Проблемы продвижения российских товаров на мировой рынок и возможные пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание

Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

Содержание

Введение_______________________________________________________________________2
Глава 1. Особенности продвижения Российских товаров на мировой рынок.______________4
Опыт зарубежных стран в продвижении своих товаров на внешние рынки.____________5
Механизм продвижения отечественных товаров на внешние рынки и анализ структуры экспорта России_____________________________________________________________15
Глава 2. Проблемы продвижения российских товаров на мировой рынок и возможные пути их решения.___________________________________________________________________21
2.1 Проблемы доступа российских товаров на мировой рынок.________________________23
2.2 Совершенство механизма продвижения отечественных товаров на внешние рынки.___26
Заключение___________________________________________________________________36
Список используемой литературы________________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  данные информационные ресурсы используются российскими экспортерами без обратной связи с органами исполнительной власти, ответственными за поддержку  экспорта. В связи с этим затруднен  учет потребностей конкретного предприятия-экспортера в специфических сведениях, необходимых для выхода на внешний рынок.

     Одной из основных причин значительного сокращения экспорта российской машинотехнической  продукции является недостаток информации: за рубежом - об экспортных возможностях российских предприятий, а в России - о спросе на их продукцию и услуги за рубежом. Кроме того, преобладает не всегда объективный подход к российским предприятиям, участвующим в международных конкурсах и тендерах, что нередко связано с недостатком информации о деловой репутации и состоятельности российских фирм - участниц ВЭД.

     Кроме того, даже имея возможность получения  государственной финансовой поддержки, российские экспортеры из-за отсутствия информации недостаточно активно ее используют. В связи с этим одним из направлений государственной поддержки является обеспечение информацией российских экспортеров о возможностях использования схем государственной финансовой поддержки путем проведения семинаров и конференций в регионах.

     Важным  инструментом, способствующим продвижению интересов российских экспортеров, являются торговые представительства РФ за рубежом, В директивах Минэкономразвития поставлены задачи торговым представительствам, а их руководители обязаны обеспечивать достижение целей, определенных в постановлении правительства РФ № 401 от 27 июня 2005 г. Выполняя директивы, торговые представительства способствуют продвижению российской продукции в планируемые визиты и встречи в стране пребывания на двустороннем уровне руководителей России, министерств и ведомств.

     Минэкономразвития, изучив опыт Китая, апробирует механизм двусторонних консультаций по стимулированию торговли машинотехническими товарами. Для этого формируется постоянная группа экспертов из представителей МЭРТ, курирующих вопросы поддержки экспорта и ведения двусторонних переговоров с привлечением специалистов других федеральных органов исполнительной власти, ведущих конкретные отраслевые или тематические вопросы, а также представителей внешнеэкономического ведомства страны-партнера, занимающихся вопросами торгово-экономического сотрудничества с Россией. Группе экспертов придается официальный статус (подписывается межминистерский меморандум). На заседаниях эксперты обсуждают ход реализации двусторонних проектов, связанных с поставками на рынок страны-партнера российской продукции и услуг, созданием совместных предприятий, выпускающих продукцию для местного рынка, а также рынков третьих стран.

     В рамках информационного содействия экспорту Минэкономразвития России издает на ежегодной основе иллюстрированный каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции.

     В каталоге размещается максимально  полная информация об отечественных  компаниях, как уже поставляющих продукцию на экспорт, так и заинтересованных в расширении рынков сбыта для свой продукции за рубежом. Наряду с этим, в каталог входит перечень российских конкурентоспособных технологий. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы продвижения  российских товаров  на мировой рынок  и возможные пути их решения. 

     Одной из основных функций, определяющих деятельность Минэкономразвития России, является выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической  деятельности, торговли, развития предпринимательской  деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, утверждающее Положение о Министерстве).

     Важнейшей задачей государственной политики в сфере внешнеэкономической  деятельности и торговли, определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленное на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

     В этой связи весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов, направленным на улучшение условий  для экспортной деятельности, являются презентации отечественной продукции как внутри страны, так и за рубежом на конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

     В ноябре 1999г. Правительством России было принято решение о создании Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, которая на одном из первых своих заседаний приняла решение о разработке Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности.

     В 2001 году Правительством Российской Федерации  и Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности был принят ряд документов, характеризующих современное состояние этого сегмента рынка и определяющих задачи и перспективы его развития до 2010 года:

  • концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренная 29 марта 2001г. на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 12);
  • план реализации основных положений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренный Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности 5 декабря 2001 г. (протокол № 4).

     В этих документах определена роль выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента макроэкономической и инвестиционной политики, одного из направлений содействия российскому экспорту.

     План  реализации мероприятий Концепции, включающий 9 основных направлений  развития выставочной деятельности, предполагает совершенствование нормативно-правовой базы выставочной деятельности, и, прежде всего, разработку проекта федерального закона о развитии выставочной деятельности в условиях рыночной экономики.

     Концепцией  и Планом ее реализации предусмотрены  три формы государственной поддержки  участников выставочной деятельности: финансовая, организационная и информационная.

     Одним из важнейших условий предоставления всех форм государственной поддержки, и в особенности финансовой, является содействие данного мероприятия  продвижению российской экспорто-ориентированной  продукции на внешние рынки.

     Особую  роль в предоставлении организационной и информационной поддержки призваны сыграть представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

     В их функции входят развертывание  информационной кампании в средствах  массовой информации страны пребывания о предстоящем участии в выставке российских организаций; привлечение к предстоящему событию внимания потенциальных иностранных партнеров российских товаропроизводителей; предоставление российским организациям подробных данных об условиях участия в соответствующем мероприятии.

     По  решению Правительства Российской Федерации в июне 2001 года подана заявка в Международное бюро выставок о проведении в Москве в 2010 году Всемирной  универсальной выставки "ЭКСПО". Для продвижения на международном уровне кандидатуры Российской Федерации как организатора выставки был создан Национальный организационный комитет во главе с Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым. Предполагалось, что проведение выставки "ЭКСПО-2010" в России даст новый импульс развитию российского экспорта.

     Необходимо  отметить, что, начиная с 1994 года, средства федерального бюджета, выделяемые на выставочную  деятельность за рубежом в рамках ежегодной Федеральной программы  развития внешнеторговой деятельности, в среднем ежегодно увеличивались на 10%.

     В середине 90-х годов обсуждалась  идея создания Фонда поддержки экспорта для финансирования различного рода мероприятий по продвижению отечественной  продукции на внешние рынки, содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности, финансирования оказания информационно-консультационных услуг и технической помощи экспортерам по предконтрактной проработке экспортных операций.4 

2.1 Проблемы доступа  российских товаров  на мировой рынок. 

     Существует  несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них — это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.

     Вторая  из причин — это борьба за деньги потребителя. Жизнь в условиях изобилия привела сотни миллионов потребителей во всем мире к убеждению, что удобство приобретения товара — неотъемлемая принадлежность нормального образа жизни. А это означает, что потребитель требует хорошего ознакомления с товарным набором; минимума времени на приобретение товара; максимума удобств до, во время и после покупки.

     Все эти требования можно выполнить, всемерно развивая сбытовую сеть, приближая ее конечные точки к потребителю, создавая максимум удобств для него в этих точках. И если фирма сумела это сделать, она (при прочих равных условиях) привлекла к себе покупателя и добилась преимущества в рыночной борьбе.

     Следующая причина — это рационализация производственных процессов. Конкретно  речь идет о том, что есть ряд финишных операций производства, которые связаны  в большей мере не с изготовлением, а с подготовкой товара к продаже (сортировка, фасовка, упаковка). Все эти операции целесообразно осуществлять уже на этапе «завод – потребитель», то есть перед транспортировкой, на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и от своевременности, качества и рациональности их выполнения существенно зависит сбыт как таковой. Соответственно, система маркетинга в известной степени втягивает в себя некоторую (иногда довольно значительную) «технологическую составляющую». Сказанное выше оправдывает это: чем ближе и теснее соприкасается товар с покупателем, тем больший смысл возложить на службу маркетинга его доработку и подготовку к продаже.

     Четвертая причина — это проблемы эффективности  рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и  удовлетворении потребностей потребителей — это изучать их мнение о товарах фирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Кто и где может делать это наиболее эффективно? Ответ мировой практики однозначен: прежде всего, это можно делать там, где фирма непосредственно соприкасается с потребителем, то есть в системе сбыта. И делать это должен персонал, занятый в этой системе.

     К основным проблемам реализации относят  предпочтения и затраты потребителей на продукцию, наличие большого количества конкурентов на рынке молочной продукции; свободный выбор партнеров при продаже продукции; снижение потребительского спроса; рост импорта сельскохозяйственной продукции; неплатежи покупателей.

     В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии внешней  торговли необходимость организации специализированной системы поддержки экспорта практически отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства зарабатывания свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.

     С началом радикальных экономических преобразований в 1992 году ситуация качественно изменилась. Политика либерализации предполагала использование преимущественно рыночных механизмов для развития и совершенствования структуры российского экспорта. В марте 1993 года была создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.

     Активное  формирование государственной политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного ухудшения динамики экспорта. В это же время началась разработка первых программных документов по поддержке машинотехнической продукции.

     Содействие  экспорту формально включало в себя меры в области финансового, налогового и таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной поддержки экспортеров.5

     Финансирование  экспорта за рамками технического содействия и военно-технического сотрудничества, представляющими собой весьма специфические  виды деятельности, практически не осуществлялось. На протяжении всего переходного периода в России так и не была создана не просто эффективная, а и вообще работающая национальная система содействия экспорту. Принимаемые в этой области решения слабо подкреплялись делами и практически не финансировались.

Информация о работе Проблемы продвижения российских товаров на мировой рынок и возможные пути их решения