Проблемы и пути их решения социально – экономического развития муниципального образования “Северо-Байкальский район ”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования и предложить, в качестве дополнительных статей дохода местного бюджета, проект по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов.
Задачи курсовой работы:
Исследовать теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образовании, в том числе, социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 3
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования 3
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований 8
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности 11
2. Анализ социально-экономического развития Северо-Байкальского
района РБ 14
2.1 Общие сведения о Северо-Байкальском районе 14
2.2 Цели и задачи, система программных мероприятий 15
3. Проблемы и пути их решения социально – экономического развития муниципального образования “Северо-Байкальский район ” 32
3.1 Основные проблемы Северо-Байкальского района 33
3.2 Пути решения основных проблем социально-экономического развития 34
Заключение 35
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Шапхаева.docx

— 208.21 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований

 

Прежде чем говорить о  социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно  определить компетенцию органов  местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделять  предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления.

Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам  ведения местного самоуправления: Основное благоустройство (территория и земельное  хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).

Установив перечень предметов  ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать  имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать  другие юридически значимые действия.

Право распоряжения муниципальным  имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной  собственности, перечня неотчуждаемых  объектов, создание на основе муниципальной  собственности муниципальных предприятий  и т.д. Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.

Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного  отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также  может идти о муниципализации  общественно значимых предприятий.

Право принуждения, осуществление  которого возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению права содержать  муниципальную полицию (милицию), которая  при необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.

Определившись с компетенцией органов местного самоуправления, перейдем непосредственно к вопросу социально-экономического развития муниципальных образований

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований  Федеральным законом “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.

Под управлением комплексным  социально-экономическим развитием  муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми  населением приоритетами, а также  принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами  развития. Рассмотрим структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Структура концепции обусловлена  системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, включает несколько разделов:

1.Стартовые условия и  оценка исходной социально-экономической  ситуации

2.Стратегические цели  и приоритеты социально-экономического  развития

3.Основные направления  реализации стратегических цепей

4.Подпрограммы

5.Механизмы реализации

Для этих разделов характерно следующее содержание.

1.При анализе стартовых  условии и оценке исходной  социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.

Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия  развития. Объем и задачи анализа  были рассмотрены выше.

2.При разработке стратегических  целей и приоритетов социально-экономического  развития рассматривается вопрос  стратегического выбора пути  развития муниципального образования.  Две крайних позиции в этом  вопросе могут быть следующими:

а) сохранение существующего  направления развития (инерционная  стратегия);

б) полная смена приоритетов  и структурная перестройка экономики  муниципального образования (инновационная  стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих  этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные  сценарии развития государства в  целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего  рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор  — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического  плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

 

3.Раздел «Основные направления  реализации стратегических целей»  включает следующие подразделы:

а) развитие и структурная  перестройка промышленного потенциала территории;

б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

в) социальная политика;

г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и  всех отраслей городского хозяйства;

д) экологическая политика;

е) развитие человеческого  потенциала территории;

ж) совершенствование организации  и деятельности муниципальной власти.

4.Подпрограммы.

В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

5. Механизм реализации  концепция социально-экономического  развития

В этом разделе должны быть рассмотрены:

-формы государственной  и муниципальной поддержки выполнения  намеченной стратегии;

-источники и финансовые  механизмы реализации намеченной  стратегии (оценить сводный баланс  финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования  предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих  бюджетов, средств населения, займы,  кредиты и т.д.);

-механизмы совершенствования  системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию  управленческих решений, развитие  информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров  и т.д.)

 

 

1.3 Цели и задачи муниципальной  социальной политики в сельской  местности

 

К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

-содействие занятости  населения и обеспечению благоприятных  условий труда на предприятиях, расположенных на территории  муниципального образования;

-содействие обеспечению  граждан жильем через создание  условий для жилищного строительства  и прямое обеспечение жилыми  помещениями малоимущих граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных  условий:

-участие в обеспечении  социальной поддержки отдельных  групп населения;

-организация муниципальной  системы здравоохранения, обеспечение  санитарного благополучия населения;

-организация предоставления  образовательных услуг, содержание  и развитие муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего  и профессионального образования;

-создание условий для  деятельности учреждений культуры  и досуга в муниципальном образовании,  содержание муниципальных учреждений  культуры и мест массового  отдыха, сохранение памятников истории  и культуры, находящихся в муниципальной  собственности;

-создание условий для  развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании,  содержание муниципальных физкультурно-спортивных  сооружений;

-реализация муниципальной  молодежной политики

Разработка конкретной системы  мероприятии в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ.

Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих  целей:

–развитие социальной сферы  сельских поселений, сокращение разрыва  между городом и селом в  уровне обеспеченности объектами социальной сферы;

–создание основ для повышения  престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных  задач в области миграционной политики;

–расширение труда в сельской местности путем создания условий  для развития сельской экономики  и роста доходов сельских жителей;

–создание условий для  завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями  и организациями в ведение  органов самоуправления.

Для реализации этих целей  необходимо решение следующих задач:

–стимулирование привлечения  и закрепления для работы в  социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников  высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

–улучшение состояния  здоровья сельского населения за счет повышения доступности и  качества первичной медико-санитарной помощи;

–повышение роли физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний поддержания высокой  работоспособности населения, профилактики правонарушений, преодоления распространения  наркомании и алкоголизма;

–повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими  конкурентоспособность кадров на рынке  труда;

–активизация культурной деятельности на селе;

–повышение уровня занятости  сельского населения, сохранение и  создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач  могут быть следующими:

–приоритетная государственная  поддержка развития социальной сферы  сельских поселений на федеральном  и региональном уровнях;

–разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;

–повышение эффективности  использования материально-технических  и кадровых ресурсов социальной сферы  села путем формирования предприятий  нового типа, внедрения новых прогрессивных  форм деятельности;

–создание условий для  привлечения в социальную сферу  села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источников, содействие организации и функционирования в сфере социального обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

 

 

 

 

 

2. Анализ социально-экономического  развития Северо-Байкальского 

района РБ.

 

2.1 Общие сведения о  Северо-Байкальском районе.

 

Северо-Байкальский  район входит в состав Республики Бурятия, занимает территорию к северу и востоку от озера Байкал. На севере и западе он граничит с Иркутской  областью, на востоке - с Муйским районом, на юге и юго-востоке - с Баргузинским, Курумканским и Баунтовским районами. Распоряжением Правительства РФ №631-р от 08.05.2009 года район отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов – эвенков.

На 01.01.2011 года в 12 населенных пунктах – 4 поселка (Нижнеангарск, Новый Уоян, Кичера, Янчукан) и 8 сельских поселений (Байкальское, Холодное, Душкачан, Верхняя Заимка, Ангоя, Уоян, Кумора, Давша) - проживает 14537 человек, в том числе 897 эвенков, из них более 20% - в сельской местности. Население проживает на северо-западном побережье Байкала в долине рек Верхняя Ангара и Кичера. По территории района проходит железная дорога.

Информация о работе Проблемы и пути их решения социально – экономического развития муниципального образования “Северо-Байкальский район ”