Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
-понятие рыночной структуры;
-рынок монополии и его особенности;
-максимизация прибыли в условиях монополии;
-достижение равновесие фирмы в условиях монополии.
Введение……………………………………………………………….…….3
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара….....5
Характеристика дифференцированного товара………………..…..…5
Особенности рынка монополистической конкуренции……………...7
Основные черты, сущность монополистической конкуренции….….9
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции ………………………………..…………..14
2.1 Общие понятия рыночного равновесия………………………………14
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы…………………………………...16
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы………………………………..…...20
Глава 3. Экономическая роль монополистической конкуренции……...25
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции…...…....26
3.2 Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической
рекламы……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………….…..………........29
Литература………………………………………………...……………….33
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
2.1 Общие понятия рыночного равновесия
Английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1914), предложил механизм установления равновесия: когда цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо - равновесие. Это и есть понятие равновесной цены. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.
Рыночное равновесие - такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.
Часть экономического пространства,
в которой находятся интересы
продавцов и покупателей, называется
экономической областью. В привычной
жизни купля-продажа товаров
На этом экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке.
Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением.
Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.
Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.
На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.
Частное рыночное равновесие - это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.
Общее рыночное равновесие - это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.
Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым.
Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется.
На состояние рынка оказывает прямое влияние проводимая государством налоговая политика. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к действию следующего механизма.
Потому, что налоги регулируют доходы социальных слоев населения. Дополнительные поступления влияют на покупательную способность сектора негосударственной экономики. При этом повышение налогов приводит к снижению доходов предприятий и домашних хозяйств и их возможностей потребления и сбережений. Снижение ставок налогов положительно влияет на доход домашних хозяйств и предприятий, что приводит к стимулированию спроса.
Налоги представляют собой издержки, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей, а затем и на потребителей.
Не важно, платит налог продавец или покупатель, в любом случае это влияет на состояние кривых спроса и предложения. Если платит покупатель, падает спрос; если продавец – снижается предложение.
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы
В теории рынков краткосрочным называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.
Цель фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (П) - это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):
П = TR — ТС.
Как выручка, так и затраты фирмы сеть функции выпуска (q). Поскольку в функции выручки (TR = Р * q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.
Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам:
MR = МС.
Равенство MR = МС как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еше одну единицу продукции. Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль - достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия - для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.
Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид:
Р = МС.
Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара.
Как фирма максимизирует прибыль:
Рассмотрим на условном примере, как конкурентная фирма достигает точки равновесия. Пусть даны постоянные и переменные затраты фирмы, а также цена, по которой она продает свой товар. На этой основе можно рассчитать изменения средних и предельных затрат, выручки и прибыли фирмы в зависимости от изменения ее выпуска.
Точку равновесия и другие критические точки совершенно конкурентной фирмы можно показать, соединив на рисунке функции предельного дохода (цены), а также предельных, средних переменных и средних совокупных затрат (рисунок 1.).
Рисунок 1- Равновесие совершенно конкурентной фирмы
Пока производство возрастает от нуля до q1 , каждая следующая единица выпуска увеличивает убытки фирмы, поскольку в этом интервале предельные затраты превосходят предельный доход (рисунок 1б). Соответственно при выпуске q1 убытки достигают максимума. На рисунке 1а мы видим, что при выпуске ТС и TR максимально — совокупные затраты превосходят выручку фирмы на максимально возможную величину.
Фирма продолжает увеличивать выпуск и переходит в зону, где предельный доход оказывается выше предельных затрат (MR > МС на рисунке 1б). В этой зоне дополнительные единицы выпуска начинают приносить прибыль. Тем не менее из-за груза прошлых убытков общая прибыль еще остается отрицательной вплоть до достижения выпуска q2 , при котором убывающие средние совокупные затраты (совокупные затраты на единицу выпуска) становятся равны цене. В этой точке, называемой точкой безубыточности, прибыль (убытки) равны нулю. На рисунке 1а точка безубыточности - это точка, где выручка становится равна совокупным затратам.
Пройдя точку безубыточности, фирма покидает зону убыточности и переходит в зону прибыльности, поскольку после выпуска q2 средние совокупные затраты на рисунке 1б оказываются ниже цены. При этом при выпуске q3 средние совокупные затраты минимальны, то есть, разница между ценой и средними совокупными затратами максимальна. Последнее означает, что при выпуске q3 максимальна прибыль на единицу производимой продукции.
Фирма, однако, продолжает наращивать производство, ибо ее цель - получить максимальную общую прибыль. Это достигается при выпуске q4 , когда предельный доход на рисунке 1б равен предельным затратам. Выручка фирмы (TR= P * q) в этой точке равна площади P * Eq4, а совокупные затраты (ТС = AC х q) -площади ONMq4. Таким образом, максимальная прибыль фирмы (П = TR- ТС) составляет площадь P * EMN.
При выпуске q4 прибыль максимальна и на рисунке 1а, поскольку при данном выпуске расстояние между функциями выручки и совокупных затрат становится максимальным - выручка превышает затраты на максимально возможную величину.
Если же выпуск q4 будет превзойден, прибыль начнет убывать, так как предельные затраты на рис. 1б превысят предельный доход. Тем не менее прибыль останется положительной вплоть до выпуска q5 , при котором возрастающие средние совокупные затраты достигнут уровня цены. Мы имеем вторую точку безубыточности, за которой начинается зона убытков.
На рисунке 1а вторая точка безубыточности, достигаемая при том же объеме выпуска (q5 ), - это точка, где выручка вновь становится равна совокупным затратам.
Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.
В отличие от долгосрочного в краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным. В течение краткосрочного периода производитель не успевает изменить размер производственных площадей, количество применяемого оборудования. В краткосрочном периоде число фирм на рынке не изменяется, поэтому остается неизменной рыночная цена. Экономическая прибыль не может быть на нулевой отметке. В долгосрочном же периоде производитель может изменить и количество применяемого оборудования, и размер производственных мощностей. Кроме того, в долгосрочном периоде может измениться число фирм на рынке, поскольку отсутствуют какие-либо барьеры экономического или юридического характера для вступления на рынок. В результате процесса свободного входа и выхода на рынок новых фирм возможна нулевая экономическая прибыль.
Каково же будет поведение
конкурентной фирмы в краткосрочном
периоде, если фирма встанет перед
выбором – прекращать производство
или производить некоторое
Рисунок 2- Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует к входу на рынок новых фирм – конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того, как спрос на продукцию:
1. присутствующих на рынке фирм падает, начинается снижение цены и уровня экономической прибыли. И наоборот, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение
2. числа фирм ведёт к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того, как спрос на продукцию остающихся на рынке фирм растёт, убытки сокращаются. Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки.
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы
Что же будет происходить в долгосрочном периоде. Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Можно говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних издержек.
Информация о работе Равновесие фирмы-монополистического конкурента