Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности гостиницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель работы – разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности гостиницы ООО «Престиж».
Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности организации;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность;
- изучить методы оценки конкурентоспособности организации;
- провести анализ деятельности гостиницы и дать оценку конкурентоспособности ее деятельности и услуг;
- разработать мероприятия, повышающие конкурентоспособность деятельности гостиницы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 10
2 УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГОСТИНИЦЫ ООО «ПРЕСТИЖ» 16
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ ООО «ПРЕСТИЖ» 16
2.2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ГОСТИНИЦЫ ООО «ПРЕСТИЖ» 19
2.3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПРЕСТИЖ» 25
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЦЫ ООО «ПРЕСТИЖ» 28
3.1. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЦЫ ООО «ПРЕСТИЖ» 28
3.2. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

ekonomika_predpriatia (1).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности фирмы. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и  различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Тема работы является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

Оценка качества и  конкурентоспособности являются исходным элементом для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий. При этом систематической оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но и конкурентоспособность самого предприятия.

Важность такой оценки обусловлена  целым рядом обстоятельств, среди  которых следует назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие.

В связи со всем выше представленным приобретает огромное значение разработка практических рекомендаций в деятельности предпринимателя, от которых зависит  финансовые результаты деятельности предпринимателя  в настоящем и будущем.

Объектом изучения в  работе является конкурентоспособность  деятельности индивидуального предпринимателя.

Предметом изучения является повышение конкурентоспособности  индивидуального предпринимателя.

Базой исследования в  работе является деятельность гостиницы ООО «Престиж».

Таким образом, цель работы – разработка мероприятий по повышению  конкурентоспособности деятельности гостиницы ООО «Престиж».

Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи исследования:

- раскрыть понятие  и сущность конкурентоспособности организации;

- рассмотреть факторы,  влияющие на конкурентоспособность;

- изучить методы оценки  конкурентоспособности организации;

- провести анализ деятельности гостиницы и  дать оценку     конкурентоспособности ее  деятельности и услуг;

- разработать мероприятия, повышающие конкурентоспособность деятельности гостиницы.

В работе были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ  научной литературы;

- сравнение, анализ;

- аналитическая группировка  данных, графическое изображение;

- методы абсолютных  и относительных величин.

Проблема повышения  конкурентоспособности довольно широко исследована различными авторами. Среди  ученых-экономистов, активно работающих в этой области и внесших большой  вклад в ее развитие, - Азоев Г.Л., Ахматова М., Глухов А., Горбашко Е.А.. Лифиц И.М., Мишин Ю., Фатхутдинов Р.А., Юданов А.Ю. и многие другие. Конкурентоспособность продукции и предприятия освещена в монографиях, учебных изданиях, статьях периодических изданий.

Практическая значимость заключается в реализации результатов исследования в практической деятельности гостиницы «Престиж», в интересах более эффективной работы. 

При выполнении работы были использованы различные источники  информации: статьи периодических изданий, научная и учебная литература.

 

1 Теоретические основы  конкуренции и конкурентоспособности  предприятия

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности  предприятия

 

Для достижения успеха, предприятие  должно удовлетворять потребность  целевых покупателей лучше, чем  делают конкуренты. В последнее время предприятия стали стремится к установлению долгосрочных отношений с потребителями, а не к заключению разовых сделок. С этой целью они создают базы данных о потребителях и ищут методы формирования приверженности к фирме, марке. Предприятия пришли к выводу, что намного выгоднее удержать клиента, чем искать нового. Предприятие постоянно оценивает потребительскую ценность и степень удовлетворения покупателей, предоставляемые ее товарами, уровень цен, эффективность организации работы каналов распространения и продвижения товара.

По определению В.П.Федько, «Конкуренция – это жестокое соперничество людей (предприятий), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение  максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях.»1

Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основными  способами:

  1. Ценовая конкуренция (малоэффективна);
  2. Неценовая конкуренция.

В  зависимости от целей  и возможностей предприятия она  может выбрать один или несколько  вариантов конкурентного поведения:

- создание новых продуктов,  технологий, методов сбыта и рекламы;

- копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;

  • сохранение достигнутых позиций  в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и т.п. мер.

Т. Питерс, Б. Уотермен сформулировали общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1.Нацеленность всех  и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2.Близость предприятия  к клиенту.

3.Рост производительности  благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

4.Демонстрация важности  общих для предприятия ценностей.

5.Умение твердо стоять  на своем.

6.Простота организации,  минимум уровней управления и  служебного персонала2.

Как показывает мировая  практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятий.

«Конкурентоспособность фирмы это относительная характеристика, которая выражает отличие развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.»3 Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, таких, как емкость рынка «количество ежегодных продаж», легкость доступа на рынок, вид производимого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, возможность технических новшеств в отрасли.

Основные категории  конкуренции:

  • Рыночная конкуренция – это борьба фирм за ограниченный платежеспособный спрос потребителей в рамках ограниченного сегмента рынка или рынка в целом.
  • Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.
  • Потребительская ценность товара – максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодной при оплате за данный товар.
  • Принцип компенсации для фирм – закономерность, заключающаяся в том, что приспособление фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других рыночных сегментов или уменьшения возможностей добиваться успеха на них4.

Как было уже сказано, конкурентоспособностью называется степень  притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Обратим внимание на то, что конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов.

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

 

Конечная цель любой  фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара, и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.5

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный  оценщик товара. А это приводит  к очень важной в рыночных  условиях истине: все элементы  конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый  рынок характеризуется "своим"  покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а  вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на6:

  • понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров  и услуг:

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности гостиницы