Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.
Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально – экономическое развитие. Современная экономическая роль государства являются итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно – политической и социально – экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Содержание

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I Теоретические основы развития и поддержки малого бизнеса как факторы подъема национальной экономики…………………………..6
1.1.Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………….6
1.2.Классификация формы государственной поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………12
1.3. Зарубежный опыт регулирования и поддержки малого бизнеса малого бизнеса………………………………………………………................................15
ГЛАВА II Анализ состояния развития и поддержки малого бизнеса в России
2.1. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса……………………………………………………………………………22
2. 2. Органы регулирующие деятельность малого бизнеса…………...............25
2.3.Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26
ГЛАВА III Перспективы развития и поддержки малого бизнеса
3.1. Проблемы малого бизнеса в России………………………………............31
3. 2. Перспективы развития малого бизнеса в России ………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Razvitie-malogo-biznesa-Rossii.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра менеджмент

Курсовая  работа

по дисциплине Государственное управление экономики

Тема: Развитие малого бизнеса в России

      2009 г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
 
 

ГЛАВА  I   Теоретические основы развития и поддержки малого бизнеса как факторы подъема национальной экономики…………………………..6

1.1.Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………….6

1.2.Классификация формы государственной поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………12

1.3. Зарубежный опыт регулирования и поддержки малого бизнеса малого бизнеса………………………………………………………................................15 

ГЛАВА II    Анализ состояния развития и поддержки малого бизнеса в России  

2.1. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса……………………………………………………………………………22

2. 2. Органы регулирующие деятельность малого бизнеса…………...............25

2.3.Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26 

ГЛАВА  III    Перспективы развития и поддержки малого бизнеса

3.1. Проблемы малого бизнеса в России………………………………............31

3. 2. Перспективы  развития малого бизнеса в  России ………………………..35  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………..41 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Проблема  взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.

      Во  все времена государство оказывало  значительное влияние на социально  – экономическое развитие. Современная  экономическая роль государства являются итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно – политической и социально – экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

      В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его  участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми. Природными и даже трудовыми ресурсами, в виде централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

      В странах с рыночной экономикой степень  вмешательства государства и  его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства – частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

      Государственное регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).

      Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.

      Малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значения малого бизнеса, надо вместе с тем отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования.

         Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных, средних и мелких.

        За последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

         Для формирования предпринимательства нужны определенных экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки, и др.

        Малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы малого бизнеса.

      Цель  работы – анализ и характеристика развития и поддержки малого бизнеса  как фактора подъема национальной экономики.

      В работе использованы общенаучные методы, которые включают в себя: диалектику, синтез и анализ изучаемого материала; специальные методы рассматривающие предмет как систему, сравнительный и частнонаучный методы.

      В работе использован нормативно –  правовой материал, а также   научная  и учебная литература, написанная на основе последних достижений экономической науки и посвящена вопросам анализа и  характеристики малого бизнеса в системе предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  I 

Теоретические основы развития и  поддержки малого бизнеса как факторы  подъема национальной экономики 

    1. 1. Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства 

      Государственное регулирование – это процесс  прямого, косвенного и обратного  воздействия государственных органов  на хозяйствующие субъекты путем  создания рыночных условий через экономические рычаги, приемы и методы регулирования региональных рынков, планирование бюджетов, финансовое – налоговое  и др.

         Государственное регулирование  – это деятельность органов власти по воздействию на процесс в целях достижения общественно полезных результатов.

         В экономике развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

      Все предприятия, являющиеся составной  частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. 1

      Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия. Основным критерием в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии [10].

      Государственная поддержка малого предпринимательства  является одним из приоритетных направлений социально – экономической политики российской Федерации.

      Целями  государственной поддержки предпринимательства  являются:

  • содействие развитию предпринимательства в Российской Федерации, повышению деловой и инвестиционной активности организаций и граждан;
  • увеличение объемов производства продукции (работ, услуг) и соответствующее дополнительное поступление средств в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • повышение уровня научно – технического потенциала экономики Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований;
  • повышение конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках, расширение экспорта российской продукции и на мировом рынке;
  • содействие созданию новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях [10].

      Государственная поддержка предпринимательской  деятельности основывается на следующих  принципах:

  • адрестность и дифференцированный подход при ее оказании;
  • применение мер экономического стимулирования развития предпринимательства;
  • предварительная экспертная оценка целесообразности государственной поддержки, а также возможных социально – экономических результатов ее оказания;
  • открытость и гласность при принятии решений об оказании государственной поддержки, а также при реализации программ, проектов и мероприятий по поддержке предпринимательства;
  • приоритетность в отношении производственного и инновационного предпринимательства;
  • комплексный подход при оказании государственной поддержки, основанный на сочетании различных направлений, видов и форм ее оказания [10].

      К субъектам предпринимательской деятельности, которым может оказываться государственная поддержка, относятся:

  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в приоритетных отраслях экономики или осуществляющие приоритетные виды деятельности;
  • инновационные предприятия;
  • организации, осуществляющие разработку и освоение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства;
  • организации и индивидуальные предприниматели, ориентированные на экспорт российских несырьевых товаров (работ, услуг) или их производство в целях замещения импорта в Российскую Федерацию соответствующих иностранных товаров (работ, услуг);
  • малые предприятия;
  • иные субъекты предпринимательской деятельности, определяемые федеральными законами.1

      Малое предпринимательство России пользуется поддержкой государства, что нашло  отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в Указе Президента РФ от 4 апреля 1996 г. «О первоочередных мерах государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и в других документах. 1

      Государственная поддержка малого предпринимательства  в Российской Федерации в соответствии с Законом осуществляется по следующим  направления:

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России