Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Главными целями исследования являются: оценка состояния нефтеперерабатывающей отрасли, изучение структуры органов государственной власти на различных иерархических уровнях управления, действующего законодательства, а также направлений и механизмов регулирования нефтеперерабатывающей отрасли, анализ проблем и перспектив развития отрасли.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- обобщить имеющуюся экономическую литературу, в которой рассматривается регулирование и развитие нефтеперерабатывающей отрасли;
- систематизировать законодательные и другие нормативные акты (постановления, указы, положения, инструктивные письма и т.п.), непосредственно относящиеся к нефтеперерабатывающей отрасли или нефтяной промышленности в целом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы ТЭК и нефтеперерабатывающей отрасли как его составляющей……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и сущность ………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация ……………………………………………………………………………...6
1.3 Инновационная политика …………………………………………………………………..8
1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования …………………………………….9
Глава 2. Анализ состояния нефтеперерабатывающей отрасли………………………………...14
2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль…………………………..14
2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль………..19
2.3. Анализ текущего состояния отрасли……………………………………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли……………..32
3.1. Основные проблемы отрасли……………………………………………………………..32
3.2. Перспективы развития отрасли…………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГРЭмой.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

Приказ Минэнерго России от 30.07.2001 N 224 О принятии и введении в действие стандарта отрасли ОСТ 153-39.2-006-01 "Нефть и нефтепродукты. Порядок разработки, метрологической аттестации, утверждения и применения отраслевых стандартных образцов и стандартных образцов предприятий

Приказ Минэнерго России от 18.12.2000 N 150О принятии и введении в действие ОСТ 153-39.2-004-00

Распоряжение Минэнерго России от 30.06.2000 N 2-р О дополнительных мерах по обеспечению учета поставок и переработки нефтяного сырья на мини-НПЗ Российской Федерации

Приказ Минэнерго России от 14.04.2000 N 113 О введении в действие руководящего документа РД 153-39.4-042-99

Приказ Минэнерго России от 29.06.1999 N 214 О принятии и введении в действие стандарта отрасли

Приказ Минэнерго России от 08.12.1998 N 399 О создании Департамента нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности

Приказ Минэнерго России от 12.10.1998 N 329 О совершенствовании организации учета добычи и распределения нефтяного сырья (с изменениями на 6 января 2000 года)

Постановление Госстандарта России от 08.10.1998 N 78 Об утверждении и введении в действие "Правил проведения сертификации нефтепродуктов" (с изменениями на 12 августа 2002 года)

Приказ МПР России от 22.06.1998 Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах")

Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ О соглашениях о разделе продукции (с изменениями на 29 декабря 2004 года)

Приказ Минэнерго России от 28.04.1994 Временное положение об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов

Постановление Верховного Совета РФ от 21.02.1992 N 2396-1 О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (с изменениями на 1 декабря 2007 года) , Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах"

Постановление Госстандарта СССР от 07.05.1976 N 1108 ГОСТ от 07.05.1976 N 11382-76 ГОСТ 11382-76 Газы нефтепереработки. Метод определения сероводорода (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)

Указ Президента РФ от 07.05.1995 N 472 Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года. Цель - устойчивое обеспечение Российской Федерации энергоносителями, создание условий стабильного и эффективного развития топливно-энергетического комплекса, проведение согласованной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях, повышение эффективности добычи (производства), преобразования, транспортировки, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов. В Указе определяются  приоритетные направления политики, выделяются основные задачи, делается прогноз развития внешнеэкономической сферы, указываются пути осуществления энергетической политики на период до 2010 года.

Однако в большинстве своем нормативно-правовые акты, касающиеся исключительно нефтепереработки, не дают четкой картины государственного регулирования отношений в рамках ТЭК, так как затрагивают в основном техническую сторону вопроса (регламенты, нормы, стандарты) и рассматривают требования к продуктам данной отрасли. Таким образом, считаю целесообразным рассмотреть некоторые нормативно-правовые акты, касающиеся комплекса в целом.

Основные законы, регулирующие нефтегазовую отрасль:

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федеральных законов от 03.03.95 N 27-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗот 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях: защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии; формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов; создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах; обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естестественных монополиях". В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию - т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.На основе ФЗ «О защите конкуренции», в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба в следующих случаях:

1. если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;

2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;

3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.

Согласно статье 6 ФЗ «О защите конкуренции», монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака:

(1) - эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;

(2) - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли.

До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании.

Кроме того, 27 августа 2009 года на заседании Правительства РФ одобрен проект Энергетической стратегии на период до 2030 года (ЭС-2030), которая задает приоритеты долгосрочного стратегического развития российского топливно-энергетического комплекса.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года не просто раздвигает временные рамки предыдущей стратегии – она формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР).

Основные положения ЭС-2030 подлежат использованию при разработке и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, Генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, а также комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов. Также эти положения должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.

Реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов. За основу в ЭС-2030 приняты укрупненные прогнозные гипотезы социально-экономического развития. 

Таким образом, в рамках ЭС-2030 задаются не траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле с учетом объективно существующих рисков. То есть курс развития задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых индикаторов. Основное целевое содержание выделенных в ЭС-2030 этапов характеризуется переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию. Неизменной остается  система стратегических ориентиров государственной энергетической политики – энергетическая безопасность, экономическая (бюджетная) эффективность, экологическая безопасность энергетики и энергетическая эффективность экономики. В новой Энергостратегии разработаны проекты «дорожных карт» развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации.

Глобальный характер энергетических вопросов, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют особую роль внешней энергетической политики страны. Ее стратегической целью является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

Энергостратегия задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года. Уточнение курса по составу и срокам реализации мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должно осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов. Кроме того, для сопоставления фактических результатов государственной энергетической политики с индикаторами «дорожной карты» и прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК, будет вестись систематический опережающий мониторинг ЭС-2030. Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о мониторинге Энергостратегии будет также включать предложения о первоочередных нормативных правовых актах, необходимых для ее реализации.

 

2.2. Анализ структуры органов государственной власти, регулирующих отрасль.

Государственное регулирование отраслью нефтяной промышленности осуществляется федеральными и региональными органами власти в соответствии с действующими в стране законодательными актами. Государственное управление включает:

- управление недропользованием;

- управление федеральной собственностью (пакетом акций) в нефтяном и газовом секторе;

- геологический, экологический и другой контроль безопасности ведения работ, рационального использования углеводородных ресурсов;

- лицензирование видов деятельности;

- проведение налоговой, кредитной и ценовой политики;

- программу демонополизации и регулирования деятельности естественных монополий.

Федеральные органы исполнительной власти:

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности,  безопасности при использовании атомной энергии мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

      Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции по контролю и надзору в сфере: безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; промышленной безопасности; безопасности при использовании атомной энергии; безопасности электрических и тепловых установок и сетей; безопасности гидротехнических сооружений; безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения; охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия. Одними из направлений деятельности службы являются: Государственный энергетический надзор и Государственный надзор за объектами нефте-газового комплекса

      Федеральное агентство по недропользованию осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли