Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
-понятие рыночной структуры;
-рынок монополии и его особенности;
-максимизация прибыли в условиях монополии;
-достижение равновесие фирмы в условиях монополии.
Введение……………………………………………………………….…….3
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара….....5
Характеристика дифференцированного товара………………..…..…5
Особенности рынка монополистической конкуренции……………...7
Основные черты, сущность монополистической конкуренции….….9
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции ………………………………..…………..14
2.1 Общие понятия рыночного равновесия………………………………14
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы…………………………………...16
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы………………………………..…...20
Глава 3. Экономическая роль монополистической конкуренции……...25
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции…...…....26
3.2 Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической
рекламы……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………….…..………........29
Литература………………………………………………...……………….33
Дифференциация продукта
может принимать ряд различных форм.
1.Продукты могут различаться по своим
физическим, или качественным, параметрам.
«Реальные» различия, включающие функциональные
особенности, материалы, дизайн и качество
работы, являются крайне важными сторонами
дифференциации продукта.
Персональные компьютеры, например, различаются
с точки зрения мощности программно-аппаратной
части, доступности для потребителя и
т.д.
Примером также может послужить рынок
безалкогольных напитков, который заполнен
разнообразными марками этого товара,
которые слегка различаются, но вполне
взаимозаменяемы.
2.Услуги и условия их предоставления,
являются важным аспектом дифференциации
продукта. Один магазин может придавать
особое значение качеству обслуживания
покупателей. Его работники упакуют покупки
и отнесут их к машине покупателя.
Конкурент в лице большого розничного
магазина может предоставлять покупателям
самим упаковывать и переносить свои покупки,
но продавать их по более низким ценам.
Обходительность и услужливость служащих
магазина, репутация фирмы по обслуживанию
покупателей и обмену ее продуктов, наличие
кредита являются аспектами дифференциации
продукта, связанными с услугами.
3.Продукты могут также быть
дифференцированы на основе размещения
и доступности. Небольшие продовольственные
магазины и киоски успешно конкурируют
с крупными супермаркетами, несмотря на
то, что последние имеют намного более
широкий ассортимент продуктов. Владельцы
небольших продовольственных магазинов
и киосков располагают их вблизи от покупателей,
в наиболее оживленных местах, нередко
они открыты 24 часа в сутки.
4.Дифференциация может также являться
и результатом мнимых различий, созданных
с помощью рекламы, упаковки и использования
торговых знаков и торговых марок. Когда
та или иная марка продукции связывается
с именем какой-либо знаменитости, то это
может повлиять на спрос на эти продукты
со стороны покупателей. Многие потребители
считают, что зубная паста, упакованная
в аэрозольный баллончик, предпочтительней,
чем также самая зубная паста в обычном
тюбике.
Потому, что потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения.
1.3 Основные
черты, сущность
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Прежде всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, то есть, различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и так далее). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику.
Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет «своего» мастера в подобном случае. Фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.
На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка - всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукта.
Выпускаемый каждой фирмой
товар чем-то отличается от изделий
других компаний. Любой из производителей
занимает своеобразное положение «мини-монополиста»
(единственного производителя
Каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.
Огромные трудности российских предприятий в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. В ряде случаев источник проблем кроется в низкой дифференциации их продукции.
Дело в том, что в советскую эпоху предприятия выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и так далее. В силу этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние.
Опыт стран с рыночной
экономикой свидетельствует от необходимости
защиты конкурентной среды государством.
Основная цель применения этих средств
состоит, чтобы добиться оптимального
сочетания различных видов
Особенности монополистической конкуренции:
1. В отрасли функционирует
• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;
• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;
• отсутствует возможность
• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.
2. Реализуемый в отрасли продукт
носит дифференцируемый
• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;
• различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);
• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);
• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.
Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и тому подобное — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистический конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.
3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.
4. Существование неценовой
• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;
• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;
• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1.Колличество фирм в
отрасли. Для
2.Дефференциация товара.
При монополистической
3.Свобода входа в отрасль
и выхода из неё. В условиях
монополистической конкуренции
вход фирм в отрасль
Информация о работе Равновесие фирмы-монополистического конкурента