Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа
Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде
ГЛАВА 1. Инвестиции: понятие, классификация, источники. Прямые зарубежные инвестиции 3
1.1 Сущность инвестиций, их классификация и источники 3
1.1.1 Определение и признаки инвестиций 3
1.1.2 Классификация форм и видов инвестиций 4
1.1.3 Источники инвестиций 8
1.2 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) 10
1.2.1 Понятие, источники поступления и регулирование ПИИ 10
1.2.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и их значение 14
ГЛАВА 2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и препятствия на пути привлечения зарубежных инвестиций в экономику Республики Беларусь 17
2.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь и проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь 17
2.1.1 Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь 17
2.1.2 Правовой режим иностранных инвестиций и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 19
2.2 Иностранные инвестиции и инвестиционные проекты в Республике Беларусь 23
2.2.1 Анализ динамики потоков ПИИ в Республике Беларусь 25
2.2.2 Анализ структуры ПИИ в Республике Беларусь 27
2.2.3 Характер прямых иностранных инвестиций Республики Беларусь 31
Согласно статистике, сфера связи является самой прибыльной из всех отраслей деятельности КОИИ. Так, в 2008 г. 26% прибыли КОИИ было сформировано именно в этой отрасли (16,5% - в торговле и общественном питании, 10,3% - топливной промышленности, 7,4% - машиностроении и металлообработке, 6,5% -пищевой промышленности, 4,3% - промышленности строительных материалов, 3,1% - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности) [18, с. 43]. Однако доля отрасли связи в объеме накопленных ПИИ в уставном фонде КОИИ очень маленькая: на 2008 г. ее величина составила лишь 1,2%. Таким образом, две из самых прибыльных отраслей с ПИИ осуществляют свою деятельность практически без обновления основных фондов.
Итак, подавляющий объем накопленных ПИИ представляет собой вложения в отрасли внутреннего конечного потребления, что позволяет классифицировать их как рыночно-ориентированные инвестиции, поскольку они рассчитаны на получение прибыли на рынке Республики Беларусь.
в) Анализ региональной структуры ПИИ
Анализ региональной структуры поступления как иностранных инвестиций в целом, так и ПИИ в частности показывает значительную их дифференциацию по областям Беларуси. Оценивая структуру поступления иностранных инвестиций в 2008 г., необходимо отметить их высокую концентрацию в Минске и Минской области (56 и 28% соответственно) [19, 20].
Распределение КОИИ и представительств в Республике Беларусь по регионам в 2009 г., как и в прошлые годы, показывает доминирование в этом направлении Минска (рисунок 2.2), в котором осуществляют свою деятельность 63% КОИИ и представительств.
Рисунок 2.2 - Региональное распределение компаний с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.
Примечание - Источник: [38].
Среди областей наиболее привлекательной по-прежнему остается Минская, а наименее привлекательными — Гомельская и Могилевская. Причем представительства (84%) в основном сконцентрированы в столице, тогда как около 59% СП и ИП зарегистрированы в Минске, а остальные 41% распределены по регионам.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) в данном случае не играют существенной роли в привлечении иностранных инвестиций, поскольку доля СП и ИП в СЭЗ республики равна всего 3,64 %, или 171 предприятие. Большинство СП и ИП нашей страны в 2009 г. являлись малыми и средними предприятиями в области торговли и услуг, включая финансовые, деловые, транспортные услуги. Около 80 % из них - это предприятия, на которых трудятся до 50 человек, 9% - от 50 до 100, 9% - от 100 до 500, 2% - свыше 500 человек.
2.2.3 Характер прямых иностранных инвестиций Республики Беларусь
Компании с иностранными инвестициями обеспечивают значительный вклад в ВВП страны. Как правило, они более конкурентоспособны по сравнению с национальными компаниями и устойчивы в период кризисов. Беларусь не стала исключением. Доля произведенных товаров и услуг КОИИ в ВВП республики выросла с 15,63% в 2007 г. до 24,8% в 2008 г. Учитывая то, что данный объем создают 6,5% занятых в республике (301,9 тыс. чел.), можно определенно отметить, что производительность труда в организациях с иностранными инвестициями гораздо выше, чем в целом по стране [21, с. 14].
Более половины объема товаров и услуг создается в четырех отраслях: топливная промышленность (16,5%), пищевая промышленность (16,1%), машиностроение и металлообработка (12,9%), торговля и общественное питание (12,1%).
Значительная часть товаров и услуг (более 36%) производится в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (6,8%), легкой (4,4%), химической и нефтехимической (4,0%), промышленности строительных материалов (3,6%); в сферах связи (4,7%), строительства (3,2%), транспорта (2,4%), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (4,7%), финансов, кредита и страхования (1,2%), операций с недвижимостью (1,1%) [21, с. 17].
КОИИ обеспечивают существенную долю экспорта республики, а именно примерно 20% в 2007 г. и 30,9% - в 2008 г., положительно влияя на равновесие платежного баланса страны. Оценивая экспортоориентированные предприятия по количеству, можно отметить, что в 2007-2008 гг. только около 24 % всех КОИИ экспортировали товары и услуги за рубеж. В то же время около 50% КОИИ импортировали товары и услуги в 2007-2008 гг. Причем доля импортирующих предприятий в объеме свыше 500 млн. руб. увеличилась в 2008 г. почти на 5 %.
Высокая доля импорта промежуточной продукции компаниями с иностранными инвестициями свидетельствует о низкой степени их производственной интеграции в белорусскую экономику и недостатке вертикальных связей с местными предприятиями и фирмами. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что около 75% КОИИ не являются экспортоориентированными, а выполняют импортозамещающую функцию: работают на внутреннюю экономику главным образом в сферах торговли, телекоммуникаций, строительства, транспортных, деловых, финансовых и риэлтерских услуг. Значительная доля предприятий оптовой торговли (23,6% КОИИ) осуществляет функцию торговых посредников, вытесняя из этой сферы национальные компании.
Таким образом, если менее одной четверти КОИИ работают на экспорт, это означает, что только около 1,6% занятых в республике создают 30% экспортной продукции. Это свидетельствует об очень высокой производительности на экспортоориентированных КОИИ, что объясняется прежде всего значительным объемом экспорта нефтепродуктов благодаря благоприятным условиям торговли с Российской Федерацией.
Более 50% импорта КОИИ приходится на ввоз из России сырой нефти, а более 60% экспорта в виде нефтепродуктов продается в европейские страны, основными экспортерами из которых являются Нидерланды (31%), Украина (9,6%), Великобритания (8,9%). Через порты Нидерландов и Великобритании нефтепродукты продаются в третьи страны. Это свидетельствует о низкой диверсификации экспортного производства предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь и о зависимости деятельности белорусских КОИИ от относительно благоприятных условий по покупке нефти.
Кроме сырой нефти наиболее заметные объемы импорта в 2008 г. приходились на следующие группы товаров: автомобили легковые и грузовые (3,4%), металлы и прокат (3,3%), нефтепродукты (1,2%), полимеры и пластмассы (1,1%). Более 4% импорта формируется за счет продажи тракторов и седельных тягачей, аппаратуры связи, вычислительных машин, газов нефтяных, лекарственных средств, рыбы мороженой и мяса рыбы [32, с. 15].
Относительно крупные группы товаров экспорта, кроме нефтепродуктов, в 2008 г. были следующие: мебель (2,3%), нефтяные газы (2%), готовая и консервированная рыба (1,2%), сыры и творог (1%), компоненты автомобилей и тракторов (1%) [32, с. 24].
Проведенное исследование показало, что из четырех типов ПИИ, встречающихся в мировой экономике (ресурсо-ориентированные, рыночно-ориентированные, ориентированные на эффективность, на стратегические активы), в Республике Беларусь доминируют ПИИ первых двух типов.
Подавляющее большинство ПИИ вложено в отрасли, ориентированные на внутренние продажи на белорусском рынке как произведенных товаров и услуг, так и импортированных. КОИИ топливной и частично химической отраслей можно отнести к ресурсо-ориентированным ПИИ, которые зависят от условий торговли Республики Беларусь с Россией.
К ПИИ, которые ориентированы на эффективность, следует отнести вложенные в низкотехнологичный сектор промышленности (пищевая, легкая промышленность, металлообработка и др. [30, с. 96].
Компании с иностранными инвестициями в Республике Беларусь вносят существенный вклад в развитие экономики. Это проявляется в значительной доле произведенной ими продукции в ВВП республики, объеме экспорта, обеспечении занятости, пополнении бюджета страны. Однако более глубокий анализ структуры и характера ПИИ в экономике республики позволил выявить следующие особенности:
Таким образом, анализ структуры и характера ПИИ в Республике Беларусь показывает привлекательность экономики в основном для рыночно-ориентированных ПИИ, которые не только выполняют в стране функцию импортозамещения, но и вытесняют национальный бизнес. Ресурсо-ориентированные ПИИ в Беларуси появились благодаря существовавшим долгое время благоприятным условиям импорта нефти из России. ПИИ, ориентированные на эффективность, вкладываются в трудоемкие низкотехнологичные отрасли с высоким оборотом капитала и низкой добавленной стоимостью. В целом невысокое качество ПИИ свидетельствует о неспособности стать источником модернизации и обеспечения высокой конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в ближайшей и среднесрочной перспективе. Такая ситуация стала следствием условий инвестиционного климата, сложившихся в стране. Однако Республика Беларусь ведет активную работу по формированию благоприятного инвестиционного климата и более полному использованию своего инвестиционного потенциала.