Проблемы продвижения российских товаров на мировой рынок и возможные пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание

Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

Содержание

Введение_______________________________________________________________________2
Глава 1. Особенности продвижения Российских товаров на мировой рынок.______________4
Опыт зарубежных стран в продвижении своих товаров на внешние рынки.____________5
Механизм продвижения отечественных товаров на внешние рынки и анализ структуры экспорта России_____________________________________________________________15
Глава 2. Проблемы продвижения российских товаров на мировой рынок и возможные пути их решения.___________________________________________________________________21
2.1 Проблемы доступа российских товаров на мировой рынок.________________________23
2.2 Совершенство механизма продвижения отечественных товаров на внешние рынки.___26
Заключение___________________________________________________________________36
Список используемой литературы________________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)

     В период с 1993 по 1996 год был принят ряд нормативных актов, определивших основные направления государственной  финансовой поддержки экспорта. Среди  них:

    • предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций;
    • гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков;
    • предоставление краткосрочных бюджетных ссуд экспортерам машинотехнической продукции.

     Предоставление  краткосрочных бюджетных ссуд было фактически единственной формой государственной  финансовой поддержки экспортеров.

     Еще одним предусмотренным, но не реализованным  средством государственной финансовой поддержки экспорта являлось предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств (финансовых средств в рублях и иностранной валюте, залога, платежных гарантий) под кредитные ресурсы, привлекаемые российскими банками (прежде всего Росэксимбанком) для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций. Подобные гарантии должны были выдаваться на платной основе (т.е. за пользование ими должны были начисляться проценты в пользу государства) и при условии обязательного долевого участия кредитных организаций, осуществляющих финансирование экспортоориентированных проектов.

     Учитывая  нерешенность основных вопросов создания эффективной государственной системы  поддержки экспорта, Комиссией Правительства  Российской Федерации по оперативным вопросам в декабре 1998 г. было дано поручение Минторгу России совместно с Минэкономики России и Минфином России разработать проект Закона "О поддержке экспортоориентированных и импортозамещающих производств". Соответствующий проект был подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В проекте в очередной раз была прописана система мер государственной финансовой поддержки экспортоориентированных производств в надежде на то, что таким образом удастся повысить статус соответствующей деятельности и обеспечить ее надлежащее финансирование из бюджетных средств.6

     На  рубеже 2000-2001гг. прорабатывался порядок  предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации  для проведения на конкурсной основе добровольного страхования экспортных кредитов, а также проект соответствующего постановления. Предполагалось, что предоставление государственных гарантий для страхования экспортных кредитов будет способствовать привлечению внебюджетных средств для реализации экспортных контрактов. 

2.2 Совершенство механизма  продвижения отечественных  товаров на внешние  рынки. 

     Правительство России осуществляет государственную  поддержку экспорта промышленной продукции, используя торгово-экономические, организационные, финансовые и информационно-консультационные инструменты.

     Разработанная система мер государственной  поддержки преследует следующие  цели:

  • обеспечение конкурентных преимуществ
  • поддержка и защита интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке
  • рост экономического потенциала и повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.

     Она включает следующие меры:

  • финансовая поддержка экспорта;
  • расширение доступа российских экспортеров на внешние рынки;
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности на международных выставках;
  • информационно консультационная поддержка экспортеров.

     Особое  значение правительство РФ придает  финансовой поддержке. Она осуществляется на основе Концепции развития государственной  финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, сформулированной в 2003 году. Документ предполагает кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.7

     В Российской Федерации, до последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.

     В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства (14 октября 2003 г. № 1493-р.) Российской Федерации «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:

  • Гарантийная поддержка;
    • Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;
    • Долгосрочное экспортное кредитование.
  • Гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций). В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, определен «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк».

     Порядок и условия предоставления государственных гарантий установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. № 571 «О порядке предоставления в 2006 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции». В 2008-2010 годах государственные гарантии Российской Федерации для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) предоставляются в соответствии с Правилами, утвержденными данными документом (Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778).

     Перечень  промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. №1222-р с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 107 (в ред. распоряжений Правительства РФ от 15.05.2006 № 699-р, от 27.07.2007 № 999-р). Определение номенклатуры промышленной продукции, для экспорта которой необходима государственная гарантийная поддержка, осуществлялось исходя из фактора её конкурентоспособности.8

     Страны, экспорту в которые оказывается поддержка, разделены на 2 категории:

  • страны, перечень которых с определением предельных ежегодных объемов гарантирования и группы риска для каждого государства утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. №566-р. Эти страны в большинстве своем не имеют инвестиционного кредитного рейтинга. Поэтому при экспорте в такие страны требуется государственная контр-гарантия в качестве обеспечения. Предельный размер покрытия зависит от категории риска страны и варьируется от 85 до 95 %.
  • страны, обладающие инвестиционным кредитным рейтингом по шкале одного из трех рейтинговых агентств. При экспорте в указанные страны не требуется государственной контр-гарантии в качестве обеспечения, принимаются иные формы обеспечения. Предельный размер покрытия будет в каждом случае определяться Минфином России, но не превышать 90%.

     Перечень  документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции, утвержден Приказом Минфина России от 8 сентября 2004 г. N 76н (в ред. Приказов Минфина РФ от 22.08.2005 N 106н, от 07.11.2006 N 135н).

     Правила предусматривают предоставление следующих  видов государственных гарантий:

  • российскому экспортеру промышленной продукции в обеспечение платежных обязательств в иностранной валюте: - иностранного государства, резидентом которого является иностранный импортер, по представленной им государственной гарантии; - иностранного импортера, резидента государства с инвестиционным кредитным рейтингом, по экспортному контракту; - иностранного государства с инвестиционным кредитным рейтингом по его экспортному контракту;
  • российскому банку-кредитору или иностранному банку-кредитору (только при условии предоставления кредитов на срок восемь и более лет), предоставляющим кредиты российским экспортерам, иностранным импортерам, банкам-нерезидентам и иностранным государствам, включая предэкспортное финансирование, в обеспечение платежных обязательств в иностранной валюте по возврату и оплате кредитов;
  • кредиторам либо держателям облигаций закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" по его заимствованиям, осуществляемым для кредитования российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при осуществлении экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг); В начале 2006 года Росэксимбанк привлек под этот вид государственных гарантий 70 млн. долл. для кредитования экспортных операций (долгосрочное экспортное кредитование);
  • ЗАО "Росэксимбанк" по возмещению его платежей в иностранной валюте по выставленным им банковским гарантиям.

     Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2007 год» предусмотрено выделение  средств в размере 3,0 млрд. рублей для реализации механизма возмещения части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями российским экспортерам промышленной продукции.

     Правила возмещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 № 101). В 2008-2010 годах возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005-2007 годах в российских кредитных организациях осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными данными документом (Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 № 126, от 14.11.2007 № 778). Главным распорядителем бюджетных средств является Минпромэнерго России, принимающее решение о предоставлении возмещения совместно с МЭРТ и Минфином России.

     Преимущественным  правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных тендеров на поставку промышленной продукции.

     При привлечении кредита в российских рублях возмещение осуществляется из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее или равна ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов.

     Если  процентная ставка по кредиту больше ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей  на дату последней уплаты процентов, возмещение осуществляется исходя из расчета двух третьих ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов.

     При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в рублях из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту и исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату осуществления указанных затрат.

     При расчете максимального размера возмещения процентная ставка по привлеченному кредиту в иностранной валюте принимается равной 12% годовых.

     Концепцией  развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.

     Согласно  Концепции экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять  как правительствам иностранных  государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Однако  в настоящее время данный механизм финансовой поддержки экспорта не используется и выделение средств на экспортное кредитование Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год» не предусмотрено.9

     Осуществляя функции секретариатов межправительственных комиссий по торгово-экономическому и  научно-техническому сотрудничеству с  зарубежными странами и, в том  числе, со странами СНГ, Минэкономразвития России, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, способствует координации выставочно-ярмарочной деятельности как одного из основных инструментов поддержки экспорта.

Информация о работе Проблемы продвижения российских товаров на мировой рынок и возможные пути их решения