Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
-понятие рыночной структуры;
-рынок монополии и его особенности;
-максимизация прибыли в условиях монополии;
-достижение равновесие фирмы в условиях монополии.
Введение……………………………………………………………….…….3
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара….....5
Характеристика дифференцированного товара………………..…..…5
Особенности рынка монополистической конкуренции……………...7
Основные черты, сущность монополистической конкуренции….….9
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции ………………………………..…………..14
2.1 Общие понятия рыночного равновесия………………………………14
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы…………………………………...16
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы………………………………..…...20
Глава 3. Экономическая роль монополистической конкуренции……...25
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции…...…....26
3.2 Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической
рекламы……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………….…..………........29
Литература………………………………………………...……………….33
Для фирм, действующих при
монополистической конкуренции, в
долгосрочном периоде существует тенденция
к получению нормальной прибыли,
или к возникновению
Равновесие установится тогда, когда кривые спроса и средних издержек будут иметь только одну общую точку - точку касания, то есть когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль, и не будет нести убытки. В долгосрочном периоде Р = АС; МС = MR.
Для рынка монополистической
конкуренции установления цены на уровне
средних издержек выступает лишь
тенденцией. Существуют факторы, которые
усложняют прогнозирование
1. Существуют определенные
барьеры для вступления в
2. Дифференциация продукта
или услуги может основываться
на таких обстоятельствах,
Можно привести немало примеров,
что дает основания оценивать
достижения равенства цены средним
издержек на рынке монополистической
конкуренции лишь как достаточно
вероятный результат в
Отрасль не может находиться
в равновесии, пока фирмы могут
запрашивать за товар больше, чем
средние затраты при
Потребители платят более
высокие цены, когда продукты дифференцированы
по сравнению с теми ценами, которые
они платили, если бы товар был
стандартизирован и выпускался конкурентными
фирмами. Дополнительный рост цены имеет
место, когда возникают дополнительные
издержки по дифференциации товара. Следовательно,
при монополистической
В течение долгосрочного периода легкие вход и выход из отрасли приводят к тому, что монополистически конкурентные фирмы получают только нормальную прибыль. Равновесный выпуск монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде таков, что цена превышает предельные издержки (это указывает на недостаточное выделение ресурсов для производства) и цена превышает минимальные средние общие издержки (это подразумевает, что потребители не получают продукцию по минимально возможной цене).
Рисунок 3- Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде
Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Это будет ясно, если рассмотреть графики на рисунке 3. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (на рисунке 3а это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рисунке 3б, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (то есть, величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).
При вхождении новой фирмы в отрасль рыночная доля репрезентативной фирмы сокращается, что приводит к соответствующему сдвигу влево линий DD и dd . Индивидуальная фирма вынуждена снижать цены, что еще больше сдвигает вниз кривую dd . Процесс продолжается до тех пор, пока кривая dd не достигнет кривой общих средних издержек А ТС (точка Е на рисунке 4), в которой экономическая прибыль равна нулю (тс = 0). Представительная фирма максимизирует свою при быль при тг = тс, но положение кривой dd таково, что данная максимизация осуществляется при тс = 0 (нулевая экономическая прибыль).
Рисунок 4- Долгосрочное равновесие
Для большей наглядности сопоставим равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах на одном графике (рисунок 5). На рисунке 5а изображена ситуация краткосрочного равновесия монополистически конкурент ной фирмы. Поскольку фирма является единственным производителем товара своей марки и имеет дело с убывающей кривой спроса, то итоговая цена краткосрочного периода ( P SR ) превышает средние издержки (АТС) и фирма получает положительную прибыль (заштрихованный прямоугольник). Однако эта прибыль привлекает в данную отрасль новых производителей с конкурирующими марками товаров. В результате рыночная доля данной фирмы сокращается, и ее кривая спроса сдвигается вниз. Поэтому при равновесии в долгосрочном периоде (рисунок 5б) цена равна средним издержкам, а каждая фирма получает нулевую экономическую прибыль, несмотря на то что обладает монопольной властью.
Рисунок 5- Равновесие монополистически конкурентной фирмы в периодах : а ) краткосрочном и б ) долгосрочном
В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой, поэтому в этом временном интервале действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства.
Фирма-монополист исходит
из того, что в долгосрочном периоде:
1. Необходимо признавать наличие эластичности
спроса по цене. Потому, что важно учитывать
поведение потребителей и приходится
иметь дело со снижением спроса. Невозможно
одновременно и установить высокую цену,
и обеспечить максимальный объем продаж
по высокой цене. Цена, минимизирующая
долгосрочную прибыль, будет ниже, чем
цена, максимизирующая краткосрочную
прибыль.
2. Рынок благ в меньшей степени защищен
от конкурентов.
Поэтому в долгосрочной перспективе основная
ставка делается на снижение издержек
и увеличение объема выпуска продукции.
Глава 3. Экономическая
роль монополистической
Некоторые экономисты утверждают,
что монополистическая
Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция социально нежелательным явлением? Есть две причины, которые компенсирует указанные издержки монополистической конкуренции.
Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции Монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.
Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов свойственного монополистической конкуренции. Так как, чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены вкусы покупателей. Да, если бы сортов мороженого или шоколада было бы меньше, цены были бы ниже, но некоторые люди не смогли бы купить свое любимое мороженое или шоколад. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие. Как показывает действительность, польза от разнообразия товара легко перевешивает издержки от нерентабельности и неэффективности. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, так как увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может быть вполне достаточно продукции только одного типа или одной фирмы. Дифференциацию и совершенствование товара считают благом общества, а также большим преимуществом перед рынком свободной конкуренции.
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции
В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама.
Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.
Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции - Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < AC1).
Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.
По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи - печать, радио, телевидение.
Противники рекламы
необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает);
высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к самонейтрализации ("Сникерс", "Марс", "Милки Вэй" и т. д.);
создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.
3.2. Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической рекламы
Рекламная деятельность требует
больших финансовых затрат, поэтому
очень важно уметь
Информация о работе Равновесие фирмы-монополистического конкурента