Равновесие фирмы-монополистического конкурента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
-понятие рыночной структуры;
-рынок монополии и его особенности;
-максимизация прибыли в условиях монополии;
-достижение равновесие фирмы в условиях монополии.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….3
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара….....5
Характеристика дифференцированного товара………………..…..…5
Особенности рынка монополистической конкуренции……………...7
Основные черты, сущность монополистической конкуренции….….9
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции ………………………………..…………..14
2.1 Общие понятия рыночного равновесия………………………………14
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы…………………………………...16
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы………………………………..…...20
Глава 3. Экономическая роль монополистической конкуренции……...25
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции…...…....26
3.2 Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической
рекламы……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………….…..………........29
Литература………………………………………………...……………….33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 183.23 Кб (Скачать документ)

Для фирм, действующих при  монополистической конкуренции, в  долгосрочном периоде существует тенденция  к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии  свойств «чистых конкурентов» и  «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых  нами условиях.

Равновесие установится  тогда, когда кривые спроса и средних  издержек будут иметь только одну общую точку - точку касания, то есть когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль, и не будет нести убытки. В долгосрочном периоде Р = АС; МС = MR. 

Для рынка монополистической  конкуренции установления цены на уровне средних издержек выступает лишь тенденцией. Существуют факторы, которые  усложняют прогнозирование результатов  монополистической конкуренции  в долгосрочном периоде. К ним  можно отнести такие обстоятельства:  

1. Существуют определенные  барьеры для вступления в отрасль  при монополистической конкуренции.  

2. Дифференциация продукта  или услуги может основываться  на таких обстоятельствах, которые  тяжело, а может, даже невозможно  воссоздать конкурентам. Потому  фирма будет получать экономическую  прибыль на протяжении длительного  периода. 

Можно привести немало примеров, что дает основания оценивать  достижения равенства цены средним  издержек на рынке монополистической  конкуренции лишь как достаточно вероятный результат в долгосрочном периоде.

Отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могут  запрашивать за товар больше, чем  средние затраты при максимизирующем прибыль выпуске, то есть цена должна быть равна средним затратам на этот выпуск. При долгосрочном равновесии кривая спроса является касательной к долгосрочной кривой средних издержек. Цена, которую надо установить, чтобы продать Q1 товара, составляет Р соответствует кривой спроса. При этом средние затраты тоже равны Р за штуку, и, следовательно прибыль равна нулю как с одной штуки, так и в целом. Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке снизился бы после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок, так как сокращение спроса сделало бы невозможным покрытие экономических издержек. При выпуске Q1 ,при котором MR=LRMC после сокращения спроса, типичный продавец находит, что цена Р1,которую он должен установить, чтобы продать это кол-во товара, меньше, чем средние затраты АС1 на его производство. Так как при этих обстоятельствах фирмы не могут покрыть свои экономические издержки, они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдет, кривая спроса и кривые предельного дохода остальных фирм сместятся вверх. Это произойдет потому, что сокращение имеющегося в наличие товара увеличит максимальные цены и предельный доход, характерные для любого его выпуска и которые могли бы получать оставшиеся продавцы. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто, новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой LRAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли. Процесс выхода фирм с рынка мог бы также произойти в результате того, что фирмы завысили бы оценку возможного от продаж на рынке предельного дохода. Избыточное число фирм могло бы сделать товар настолько изобильным, что фирмы на рынке не смогли бы покрыть свои средние издержки при цене, при которой предельный доход равняется предельным затратам.

Потребители платят более  высокие цены, когда продукты дифференцированы по сравнению с теми ценами, которые  они платили, если бы товар был  стандартизирован и выпускался конкурентными  фирмами. Дополнительный рост цены имеет  место, когда возникают дополнительные издержки по дифференциации товара. Следовательно, при монополистической конкуренции  экономическая прибыль падает до нуля раньше, чем цены достигают  уровня, позволяющего покрыть только свои предельные издержки. При уровне выпуска, для которого цена равняется  средним затратам, цена превышает  предельные издержки. Причина этого  несовпадения между средними и предельными  издержками заключается в контроле над ценами, который позволяет  осуществлять дифференциация продукта. (она обуславливает наклон спроса вниз, что приводит к тому, что  предельный доход не достигает величины цены при любом объеме выпуска).В равновесии фирма всегда регулирует цену, пока не установит равенства MR=MC. Поскольку цена всегда превышает MR ,то она в равновесии будет превышать МС. Пока товар дифференцирован среди фирм, невозможно, чтобы в долгосрочном равновесии средние издержки производства достигли своего максимально возможного уровня. Исчезновение экономической прибыли требует, чтобы кривая спроса являлась касательной к кривой издержек. Это может произойти только при выпуске, соответствующем LRAC минимуме, если кривая спроса является горизонтальной линией, как при совершенной конкуренции. Монопольно конкурентные фирмы не добиваются всего возможного в долгосрочном плане снижения издержек. В равновесии, монопольно конкурентная фирма производит Q1 продукции, однако LRAC минимум достигается при выпуске Q2 продукции, следовательно, Q1-Q2=избыточная мощность. Следовательно, такой же выпуск можно бы было предложить потребителю при более низких средних издержках. То же количество товара можно было произвести меньшим числом фирм, которые бы выпускали большее количество товара при минимально возможных издержках. Но равновесие при этих условиях можно достичь лишь, если продукт является стандартизированным. Следовательно, дифференциация товара несовместима с экономией неиспользованных ресурсов. При прочих равных условиях, чем выше в равновесии цена, тем больше избыточная мощность.

В течение долгосрочного  периода легкие вход и выход из отрасли приводят к тому, что монополистически конкурентные фирмы получают только нормальную прибыль. Равновесный выпуск монополистически конкурентной фирмы  в долгосрочном периоде таков, что  цена превышает предельные издержки (это указывает на недостаточное  выделение ресурсов для производства) и цена превышает минимальные  средние общие издержки (это подразумевает, что потребители не получают продукцию  по минимально возможной цене).

 

Рисунок 3- Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде

 

Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде  экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Это  будет ясно, если рассмотреть графики на рисунке 3. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (на рисунке 3а это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рисунке 3б, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (то есть, величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).

При вхождении новой фирмы  в отрасль рыночная доля репрезентативной фирмы сокращается, что приводит к соответствующему сдвигу влево линий DD и dd . Индивидуальная фирма вынуждена снижать цены, что еще больше сдвигает вниз кривую dd . Процесс продолжается до тех пор, пока кривая dd не достигнет кривой общих средних издержек А ТС (точка Е на рисунке 4), в которой экономическая прибыль равна нулю (тс = 0). Представительная фирма максимизирует свою при быль при тг = тс, но положение кривой dd таково, что данная максимизация осуществляется при тс = 0 (нулевая экономическая прибыль).

 

 

Рисунок 4- Долгосрочное равновесие

 

Для большей наглядности  сопоставим равновесие конкурентной фирмы  в краткосрочном и долгосрочном периодах на одном графике (рисунок 5). На рисунке 5а изображена ситуация краткосрочного равновесия монополистически конкурент ной фирмы. Поскольку фирма является единственным производителем товара своей марки и имеет дело с убывающей кривой спроса, то итоговая цена краткосрочного периода ( P SR ) превышает средние издержки (АТС) и фирма получает положительную прибыль (заштрихованный прямоугольник). Однако эта прибыль привлекает в данную отрасль новых производителей с конкурирующими марками товаров. В результате рыночная доля данной фирмы сокращается, и ее кривая спроса сдвигается вниз. Поэтому при равновесии в долгосрочном периоде (рисунок 5б) цена равна средним издержкам, а каждая фирма получает нулевую экономическую прибыль, несмотря на то что обладает монопольной властью.

 

Рисунок 5- Равновесие монополистически конкурентной фирмы в периодах : а ) краткосрочном и б ) долгосрочном

 

В долгосрочном периоде любая  монополия становится открытой, поэтому  в этом временном интервале действует  тенденция к исчезновению монопольной  прибыли по мере внедрения в отрасль  новых производителей, изменения  технологий производства.

Фирма-монополист исходит  из того, что в долгосрочном периоде: 
1. Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Потому, что важно учитывать поведение потребителей и приходится иметь дело со снижением спроса. Невозможно одновременно и установить высокую цену, и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Цена, минимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. 
2. Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. 
Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение объема выпуска продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономическая роль монополистической                                                               конкуренции

 

Некоторые экономисты утверждают, что монополистическая конкуренция  выражается в слишком большом  количестве заправочных станций, супермаркетов, ресторанов и т. д., функционирующих вполсилы и запрашивающих неэффективно высокие цены. Но несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную прибыль, необходимую для продолжения бизнеса.

Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция  социально нежелательным явлением? Есть две причины, которые компенсирует указанные издержки монополистической конкуренции.

Во-первых, на большинстве  рынков монополистической конкуренции  Монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что  цена и объем производства не слишком  отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.

Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов свойственного  монополистической конкуренции. Так как, чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены вкусы покупателей. Да, если бы сортов мороженого или шоколада было бы меньше, цены были бы ниже, но некоторые люди не смогли бы купить свое любимое мороженое или шоколад. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие. Как показывает действительность, польза от разнообразия товара легко перевешивает издержки от нерентабельности и неэффективности. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, так как увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может быть вполне достаточно продукции только одного типа или одной фирмы. Дифференциацию и совершенствование товара считают благом общества, а также большим преимуществом перед рынком свободной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции

 

В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается  число предлагаемых товаров и  услуг. Важную роль в их проталкивании  на рынке играет реклама.

Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в  рекламе, поскольку реклама расширяет  спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции - Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < AC1).

Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет  способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи - печать, радио, телевидение.

Противники рекламы справедливо  отмечают ее негативные стороны:

необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает);

высокие расходы, которые  отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к самонейтрализации ("Сникерс", "Марс", "Милки Вэй" и т. д.);

создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической рекламы

 

Рекламная деятельность требует  больших финансовых затрат, поэтому  очень важно уметь контролировать её эффективность, чтобы вовремя  откорректировать стратегический ход  компании, если нужно, и чтобы она (реклама) в конечном счёте достигла цели. Однако при этом нужно учитывать, что в большинстве случаев  определить абсолютно точно эффективность  отдельных средств рекламы или  рекламной компании в целом не представляется возможным из-за сложности  такой оценки. Сложность заключается в том, что проведение рекламной компании и результаты её действия часто не совпадают по времени, и зависят, по мимо рекламного воздействия, от множества других факторов, с самой рекламой не связанных (назначение товара, его цена, качество, упаковка, уровень сервиса и так далее). Тем не менее даже приблизительные подсчёты эффективности рекламной деятельности себя оправдывают.

Информация о работе Равновесие фирмы-монополистического конкурента