Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием
Введение 2
1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 3
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 3
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 8
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 11
2. Анализ социально-экономического развития Северо-Байкальского
района РБ 14
2.1 Общие сведения о Северо-Байкальском районе 14
2.2 Цели и задачи, система программных мероприятий 15
3. Проблемы и пути их решения социально – экономического развития муниципального образования “Северо-Байкальский район ” 32
3.1 Основные проблемы Северо-Байкальского района 33
3.2 Пути решения основных проблем социально-экономического развития 34
Заключение 35
Список использованной литературы
Содержание.
Введение
1. Теоретические аспекты
управления социально-
1.1 Социально-экономические
процессы как объект
1.2 Комплексное социально-экономическое
развитие муниципальных образований
1.3 Цели и задачи муниципальной
социальной политики в
2. Анализ социально-экономического развития Северо-Байкальского
района РБ
2.1 Общие сведения о Северо-Байкальском
районе
2.2 Цели и задачи, система программных
мероприятий
3. Проблемы и пути их решения
социально – экономического развития
муниципального образования “Северо-Байкальский
район ”
3.1 Основные проблемы Северо-Байкальского
района
3.2 Пути решения основных проблем социально-экономического развития 34
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.
В целом, применительно к
современной России можно говорить
о качественных сдвигах в сфере
местного экономического развития. Значение
этих сдвигов нередко ускользает
из внимания за текущими трудностями,
однако оно поистине революционно.
Конституцией Российской Федерации 1993
года, отделившей местное самоуправление
от государственной власти, и Федеральным
Законом «Об общих принципах
местного самоуправления в Российской
Федерации» определены основные принципы
местного самоуправления. Российские
муниципалитеты получили самостоятельность,
основанную на разграничении компетенции
разных уровней власти, определении
предметов совместного ведения
и передачи части полномочий сверху
вниз. Экономической основой местного
самоуправления в России стало право
самостоятельно распоряжаться муниципальной
собственностью и местными финансами.
Муниципальные органы власти получили
возможность и обязанность
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием
Северо-байкальского района:
На практике рассмотреть управление социально-экономическим развитием муниципального образования, а именно, Северо-Байкальского района РБ.
Определить финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием муниципального образования: стать, пополнения и расходования местного бюджета;
1. Теоретические аспекты
управления социально-
1.1 Социально-экономические
процессы как объект
Формирование и
Механизм реализации социально-экономической
политики имеет сложную структуру:
субъект социально-
При формировании социально-экономической
политики неизбежно встает вопрос о
приоритетах социально-
Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.
Главной приоритетной целью
социально-экономической
В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели.
Здесь, на наш взгляд, важную
роль призван сыграть такой
Традиционные показатели
уровня развития социально-экономических
систем, такие как, например, валовой
внутренний продукт (в субъектах
Федерации валовой региональный
продукт), объем промышленного
Необходимо порвать с экономизмом и продвигать регулирующую деятельность, учитывать все составные элементы экономики, с тем, чтобы она служила счастью людей, а не только росту продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.
На смену чисто экономическим
валовым показателям должен прийти
новый, более сложный и полный
критерий - «качество жизни населения»,
компонентами которого является ряд
социально-экономических
Качество жизни отражает
удовлетворенность людей
Система интегральных показателей, характеризующих качество жизни населения, в мировой практике встречается в различных формах. Интересна система показателей, предложенная В.В. Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым. (Таблица 1.1)
Таблица 1.1 Система интегральных
показателей, характеризующих целевую
функцию «качество жизни
№ п/п |
Аспекты понятия «качество жизни населения» |
Интегральные понятия, характеризующие выделенные аспекты |
1 |
Благосостояние |
Доходы, деловая активность |
2 |
Здоровье |
Продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, вредные пристрастия (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и др.), занятие физкультурой и спортом, достаточное и рациональное питание, организация отдыха и лечение |
3 |
Образование |
Дошкольное образование,
общее среднее образование, среднее
и высшее, специальное образование,
повышение квалификации персонала,
общая образовательная |
4 |
Жилищные условия |
Обеспеченность жильем, качество
жилья, благоустройство и |
5 |
Духовная жизнь и культура |
Развитие религиозного и духовного самосознания населения, пропаганда морально-нравственных ценностей религии, развитие литературы и искусств, книжное дело, театр и прочие зрелищные заведения, художественная самодеятельность и народные промыслы |
6 |
Обеспеченность товарами и услугами |
Номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том числе местными производителями и по импорту; качество товаров и услуг, цены |
7 |
Социальное обеспечение |
Пенсии, пособия, помощь малоимущим и инвалидам |
8 |
Экология |
Контроль за состоянием и защита окружающей среды, утилизация отходов, восстановительные природоохранные мероприятия |
9 |
Безопасность |
Преступность, безопасность на производстве, безопасность транспортных средств, безопасность на дорогах, безопасность жилищ, защита от терроризма, защита от стихийных бедствий и др. |
10 |
Права человека |
Соблюдение конституционных прав человека |
В таком случае, используя
данную систему интегральных показателей,
характеризующих целевую
1. Определяется система показателей, характеризующих качество жизни населения муниципального образования.
2. Определяется фактическое значение показателей качества жизни муниципального образования.
3. Определяется уровень качества жизни дифференциальным методам и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, общегосударственные, международные стандарты).
4. Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества, жизни муниципального образования от показателей, принятых за базу.
5. Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.
6. Определяются возможности улучшения качества жизни населения, муниципального образования за счет бюджетных средств.
7. Определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования, за счет внебюджетных средств.
8. Выявляются возможности улучшения качества жизни населения за счет привлеченных, заемных средств.
9. Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений.
10. Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений, показателей качества жизни населения муниципального образования
11. Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений, показателей качества жизни населения. Производится правовая (законодательная) информационная, техническая, кадровая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.
12. На заключительном этапе проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации.
Формирование социально-