Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:10, дипломная работа
Современная российская экономика на протяжении длительного времени находится в состоянии структурной перестройки. Дефицит большинства городских и республиканский бюджетов с одной стороны, а также плохое содержание, непрофессиональное управление недвижимостью, и усиление ведомственного монополизма, с другой, привело к тому, что большинство предприятий буквально вынуждены бороться за выживание искать пути снижения своих расходов, затрат. Предлагаемые в последнее время различные программы ресурсо- и энергообеспечения затрагивают проблему лишь частично и, как правило, с технической точки зрения (установка современного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, приборов учета и т.д.).
В министерстве, так же как и в РАО «ЕЭС России», нет департамента теплоснабжения. Департамент электроэнергетики есть, а теплоэнергетики нет. Соответственно, нет и крупных вопросов по теплоснабжению, которые сегодня решает министерство.
Департамент энергетического надзора и энергосбережения решает конкретные задачи надзора за выполнением существующих правил и инструкций, причем не только на энергогенерирующих предприятиях, но и в потреблении, включая промышленность. Инспекторский состав региональных отделений Энергонадзора при проверках фиксирует обычно огромное количество нарушений, но не занимается, да и не должен заниматься, вопросами финансирования и организацией работ по устранению замечаний.
В Положении о Министерстве
энергетики за министерством закреплена
функция координации
Госстрой России (Государственный
комитет по строительству и жилищно-
Одно из 17 управлений комитета – управление инженерной инфраструктуры. В состав управления входит отдел коммунальной энергетики численностью 4 человека. Организовать огромную работу, хотя бы по мониторингу фактического состояния теплоснабжения регионов, при такой штатной численности невозможно.
Госэкспертиза в составе Госстроя России выполняет локальную задачу соответствия новых проектов действующим нормативным документам.
Федеральная и региональные энергетические комиссии
В теплоэнергетике
решают только вопросы
Госгортехнадзор России
Так же как и Главгосэнергонадзор, осуществляя проверки технического состояния источников тепла, может только констатировать нарушения существующих правил, но не занимается и не должен заниматься поисками путей выхода из кризиса, т.е. не имеет реальных механизмов влияния на изменение ситуации в отрасли. Проверка состояния тепловых сетей к компетенции Госгортехнадзора не относится.
Лицензирование и страхование
К Государственному регулированию можно, с некоторой долей условности, отнести лицензирование, которым занимаются Энергонадзор, Госстрой и Госгортехнадзор, обязательные платные курсы Энергонадзора и ГГТН.
Трудно понять роль лицензии на право производства тепла для организаций, имеющих на балансе ТЭЦ или котельные, т.к. в отсутствие лицензии (т.е. разрешения государства) у организации появляется право тепло не производить, что государственным интересам естественно противоречит. К подобным мероприятиям относится и обязательное страхование объектов повышенной опасности (тех же котельных и ТЭЦ). В условиях, когда на каждом объекте имеются нарушения технических правил, зарегистрированные в актах проверок Энергонадзора или ГГТН, возможность получения страхового возмещения даже в случае аварии представляется маловероятной, и фактически страхование энергообъектов превращается в официальный способ финансирования доверенных страховых компаний.
Органы регионального управления
Централизованное планирование привело к драматическим последствиям с точки зрения эффективности использования энергии. Технически невозможно эффективно осуществлять управление всей теплоэнергетикой огромной страны из Москвы.
Региональное управление
на уровне областей, республик и
крупных городов позволяет
- климата;
- наличия и стоимости топлива;
- развития инфраструктуры;
- наличия нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Во многих регионах в областных администрациях существуют министерства или комитеты энергетики, но они выполняют, в основном, административные функции. При администрациях должны быть созданы технические управления, осуществляющие техническую энергетическую политику в регионе. По образу и подобию структур главных архитекторов, должны быть созданы структуры главных энергетиков регионов и крупных городов. Основная функция этих структур – разработка региональных программ развития энергетики, включая разделы повышения надежности энергообеспечения и роста энергоэффективности, организация работы по их выполнению, разработка региональных нормативов и территориальных строительных норм.
В некоторых областях
могут быть восстановлены областные
теплоэнергетические
- оптовые закупки оборудования по минимальным ценам;
- общие складские базы с общим аварийным запасом;
- мощная аварийная служба;
- поточный ремонт;
- единая техническая политика с закупками оборудования, обеспеченного запасными частями и сервисным обслуживанием;
- концентрация лучших специалистов, которые обычно живут в областных центрах;
- при необходимости защита теплоэнергетических предприятий от самоуправства местных администраций и т.д.
Объединения могут создаваться на базе теплоснабжающих предприятий областного центра. Выгодность создания подобных объединений определяется местными условиями и, в первую очередь, плотностью заселения территорий. В некоторых случаях в области может создаваться несколько объединений для близко расположенных населенных пунктов.
Организационные формы у этих объединений могут быть разными. Они могут взять на себя функции периодического квалифицированного обслуживания одиночных котельных, в которых создавать собственные технические службы экономически нецелесообразно. Объединения могут быть использованы для уменьшения численности работников аппаратов управления местных теплоэнергетических предприятий, увеличившейся в последние годы в несколько раз. К этим же объединениям могут временно переходить функции организации теплоснабжения от конкретного муниципального образования, не справляющегося с управлением теплоэнергетикой, т.е. они могут выполнять функции кризисного управления, имея в своем составе мобильные группы специалистов, оснащенных техническими средствами, в том числе аварийными мобильными котельными.
Решение проблемы сочетания
централизованного и
- распределение тепловых сетей на территориальные участки;
- определение коррозионных факторов, действующих на каждом участке, составление карт распределения, определение их причин, методов борьбы и организация периодического контроля за интенсивностью (например, не обязательно ставить станцию катодной защиты на тепловую сеть для устранения вредного влияния от СКЗ газопровода, достаточно устранить это влияние или организовать совместную защиту);
- инструментальный анализ причин разрывов в отопительный сезон и при гидравлических испытаниях;
- ведение паспорта на каждый участок;
- разработка для каждого участка регламента технического обслуживания тепловых сетей;
- проведение испытаний на тепловые и массовые потери;
- оптимизация трассировки и диаметра тепловых сетей;
- контроль скорости коррозии трубопроводов путем периодической диагностики, шурфовок, контроля водного и бактериального режима, датчиков коррозии и т. д.;
- экономический расчет необходимых работ по текущему и капитальному ремонту, включая работы по продлению ресурса (электрохимзащита; вентиляция каналов и камер; антикоррозионные покрытия в доступных местах; водопонижение; защита от гидравлических ударов; водный режим и т. д.);
- ресурсное распределение тепловых сетей внутри каждого участка, с ответственностью за включение в перекладку участка, имеющего значительный ресурс;
- подготовка технических заданий на перекладку сетей с учетом общей ситуации по участку, анализа причин выхода трубопровода из строя, с увязкой систем контроля влажности изоляции, электрохимзащиты в единую систему;
- отражение в техзадании комплексного подхода к защите от коррозии на всем территориальном участке;
- приборный контроль качества строительно-монтажных работ.
Органы муниципального управления крупных административных районов
Т.к. администрации сегодня единственный орган, реально заинтересованный в экономии собственных скудных средств, именно при них необходимо создавать органы управления энергетикой. Главный энергетик города или района (крупный технический специалист с подчиненным персоналом) должен проводить политику администрации по повышению надежности теплоснабжения, уменьшению затрат на обеспечение теплом и росту энергоэффективности. К его компетенции должны быть отнесены:
- разработка схем развития теплоснабжения районов и городов;
- определение оптимального соотношения централизованных и децентрализованных источников, резервирования источниками и тепловыми сетями, повышение гидравлической устойчивости и выдача технических условий на присоединение;
- разработка структуры и уровня тарифов, в том числе и для РЭК, и определение «идеального» тарифа для 100% оплаты жителями, т.е. тарифа при нормативном уровне теплопотерь;
- организация взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей, включая организацию учета тепла, разбор жалоб, координацию при устранении аварий, контроль гидравлических режимов;
- контроль качества строительства тепловых сетей, включая обоснованность типа прокладки и диаметра трубопровода;
- анализ эффективности работы системы управления в ТС и ТП, повышение конкуренции;
- аудит ТС и ТП;
- разработка лимитов теплопотребления, заданий на уменьшение ТП;
- подготовка распоряжений администрации;
- ежедневный анализ потребления энергоресурсов, выявление перерасхода, принятие оперативных мер;
- «заказ» температуры теплоносителя в городах, в зависимости от погодных условий (солнце, ветер) и финансовых возможностей администрации (ТПРЯМОЙ и ТОТОПЛЕНИЯ);
- инспекция для контроля качества теплопотребления бюджетными организациями и жителями, внедрение «заявочной» системы дотаций (когда для их получения необходимо предъявить квартиру для проверки соответствия нормативам размеров отопительных приборов, отсутствие теплых полов от ГВС и т.д.);
- разработка программ повышения энергоэффективности, концентрация финансовых средств на их выполнение, обеспечение комплексности их реализации (от источника тепла до батареи отопления);
- обеспечение «мониторинга» программ, определение размера реальной экономии средств, выделение их на отдельный счет для создания «револьверного» фонда;
- взаимоотношения с естественными монополиями, заключение единого договора с АО-энерго на теплоснабжение города;
- проверка муниципальных предприятий, занимающихся ТС и ТП, в части технической обоснованности производимых затрат и их эффективности;
- создание персональной системы стимулов и взысканий для руководителей муниципальных теплоснабжающих предприятий.
Органы муниципального управления небольших городов и населенных пунктов
В администрации любого, даже самого маленького муниципального образования, должен быть определен хотя бы один специалист, координирующий все вопросы ТС и ТП. Назначение этих специалистов должно обязательно согласовываться главным энергетиком области и, при необходимости, до начала практической работы он должен пройти серьезное обучение и стажировку в администрации более высокого уровня.
Тепло является на редкость нерыночным товаром: его нельзя накопить на складе продавца, от него не может отказаться и потребитель. В теплоснабжении чрезвычайно затруднена конкуренция. Поэтому организация управления такой отраслью в рыночных условиях, способствующих массовой коррупции, является чрезвычайно трудной задачей.
Информация о работе Проект модернизации котельной поселка «Восточный» г.Можги