Проект модернизации котельной поселка «Восточный» г.Можги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:10, дипломная работа

Описание

Современная российская экономика на протяжении длительного времени находится в состоянии структурной перестройки. Дефицит большинства городских и республиканский бюджетов с одной стороны, а также плохое содержание, непрофессиональное управление недвижимостью, и усиление ведомственного монополизма, с другой, привело к тому, что большинство предприятий буквально вынуждены бороться за выживание искать пути снижения своих расходов, затрат. Предлагаемые в последнее время различные программы ресурсо- и энергообеспечения затрагивают проблему лишь частично и, как правило, с технической точки зрения (установка современного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, приборов учета и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

Диплом Котельная Можга.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

Даже применение труб в ППУ-изоляции, при мизерных объемах  внедрения, столкнулось с неуемным желанием сэкономить. Качество ППУ-труб большинства предприятий-изготовителей ниже всякой критики, качество строительства еще ниже, система контроля влажности изоляции (единственный источник правдивой информации о качестве строительства и эксплуатации) почти не применяется.

В итоге трубопроводы в ППУ, эксплуатируемые в других странах по 30 – 50 лет, у нас часто начинают выходить из строя на 2 – 4-й год эксплуатации.

Нельзя не упомянуть  и коррупцию. Обычно трудно приписать  лишние объемы перекладки в погонных метрах, поэтому «зарабатывают» не на объемах, а на качестве. В результате требования к качеству, и так не очень высокие, понизились до уровня минимальной внешней благопристойности. Даже простейшее мероприятие, определяющее ресурс трубопровода, – нанесение на трубу качественного антикоррозийного покрытия, повсеместно заменено либо на покраску запрещенным к применению в тепловых сетях кузбас-лаком, либо нанесением покрытия на неподготовленную поверхность трубы. А чтобы не было вопросов, службы по проверке качества покрытий в теплоснабжающих предприятиях отсутствуют. Отсутствуют также службы контроля за изменением коррозионных факторов и скоростью коррозии трубопроводов, т.к. контроль подразумевает объективную информацию. В результате безаварийный период жизни тепловых сетей редко превышает 10 лет.

Наибольшее количество нарушений происходит не при новом  строительстве, а при перекладках  тепловых сетей, выполняемых повсеместно  без проектов и с применением  технических решений, устраивающих только руководство теплоснабжающих  предприятий. В основном, при замене тепловых сетей, качество прокладок настолько низкое, что само понятие «качество» к ним не применимо. Причем повсеместно это обосновывается необходимостью экономить. Т. к. проекты отсутствуют, единственным документом, по которому можно что-то контролировать, являются акты выполненных работ, но они составляются после того, как теплосеть засыпана.

Системы отопления жилых  домов у нас создавались как  «коммунистические», в смысле для  коммуны жильцов, каждый из которых, в отдельности, не может влиять на процесс теплопотребления. Но люди не могут оставаться в стороне от процесса регулирования уровня комфорта их проживания и регулируют температурный режим квартир добавлением секций радиаторов, сжиганием неучтенного газа в газовых плитах  (для прохождения минимума температур) и открывают форточки (для компенсации «перетопов» осенью и весной). Внедрение нормальных экономических стимулов к экономии тепла для жителей упирается в необходимость огромных затрат на квартирные приборы учета тепла и неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к по-квартирному регулированию.

За отопление квартир  жители расплачиваются по расценкам  на отопление 1 м2, причем размер оплаты составляет 40 – 90% от фактических затрат муниципалитета. Дотации на разницу в тарифах выплачиваются не жителям, а непосредственно теплоснабжающей организации и очень редко в полном объеме. Величина дотации на конкретного жителя пропорциональна занимаемой площади: чем больше он имеет м2, тем больше на него выплачивается дотация. Т.е. дотации на богатых самые большие.

Дотация не предусматривает  компенсацию расходов жилищных организаций  на обслуживание внутридомовых систем отопления, в тариф на отопление  эти расходы тоже не включаются, считается, что эти расходы входят в общую сумму расходов на содержание зданий. В результате такого неподкрепленного деньгами обслуживания и полного отсутствия контроля над переделкой в квартирах систем отопления здания оказались полностью разрегулированны и энергорасточительны. Даже в элитных домах-новостройках при заселении часто выбрасываются квартирные регуляторы тепла у батарей, и площадь нагревательных приборов значительно увеличивается.

Из-за отсутствия водосчетчиков  водопотребление жителями составляет, в среднем, 300 литров горячей и  холодной воды на человека в сутки – это в 3 раза больше, чем в других странах, и в 2 раза больше, чем по нормативу. Это приводит к тому, что кроме прямых потерь воды, бесполезно теряется тепло, электроэнергия на перекачку, затрачиваются деньги на содержание излишних мощностей насосов, водоподогревателей, оборудования подготовки воды и водозаборов, очистных сооружений, а также чрезмерных диаметров трубопроводов.

Еще далеко не везде состояние  систем теплоснабжения и теплопотребления дошло до полного упадка, но общие тенденции безрадостны: растет аварийность, пуск отопления осенью растягивается на несколько месяцев, недогревы в морозы стали нормой, а не исключением; темпы замены оборудования снижаются, и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии. Теплоснабжение, как техническая система, во многих регионах существует только благодаря примитивности оборудования, поддающегося восстановлению простейшими ремонтами и огромному запасу мощности, заложенному в каждом элементе системы. 

На государственном уровне должна быть разработана методика решения  вопросов, что выгоднее:

сжигать газ в котельных  либо замещать его другими видами топлива и максимально увеличивать  объемы продаж за границу;

развивать атомную теплоэнергетику  либо переходить на индивидуальные теплогенераторы;

отдавать теплоэнергетику  в частные руки либо оставлять  в государственной и муниципальной  собственности;

как предотвратить коррупцию;

как увязать интересы всех заинтересованных сторон: производителей, эксплуатационников, потребителей.

И главное: как организовать теплоснабжение страны, если средств  на это не хватает.

после ликвидации централизованной структуры управления теплоэнергетикой, государство сохранило за собой только функции контроля технического состояния, т.к. в регионах из всех представительств федеральных органов теплоэнергетикой занимаются только территориальные представительства Энергонадзора, Госгортехнадзора и Госэкспертизы. Т.е. государство ограничилось функцией извещения муниципальных органов власти о технических проблемах, существующих в подведомственном им хозяйстве, и самоустранилось от решения этих проблем. Такого не могла себе позволить ни одна, гораздо более развитая северная страна, и тем более это имело негативные последствия для России – огромной, самой холодной страны в мире.

Реформа управления теплоэнергетикой должна обеспечить заинтересованность всех субъектов процесса выработки, транспорта и потребления тепла  в повышении надежности, минимизации  издержек и повышении энергоэффективности.

В теплоэнергетике, как  ни в одной другой отрасли, нельзя разделить экономику и технологию, теплоэнергетика всегда технически многовариантна, и нет ничего более  страшного, когда ТС и ТП начинают командовать неспециалисты. При  реформировании системы управления должна быть создана система, при которой все управленческие решения должны проходить техническую экспертизу.

Контроль за деятельностью  предприятий теплоснабжения должен быть не только финансовый, но и технико-экономический.

Государство должно принять на себя разработку стратегии, научные исследования, контроль и координацию всех органов власти, включая муниципальные, пресекать попытки использования энергетики в политических целях.

Система централизованного  теплоснабжения России медленно деградировала до сегодняшнего состояния в течение 10 лет, приводить же ее в порядок необходимо быстро, иначе начнутся необратимые процессы. На восстановление того, что было раньше, средств не найти, не хватит всего бюджета страны. Не остается ничего другого, как заняться рыночными реформами: управлением, экономией (с созданием института нормальных покупателей, заинтересованных в экономии), конкуренцией, инвестициями, мотивацией и т.д.

 

2.2.Государственное управление  теплоснабжением

 

 

Естественно, что задача теплоснабжения страны, стоящая в одном ряду с вопросами, определяющими жизнеспособность государства (такими как оборона границ), не может не быть в сфере государственного регулирования.

Очевидно, что государством должны быть решены следующие задачи:

  • Граждане страны не должны замерзать, т. е. должна быть ликвидирована прямая опасность для их жизни, причем решение должно быть достигнуто доступными финансовыми средствами.
  • Работа системы должна стать самоуправляемой, т. е. для регионов и каждого муниципального образования необходимо создать систему управления и экономический механизм, обеспечивающие самостоятельное надежное функционирование теплоснабжения без вмешательства Москвы.
  • Должен быть запущен самофинансируемый процесс повышения энергоэффективности и технической модернизации отрасли как за счет повышения мотиваций к снижению издержек, так и за счет привлечения инвестиций (как на возвратной основе для реализации быстроокупаемых проектов, так и на долговременной основе путем создания новой частной собственности).

На государственном уровне должна быть разработана методика решения вопросов, что выгоднее:

  • сжигать газ в котельных либо замещать его другими видами топлива и максимально увеличивать объемы продаж за границу;
  • развивать атомную теплоэнергетику либо переходить на индивидуальные теплогенераторы;
  • отдавать теплоэнергетику в частные руки либо оставлять в государственной и муниципальной собственности;
  • как предотвратить коррупцию;
  • как увязать интересы всех заинтересованных сторон: производителей, эксплуатационников, потребителей.

И главное: как организовать теплоснабжение страны, если средств  на это не хватает.

Есть мнение, что эти вопросы  надо решать на уровне субъектов федерации, но практика показывает, что это  пока не реально. На региональном уровне не могут быть определены тенденции цен на природные ресурсы, в т.ч. топливо, плата за выбросы вредных веществ, налоговая политика, вопросы реструктуризации естественных монополий, принципы приватизации в малой энергетике и т.д. [29].

Примером может служить  газификация котельных. При низких внутренних ценах на газ газификация котельных чрезвычайно выгодна местным администрациям, которые под лозунгом энергосбережения (хотя экономии энергии никакой нет) из своих скудных бюджетов находят средства для перевода котельных на газовое топливо, либо даже на строительство новых газифицированных котельных. РАО «Газпром», используя преимущества монополиста, вводит всевозможные ограничения на поставки газа – лимиты, отказ в выдаче технических условий. Лоббирует программы перевода муниципальной теплоэнергетики на другие виды топлива. РАО «ЕЭС России», используя все свои возможности, добивается увеличения доли дешевого газа в топливном балансе, хотя большинство электростанций могут работать на разных видах топлива.

Совершенно очевидно, что увязка этих противоречащих друг другу интересов – задача не регионального масштаба, но решать ее вынуждены именно администрации районов, к которым обращаются жители с жалобами на отопление и которым невозможно объяснить, что Межрегионгаз разделил месячный лимит на количество дней в месяце и ограничивает подачу газа на каждый конкретный день независимо от погоды.

Вмешательство государства  может систематизировать выдачу разрешений на пользование газом, получаемых сейчас либо через использование  личных связей, либо для объектов, находящихся в привилегированных для Газпрома районах (Москва, Орловская обл.).

На государственном  уровне в масштабах страны может  быть легко решен вопрос ограничений  в использовании газа в холодное время года, за счет перевода на другие виды топлива крупных электростанций.   

после ликвидации централизованной структуры управления теплоэнергетикой, государство сохранило за собой только функции контроля технического состояния, т.к. в регионах из всех представительств федеральных органов теплоэнергетикой занимаются только территориальные представительства Энергонадзора, Госгортехнадзора и Госэкспертизы. Т.е. государство ограничилось функцией извещения муниципальных органов власти о технических проблемах, существующих в подведомственном им хозяйстве, и самоустранилось от решения этих проблем. Такого не могла себе позволить ни одна, гораздо более развитая северная страна, и тем более это имело негативные последствия для России – огромной, самой холодной страны в мире.

Сегодняшняя ситуация такова, что без организующей роли государства  уже не обойтись. Должна быть вновь  выстроена вертикаль власти (Москва – регион – муниципальные образования), но не для прямого управления из Москвы каждой котельной, а для решения вопросов, которые не могут быть решены на уровне муниципальных образований, для создания системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных, муниципальных и частных организаций по удовлетворению интересов потребителей – граждан страны. После создания этой саморазвивающейся системы за государством должны остаться разработка стратегии; мониторинг и анализ текущей ситуации; государственная экспертиза новых технических решений; координация работы по развитию системы фирменного обслуживания; управление теплоснабжением организаций федеральной собственности; контроль за выполнением крупных межрегиональных проектов и технический надзор. 

Рассмотрим существующие органы государственного управления

Министерство энергетики

Информация о работе Проект модернизации котельной поселка «Восточный» г.Можги