Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа
Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде
ГЛАВА 1. Инвестиции: понятие, классификация, источники. Прямые зарубежные инвестиции 3
1.1 Сущность инвестиций, их классификация и источники 3
1.1.1 Определение и признаки инвестиций 3
1.1.2 Классификация форм и видов инвестиций 4
1.1.3 Источники инвестиций 8
1.2 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) 10
1.2.1 Понятие, источники поступления и регулирование ПИИ 10
1.2.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и их значение 14
ГЛАВА 2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и препятствия на пути привлечения зарубежных инвестиций в экономику Республики Беларусь 17
2.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь и проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь 17
2.1.1 Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь 17
2.1.2 Правовой режим иностранных инвестиций и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 19
2.2 Иностранные инвестиции и инвестиционные проекты в Республике Беларусь 23
2.2.1 Анализ динамики потоков ПИИ в Республике Беларусь 25
2.2.2 Анализ структуры ПИИ в Республике Беларусь 27
2.2.3 Характер прямых иностранных инвестиций Республики Беларусь 31
Одна из важных проблем, порождаемых ТНК, — трансфертные цены. Поскольку ТНК размещает разные стадии единого технологического процесса в разных странах, между ее зарубежными филиалами и головной компанией происходит интенсивный товарообмен. Однако цены внутрикорпорационной торговли (трансфертные цены), как правило, существенно отличаются от рыночных цен. Манипулируя уровнем трансфертных цен, ТНК стремятся уходить от налогообложения, минимизировать таможенные пошлины, нелегально переводить прибыли за границу и т.д., что подрывает эффективность экономической политики государства. Кроме того, поскольку на внутрикорпорационную торговлю приходится значительная часть всей мировой торговли, трансфертные цены искажают реальные данные о ее структуре и динамике [39, с. 216].
Международные корпорации своей деятельностью оказывают сильное воздействие на экономику как страны базирования, так и принимающих стран. Стандартный анализ воздействия прямых зарубежных инвестиций на благосостояние дает те же результаты, что и анализ международного кредитования: чистый выигрыш получает и страна базирования (за счет более эффективного использования имеющегося капитала), и принимающая страна (за счет притока нового капитала).
Однако, несмотря на это, основной недостаток ТНК в странах базирования заключаются в экспорте рабочих мест, что ведет к сокращению занятости, и в уклонении с помощью зарубежных филиалов от уплаты налогов, что наносит ущерб государственному бюджету. В принимающих странах кроме сопротивления со стороны местных производителей, которые не в состоянии успешно конкурировать с ТНК, особые опасение вызывают сами масштабы деятельности ТНК. Обладая колоссальными производственными и финансовыми ресурсами, международные корпорации в состоянии захватить ключевые позиции в экономике, ставя под угрозу экономическую безопасность принимающих стран, и даже оказывать на них политическое давление.
Однако в целом, если в странах базирования ТНК все чаще ставится вопрос о необходимости налогообложения оттока прямых инвестиций, то в принимающих странах (особенно развивающихся и странах с переходной экономикой) чаше проводится политика создания дополнительных стимулов для привлечения прямых зарубежных инвестиций.
В рамках данного вопроса можно также рассмотреть причины миграции прямых иностранных инвестиций (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Причины миграции прямых иностранных инвестиций
|
Примечание – Источник: [36].
Если рассматривать правовой аспект, то прямые иностранные инвестиции регулируются как на национальном, так и на международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными [5, c.376].
Участниками МИС выступают национальные правительства и иногда - межправительственные экономические организации, например Всемирная торговая организация (ВТО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др.
Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (bilateral investment treaties, BITs). Первые BITs были заключены в 1950-х гг., но с тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось [35, с. 208].
Основными элементами BITs выступают [35, с.210]:
Ключевое значение в соглашениях принадлежит механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.
Однако, как правило, условия допуска ПИИ в экономику определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных инвесторов, распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством или были одобрены компетентными органами принимающей страны. В BITs редко уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству. Хотя BITs нацелены главным образом на стимулирование ПИИ, в них иногда затрагиваются и портфельные инвестиции.
Процесс заключения BITs в последние десятилетия резко интенсифицировался. К концу 2000 г. количество этих соглашений составило почти 2000, причем 2/3 из них были заключены в 1990-е гг. Первоначально BITs заключались преимущественно между развитыми странами. Однако по мере улучшения в них инвестиционного климата, устранения барьеров на пути движения капиталов актуальность такого рода соглашений уменьшилась. В то же время резко усилился процесс заключения BITs, в которых стали принимать участие развивающиеся страны. С одной стороны, они заключают эти соглашения друг с другом, с другой - с развитыми странами. Для последних важны определенные гарантии, поскольку именно в развивающихся странах инвестиционный климат менее благоприятный. В то же время и сами развивающиеся страны стали смягчать политику в отношении ПИИ. Некоторые из этих стран превращаются в экспортеров капитала в наименее развитые страны [35, с.312].
1.2.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и их значение
Прямые иностранные инвестиции - это форма международных экономических отношений, значение которых постоянно растет в финансовой сфере, особенно на протяжении последних четырех десятилетий, когда риск инвестирования за рубежом существенно снизился. В настоящее время ПИИ стали одним из основных факторов увеличения международной торговли и изменения направлений межстрановых потоков товаров и услуг.
Объем продаж зарубежных филиалов транснациональных компаний (ТНК) многократно превышает мировой экспорт товаров и услуг. Так, в 1990 г. он был равен 6,026 трлн. долл. США, в то время как мировой экспорт товаров и услуг составлял 3,479 трлн. долл. США, в 2007 г. - 30,3 и 13,8 млн. долл. США соответственно [30]. При этом доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в привлеченных ПИИ значительно выросла. Только странами Юго-Восточной Европы и СНГ в 2008 г. было ввезено 6,7% мирового объема ПИИ, тогда как в среднем в 1995—2000 гг. ввозилось ежегодно около 1% мирового объема ПИИ [30]. Это объясняется тем, что движение прямых инвестиций между странами выгодно как прямым инвесторам, в роли которых в 90% случаев выступают транснациональные компании, так и странам-реципиентам ПИИ. Последние с помощью инструментов экономической политики активизируют притоки ПИИ для обеспечения экономического роста прежде всего через модернизацию производства и изменение структуры специализации страны в международной торговле товарами и услугами [3].
Однако приток ПИИ не означает, безусловно, положительного влияния на экономический рост страны. Более того, экономическая наука показывает, что направление и степень влияния ПИИ на развитие экономики страны-реципиента зависит от их структуры и характера. Например, филиалы ТНК в полной собственности материнской компании в большей степени склонны использовать новые технологии, чем совместные предприятия. В свою очередь, качество ПИИ зависит от многочисленных факторов как внутренних (инвестиционный климат), так и внешних по отношению к стране - реципиенту ПИИ [36].
В таблице 1.3 представлены возможные последствия от поступления в страну прямых иностранных инвестиций.
Таблица 1.3 - Возможные последствия от поступления в стану прямых иностранных инвестиций
|
Примечание – Источник: [36].
Так, большая активность привлечения ПИИ странами-конкурентами представляет собой упущенные возможности для страны-реципиента. Или если в стране развита конкуренция, то это стимулирует использование новых технологий в производстве и управлении на предприятиях с ПИИ. Таким образом, степень и условия использования ПИИ как внешнего источника развития экономики требуют постоянного анализа с целью определения направлений корректировки компонентов политики привлечения иностранных инвестиций.
Следовательно, прямые иностранные инвестиции служат источником капиталовложений в производство продукции и услуг, разработку технологии, передовых методов управления; создают условия для интеграции экономики в мировое хозяйство благодаря производственной и научно-технической кооперации; не ложатся бременем на внешний долг государства; способствуют расширению экспортного потенциала страны. Вместе с тем, для ПИИ характерны стремление обеспечить максимальный контроль над предприятием, иногда даже ценой его уничтожения; использование услуг собственных оценщиков на этапе подготовки проектов; существует опасность закрытия предприятий в рамках программы сокращения затрат ТНК, разрушения наработанных хозяйственных связей, подрыва или торможения региональных программ НИОКР, ориентация стратегического инвестора на использование дешевых региональных ресурсов, а не на развитие современного высокотехнологичного производства.
Таким
образом, прямое иностранное инвестирование
позволяет не только обеспечить экономический
рост страны-реципиента, но и создать
необходимые предпосылки
Мировой экономический и финансовый кризис оказал негативное воздействие на объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поскольку он существенно замедлил темпы экономического роста у большинства стран, что выразилось в уменьшении прироста мирового ВВП при снижении потребления и приостановлении инвестирования свободных финансовых ресурсов. Среди кризисных явлений, влияющих на объем ПИИ, можно выделить [1, c.7-8]:
- внутренние факторы – уменьшение прибыли корпораций;