Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа
Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде
ГЛАВА 1. Инвестиции: понятие, классификация, источники. Прямые зарубежные инвестиции 3
1.1 Сущность инвестиций, их классификация и источники 3
1.1.1 Определение и признаки инвестиций 3
1.1.2 Классификация форм и видов инвестиций 4
1.1.3 Источники инвестиций 8
1.2 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) 10
1.2.1 Понятие, источники поступления и регулирование ПИИ 10
1.2.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и их значение 14
ГЛАВА 2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и препятствия на пути привлечения зарубежных инвестиций в экономику Республики Беларусь 17
2.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь и проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь 17
2.1.1 Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь 17
2.1.2 Правовой режим иностранных инвестиций и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 19
2.2 Иностранные инвестиции и инвестиционные проекты в Республике Беларусь 23
2.2.1 Анализ динамики потоков ПИИ в Республике Беларусь 25
2.2.2 Анализ структуры ПИИ в Республике Беларусь 27
2.2.3 Характер прямых иностранных инвестиций Республики Беларусь 31
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков [5, c. 374].
Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.
В целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории государств-участников Единого Экономического Пространства в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.
В рамках государств-участниц ЕврАзЭС подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.
Существенный всплеск инвестиционной активности вызвал Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", т.к. с момента вступления его в силу уже зарегистрировано 255 инвестиционных договоров на сумму около $11 млрд. Принятие этого декрета сегодня создает возможность при подписании договоров с инвесторами четко определить взаимоотношения друг с другом, сколько будет инвестиций вложено в проект, какие условия при этом будут выдвигаться и какие судебные споры или рассмотрения возможны при невыполнении данных условий [29].
Большое внимание в национальном инвестиционном законодательстве уделено прямым иностранным инвестициям и инструментам их привлечения в экономику страны. Особенно активизировалась нормотворческая деятельность государства по привлечению ПИИ в 2008 году. Инвестиционный потенциал республики постепенно растёт, чего нельзя сказать о темпах привлечения ПИИ. Следствием этого является тот факт, что согласно Докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестициях Республика Беларусь (по состоянию на 2005 г.) отнесена к группе государств с высоким потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций, но не полностью его использующим. Для оценки уровня использования странами своего потенциала для привлечения ПИИ ЮНКТАД применяет индексы реальной динамики и потенциала в области ввоза ПИИ. Первый индекс определяется как отношение доли той или иной страны в мировых потоках ввозимых (чистых) ПИИ к её доле в мировом ВВП. Он соотносит приток ПИИ в страну с размером её экономики. Второй индекс рассчитывается на основе 12 экономических параметров [30, с. 62].
Стимулирование
привлечения иностранных
1. Освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае, если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок до трех лет.
2.
Освобождение от уплаты
3.
Безлицензионные экспорт
4.
Свободное распоряжение
5.
Свобода при выборе
6. Сохранение правового режима в течение 5 лет с момента государственной регистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь.
Однако, несмотря на создание государством благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, отмечается наличие следующих снижающих конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность страны факторов, таких как [40, с.94]:
2.2 Иностранные инвестиции и инвестиционные проекты в Республике Беларусь
Деятельность по привлечению инвестиций, в т. ч. иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.
Иностранные инвестиции в экономику Беларуси в первом полугодии 2010 года возросли на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили $4,4 млрд.
По данным Национального статистического комитета, основными инвесторами в экономику Беларуси в январе-июне были субъекты хозяйствования России (71,5% всех иностранных инвестиций), Австрии (9,3%), Нидерландов (5,9%), Кипра (3,8%), Соединенного Королевства (3,5%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (50,7% общего объема), промышленность (23,2%), торговля и общественное питание (15,6%) [42, c.398].
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили 60,2% всех иностранных инвестиций, по сравнению с первым полугодием 2009 года их объем увеличился на 7,2% до $2,6 млрд. 92% ПИИ поступило от резидентов России. Доли резидентов Соединенного Королевства и Кипра составили по 1%, Латвии - 0,8%, Китая и Германии - по 0,7%, США - 0,6% [18, с.98].
Наибольший объем прямых иностранных инвестиций поступил в развитие сферы транспорта (75,8%), торговли и общественного питания (15,4%), промышленности (4,7%) [18, с.100] .
Крупнейшими сделками с участием иностранного капитала 2007-2009гг. стали [11, c.5]:
Также
Беларусь успешно сотрудничает с
известнейшими
Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.
Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.
Таким образом, Республика Беларусь ведет активную работу по формированию благоприятного инвестиционного климата и более полному использованию своего инвестиционного потенциала, что способствует улучшению инвестиционного имиджа страны.
2.2.1 Анализ динамики потоков ПИИ в Республике Беларусь
Республика Беларусь в соответствии со статистикой ЮНКТАД накопила к 1 января 2009 г. прямых иностранных инвестиций на сумму 6679 млн. долл. США, что позволило по абсолютной величине накопленных ПИИ занять пятое место среди 12 государств СНГ, уступая крупным ресурсоизбыточным странам (Россия, Казахстан, Украина), а также Грузии [19, с. 87].
Расчет показателя накопленных ПИИ на душу населения свидетельствует о том, что Республика Беларусь среди 28 стран с транзитивной экономикой опережает лишь 4 страны: Молдову, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В нашей стране данный показатель в 2008 г. был равен 689 долл. США, в то время как в Казахстане - 3779, России - 1499, Украине - 1017, Республике Польша - 4238, в Литве - 3789 долл. США [20, с.73].
Такая ситуация двойственно сказывается на инвестиционном климате в республике. С одной стороны, небольшой объем ПИИ является сигналом менее благо приятной бизнес-среды для иностранных инвесторов по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой. С другой стороны, иностранные инвесторы могут рассчитывать на низкий уровень конкуренции в интересующих их отраслях, а значит, и на более высокие прибыли при приобретении возможности ведения бизнеса. В то же время для экономики Республики Беларусь низкий уровень ПИИ свидетельствует об упущенных возможностях по привлечению иностранного капитала и развитию новых производств в пользу стран-конкурентов за инвестиционные ресурсы, то есть многие мировые брэнды различных товарных групп не стали производить в республике, а по-прежнему импортируются. Только со временем их стали поставлять из филиалов ТНК, размещенных в том числе и в странах-соседях.