефтепродуктов, улучшается их качество, повышается загрузка производственных мощностей, строятся и вводятся в эксплуатацию новые мощности (табл.1). Однако трудное положение в нефтепереработке окончательно не преодолено. Такое мнение единодушно разделяют государственные деятели, руководители ведущих нефтяных компаний, представители отечественной науки и промышленности.
Динамика добычи и переработки нефти в России в 1999-2005 г.г.
Годы | Добыча, млн. т. | Переработка, млн. т. | Загрузка мощностей НПЗ, % |
1999 | 305,1 | 169,2 | 63 |
2000 | 323,3 | 173 | 64 |
2001 | 348,1 | 178,4 | 66 |
2002 | 379,6 | 185 | 68,1 |
2003 | 421,4 | 184,6 | 68 |
2004 | 459 | 194 | 71,6 |
2005 | 478 | 207,4 | 78 |
Таблица 1
Из таблицы видно, что добыча нефти, как и производство нефтеперерабатывающей отрасли растет и продолжит расти, это можно объяснить тем, что весь топливно-энергитический комплекс наращивает обороты.
Объём первичной переработки нефтяного сырья за 2007 год составил 228,51 млн. т. (103,8% к уровню 2006 года). При этом переработано 46,6% добытых в Российской Федерации нефти и газового конденсата (в 2006 году — 45,8%), сообщает пресс-служба Минпромэнерго России. Переработка нефти в России к 2020 году по базовому, инновационному, сценарию вырастет на 18% по сравнению с 2007 годом - до 270 миллионов тонн, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ, опубликованном на сайте Минэкономразвития.
Спрос на нефть и нефтепродукты на российском рынке неэластичен. То есть у покупателей слабая реакция на изменение цены товара. Спрос на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке определяется увеличением потребностей растущей экономики, имеет ярко выраженную сезонную составляющую и в целом характеризуется тем, что формируется потребителями на основе рыночных факторов. Наивысший спрос на нефтепродукты приходится на второй и третий кварталы года, когда ведутся весенне-полевые и уборочные сельхозработы, а также завоз топлива на Север.
Вместе с тем, предложение во многом обусловливается конъюнктурой внешних рынков – экспорт (в первую очередь нефти, мазута и дизтоплива) приоритетен по отношению к поставкам на внутренний рынок, цены на внутреннем рынке, как и цены на нефть, формируются на основе динамики мировых цен. Ценовые индикаторы конъюнктуры внутреннего рынка, отражающие баланс спроса и предложения, отсутствуют.
предложение
спрос
рис.3
На сегодняшний день значительными недостатками российской нефтепереработки являются: низкая загрузка производственных мощностей – около 82 % (при суммарной мощности НИЗ РФ – 271 млн.т/г перерабатывается чуть более 200 млн.т/г); значительный износ основных фондов (около 80 % против 60-70 % в остальных областях ТЭК РФ); невысокое качество основных видов нефтепродуктов (особенно по экологическим характеристикам), что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке;
Сегодня мощности нефтепереработки в России загружены неполностью: углубляющие деструктивные - на 70%, прочие углубляющие - на 43,8%, облагораживающие - на 61,3%. И тут надо иметь в виду, что, как показывает мировая практика, основную прибыль в нефтепереработке приносят деструктивные процессы. Их доля в формировании прибыли составляет 77-94% в зависимости от загрузки мощностей НПЗ. То есть если этих процессов нет в составе технологической схемы НПЗ, то и прибыли ждать неоткуда.
рис.4
Значительной проблемой нефтеперерабатывающей промышленности России является высокая степень износа основных фондов, составляющая до 80%, а также использование устаревших энергоемких и экономически несовершенных технологий. В результате российская нефтепереработка характеризуется высоким уровнем энергопотребления, что негативно отражается на экономической эффективности отрасли. Удельный расход энергоресурсов на действующих российских заводах в 2-3 раза превышает зарубежные аналоги.
Невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов обусловлено отсталой структурой нефтепереработки на большинстве российских НПЗ, в которой низка не только доля деструктивных углубляющих процессов, но и вторичных процессов, направленных на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов.
Переход к новой нефтепереработке за счет модернизации действующих и строительства новых НПЗ потребует в нашей стране больших инвестиционных ресурсов. На этом фоне хотелось бы выделить позицию "ЛУКОЙЛа". Компания за последние десять лет осуществила инвестиции в российские и зарубежные перерабатывающие заводы на сумму около 3 млрд долларов. Столько же планируется выделить в следующее десятилетие. Кроме того более 1 млрд долларов предполагается инвестировать по Программе экологической безопасности на 2004-2008 гг.
Мощности нефтеперерабатывающих предприятий размещены на территории России неравномерно и нерационально. Большинство российских НПЗ расположены в глубине страны, вдали от морских экспортных перевалочных баз, что существенно снижает эффективность экспорта нефтепродуктов.
Крупнейшими нефтяными компаниями в РФ являются:
ЛУКОЙЛ (мощность НПЗ 58,5 млн. т/год нефти)
Роснефть (суммарная мощность НПЗ 56,7 млн. т/год)
ТНК-ВР (фактическая переработка НПЗ 28,71 млн. т/год)
Татнефть
Славнефть (объем переработки нефти 24,4 млн. т/год)
Газпром нефть (переработка нефти 24,358 млн. т/год)
Сургутнефтегаз (объем переработки нефти 15,2 млн. т/год)
Русснефть (объем переработки 4 990 тыс.т/год нефти)
Башнефть
Рис.5 (Приложение 3)
Концентрация производства является важнейшей формой общественной организации производства. Концентрация производства - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Из определения концентрации производства следует её экономическая сущность, которая представляет двусторонний процесс: 1. рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли; 2. рост размеров самих крупных предприятий. Концентрация производства осуществляется в каждой отрасли промышленности в своеобразных условиях, обусловленных спецификой самой отрасли.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли