Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием
Введение 2
1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 3
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 3
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 8
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 11
2. Анализ социально-экономического развития Северо-Байкальского
района РБ 14
2.1 Общие сведения о Северо-Байкальском районе 14
2.2 Цели и задачи, система программных мероприятий 15
3. Проблемы и пути их решения социально – экономического развития муниципального образования “Северо-Байкальский район ” 32
3.1 Основные проблемы Северо-Байкальского района 33
3.2 Пути решения основных проблем социально-экономического развития 34
Заключение 35
Список использованной литературы
1.2 Комплексное социально-
Прежде чем говорить о
социально-экономическом
Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения местного самоуправления: Основное благоустройство (территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).
Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.
Право распоряжения муниципальным
имуществом, в частности установление
арендной платы в отношении
Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий.
Право принуждения, осуществление
которого возможно при наличии принудительной
силы, что требует предоставления
местному самоуправлению права содержать
муниципальную полицию (милицию), которая
при необходимости может
Определившись с компетенцией
органов местного самоуправления, перейдем
непосредственно к вопросу
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.
Под управлением комплексным
социально-экономическим
Структура концепции обусловлена
системой целей и задач социально-
1.Стартовые условия и
оценка исходной социально-
2.Стратегические цели
и приоритеты социально-
3.Основные направления
реализации стратегических
4.Подпрограммы
5.Механизмы реализации
Для этих разделов характерно следующее содержание.
1.При анализе стартовых
условии и оценке исходной
социально-экономической
Затем рассматриваются роль
и место данного муниципального
образования в стране и регионе,
особенности его социально-
2.При разработке
а) сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);
б) полная смена приоритетов
и структурная перестройка
В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).
Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.
3.Раздел «Основные
а) развитие и структурная
перестройка промышленного
б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;
в) социальная политика;
г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;
д) экологическая политика;
е) развитие человеческого потенциала территории;
ж) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.
4.Подпрограммы.
В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.
На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.
5. Механизм реализации
концепция социально-
В этом разделе должны быть рассмотрены:
-формы государственной
и муниципальной поддержки
-источники и финансовые
механизмы реализации
-механизмы совершенствования
системы муниципального
1.3 Цели и задачи муниципальной
социальной политики в
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:
-содействие занятости
населения и обеспечению
-содействие обеспечению
граждан жильем через создание
условий для жилищного
-участие в обеспечении
социальной поддержки
-организация муниципальной
системы здравоохранения,
-организация предоставления
образовательных услуг,
-создание условий для
деятельности учреждений
-создание условий для
развития физической культуры
и спорта в муниципальном
-реализация муниципальной молодежной политики
Разработка конкретной системы мероприятии в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ.
Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих целей:
–развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;
–создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
–расширение труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;
–создание условий для
завершения передачи объектов социальной
сферы сельскохозяйственными
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
–стимулирование привлечения
и закрепления для работы в
социальной сфере и других секторах
сельской экономики выпускников
высших учебных и средних
–улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
–повышение роли физической
культуры и спорта для предупреждения
заболеваний поддержания
–повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
–активизация культурной деятельности на селе;
–повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач могут быть следующими:
–приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;
–разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;
–повышение эффективности
использования материально-
–создание условий для
привлечения в социальную сферу
села средств сельскохозяйственных
товаропроизводителей, а также других
внебюджетных источников, содействие
организации и функционирования
в сфере социального
2. Анализ социально-
района РБ.
2.1 Общие сведения о Северо-Байкальском районе.
Северо-Байкальский район входит в состав Республики Бурятия, занимает территорию к северу и востоку от озера Байкал. На севере и западе он граничит с Иркутской областью, на востоке - с Муйским районом, на юге и юго-востоке - с Баргузинским, Курумканским и Баунтовским районами. Распоряжением Правительства РФ №631-р от 08.05.2009 года район отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов – эвенков.
На 01.01.2011 года в 12 населенных пунктах – 4 поселка (Нижнеангарск, Новый Уоян, Кичера, Янчукан) и 8 сельских поселений (Байкальское, Холодное, Душкачан, Верхняя Заимка, Ангоя, Уоян, Кумора, Давша) - проживает 14537 человек, в том числе 897 эвенков, из них более 20% - в сельской местности. Население проживает на северо-западном побережье Байкала в долине рек Верхняя Ангара и Кичера. По территории района проходит железная дорога.