Прямые иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание

Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде

Содержание

ГЛАВА 1. Инвестиции: понятие, классификация, источники. Прямые зарубежные инвестиции 3
1.1 Сущность инвестиций, их классификация и источники 3
1.1.1 Определение и признаки инвестиций 3
1.1.2 Классификация форм и видов инвестиций 4
1.1.3 Источники инвестиций 8
1.2 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) 10
1.2.1 Понятие, источники поступления и регулирование ПИИ 10
1.2.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и их значение 14
ГЛАВА 2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и препятствия на пути привлечения зарубежных инвестиций в экономику Республики Беларусь 17
2.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь и проблемы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь 17
2.1.1 Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь 17
2.1.2 Правовой режим иностранных инвестиций и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь 19
2.2 Иностранные инвестиции и инвестиционные проекты в Республике Беларусь 23
2.2.1 Анализ динамики потоков ПИИ в Республике Беларусь 25
2.2.2 Анализ структуры ПИИ в Республике Беларусь 27
2.2.3 Характер прямых иностранных инвестиций Республики Беларусь 31

Работа состоит из  1 файл

invest.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)

      - внешние  факторы – ограниченный доступ  к внешним финансовым ресурсам, дефицит кредитных ресурсов и ужесточение условий их предоставления, государственное ограничение проведения спекулятивных операций, а также разрушенную индустрию инвестиционных банков, необходимость создания новых форм организации инвестиционного бизнеса;

  1. повышение неопределенности в отношении экономических перспектив, что снижает заинтересованность компаний в инвестировании.

     Однако  следует отметить, что в долгосрочной перспективе продолжают действовать  факторы, способствующие росту объема ПИИ. Так, удешевление активов предоставляет компаниям лучшие возможности по интернационализации свей деятельности, а концентрация финансовых ресурсов в развивающихся странах и повышение привлекательности новых технологий в перспективе способствуют новому подъему потоков ПИИ [44, с.18].

     Как показывает международный опыт, страны, преуспевшие в привлечении ПИИ, проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий, что включало в себя не только предоставление льгот, но и минимизацию политических и макроэкономических рисков.

      ГЛАВА 2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и препятствия на пути привлечения зарубежных инвестиций в экономику Республики Беларусь

      2.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь и проблемы 
привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь

      2.1.1 Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь

     Прямые  зарубежные инвестиции - это больше, чем простое финансирование капиталовложений в экономику. Они представляют собой способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации - производства и прямой выход на мировой рынок.

     По  оценке Standard&Poor’s, среди позитивных факторов, влияющих на привлечение ПИИ в Беларусь, можно выделить высокие уровни благосостояния и развития (относительно стран, имеющих аналогичные рейтинги), низкие уровни внутренней и внешней задолженности как в государственном, так и в частном секторах экономики, большой объем основных производственных фондов и высокий образовательный уровень населения; среди негативных - непредсказуемость политических и институциональных основ, низкую внешнюю ликвидность, значительные условные обязательства. [23].

     Беларусь  сегодня является привлекательной  страной для потенциальных инвесторов. Среди преимуществ для инвесторов можно выделить [6, с. 356]:

  • экономическая стабильность: в период мирового экономического кризиса белорусская экономика пострадала меньше по сравнению с некоторыми другими странами. Экономические эксперты предсказывают положительный рост экономики Беларуси.
  • благоприятный инвестиционный климат: для развития бизнеса в Беларуси созданы 6 свободных экономических зон, Парк высоких технологий и действуют  специальные налоговые льготы для компаний, работающих в сельской местности или малых городах.
  • прогрессивное экономическое законодательство, которое гарантирует защиту прав инвестора. Беларусь вошла в десятку стран – лидеров в реформировании законодательства согласно рейтингу Всемирного банка и была внесена в отчет об условиях ведения бизнеса Международной финансовой корпорации за 2009 год (Doing Business 2009).
  • действие Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь
  • стратегическое географическое положение: находясь на восточной границе Европы, Беларусь занимает стратегическое положение, через нее проходит основной торговый маршрут между Европой и СНГ.
  • высококвалифицированная рабочая сила: почти 50% служащих и рабочих в Беларуси имеют высшее образование.
  • промышленно развитая экономика: в настоящее время промышленность Беларуси обеспечивает около трети ВВП страны.
  • достаточно хорошо развитая инфраструктура транспорта и коммуникаций.

     В настоящее время в стране насчитывается  более 4000 совместных и иностранных предприятий.

     Основными торговыми партнерами являются [10]:

    • Россия
    • Германия
    • Польша
    • США
    • Литва
    • Великобритания
    • Кипр
    • Латвия

     В Беларуси сегодня созданы благоприятные  условия для привлечения в  страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов [10]:

  1. Многовекторность инвестиционного сотрудничества. Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.
  2. Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики. Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.
  3. Установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов. Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.

     В то же время белорусское Правительство  обеспечивает разработку и осуществление комплекса мер, направленных на создание еще более благоприятных условий для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций [41, c.48-49].

     Для повышения инвестиционной привлекательности  во всех областных центрах и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. На настоящий момент в СЭЗ зарегистрировано уже 280 организаций [41, c.52-53]..

     Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов «под ключ» и др.

     Особую  роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства [38, с.67].

     Наряду  со столь привлекательной инвестиционной политикой, нужно отметить и созданные в стране благоприятные макроэкономические условия; устойчивый экономический рост, который обеспечивается с 1996 года в среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной и прозрачной стала система налогообложения. Для еще более качественных перемен в экономической жизни страны и создания самого оптимального инвестиционного климата в условиях существующей на мировом рынке жесткой конкуренции за привлечение иностранных инвестиций предстоит сделать еще очень много. Вместе с тем, практика показывает, что в Беларуси у инвесторов есть все возможности для эффективного и прибыльного бизнеса.

      2.1.2 Правовой режим иностранных инвестиций и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь

     Основным  нормативным актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который определяет общие правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности не зависимо от форм собственности, объективно способствуя эффективному функционированию народного хозяйства. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 г. этот основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции.

     Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства.

     Важная  роль в создании благоприятного инвестиционного  климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.

     По  мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. В будущем Беларусь планирует войти в тридцатку международного рейтинга по инвестиционной привлекательности.

     Правовой  режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь представляет собой условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц [41, c.38].

     В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при  реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

     Наряду  с поддержкой, иностранные инвесторы  получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов [41, c.37].

     В соответствии с белорусским законодательством инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции