Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.
Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально – экономическое развитие. Современная экономическая роль государства являются итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно – политической и социально – экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Содержание

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I Теоретические основы развития и поддержки малого бизнеса как факторы подъема национальной экономики…………………………..6
1.1.Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………….6
1.2.Классификация формы государственной поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………12
1.3. Зарубежный опыт регулирования и поддержки малого бизнеса малого бизнеса………………………………………………………................................15
ГЛАВА II Анализ состояния развития и поддержки малого бизнеса в России
2.1. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса……………………………………………………………………………22
2. 2. Органы регулирующие деятельность малого бизнеса…………...............25
2.3.Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26
ГЛАВА III Перспективы развития и поддержки малого бизнеса
3.1. Проблемы малого бизнеса в России………………………………............31
3. 2. Перспективы развития малого бизнеса в России ………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Razvitie-malogo-biznesa-Rossii.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

      Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на обеспечение доступа мелких фирм к источника финансовых средств. Здесь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.2

      Что касается налоговых и амортизационных  льгот, предоставляемых малому инновационному бизнесу, то они применяются менее широко, и поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная и предначальная поддержка.

      Если  говорить об амортизационных льготах, то в отношении малого бизнеса  действует только одна значительная мера: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.

      Представляет  также интерес финансирование малого бизнеса в США. Оно осуществляется в основном из двух источников: по линии  Администрации малого бизнеса (SBA) и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается Администрацией малого бизнеса.3

      Развитие  и поддержка малого бизнеса в Японии. В Японии развитие малого бизнеса имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. 1

      Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т. п.

      Существуют  четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

  • центральное правительство;
  • местные органы власти;
  • крупный бизнес;
  • самостоятельные объединения малого бизнеса.2

      По  линии центрального правительства  делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно – технических программ, таких как:

  • повышение технического уровня производства;
  • совершенствование технологии производства в пищевой промышленности;
  • разработка совместно с университетами и государственными научно – исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.3

      Последняя программа финансируется местными органами власти, предыдущая – центральным правительством, а первая – и теми и другими.

      Значительно шире, под льготный процент, предоставляются  займы на осуществление следующих  проектов:

  • разработку новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);
  • разработку новых видов производства и техники (по линии центрального правительства);
  • возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);
  • содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (также по линии центрального правительства).1

      Большую роль в оказании финансовой помощь малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет  на льготных условиях таким предприятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основного и оборотного капиталов.

      На  кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется национальная финансовая корпорация Японии. В Японии есть еще одно специализированное учреждение – Банк Соко – Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельных их чипов.

      Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую систему дополнительного общественного кредитования.

      Важным  звеном финансовой поддержки малых  и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые  для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

      Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.1

      Малый бизнес в Европе. В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или департаменты в рамках Министерства экономики или Министерства торговли и промышленности. Так, в Великобритании при Министерстве торговли и промышленности создана «Служба мелких фирм». Она оказывает помощь мелким предпринимателям в организации собственного дела, получении кредитов, заключении договоров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Эта Служба имеет местные отделения по всей стране. Только в 1998 – 1989 гг. ею было оказано около 30 тыс. консультаций. За этот же период Служба поддерживала контакты с 226 тыс. мелких английских фирм.2

      Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса.

      Правительство ФРГ стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания великой мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан банк кредитный гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы по так называемому Плану маршала. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации.3

      После объединения восточных и западных земель германии  для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР правительство ФДР наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм с целью повышения в них доли собственных средств.

      Интересно отметить, что в ФРГ с 1976 г. существует особое положение, регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойденными в дележе таких заказов, то они могут обратиться с жалобой в соответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.

      Важная  часть программы содействия мелким и средним предпринимателям –  обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II 

Анализ  состояния развития малого бизнеса в  России 

  • 2. 2. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса 
  •       Социально – ориентированное рыночное хозяйство  с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России.

          С принятием Конституции Российской Федерации были заложены конституционные основы предпринимательства. Как и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции.1

          Исходя  из конституционных основ российского  общества Гражданский кодекс РФ закрепляет принципы гражданско-правового регулирования. Которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого – либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в той мере. В какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.2

          Закладывая  правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц и государство в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; представляет право обладания любым имуществом без ограничении его состава, количества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны.1

          Гражданский кодекс РФ дает понятии предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.2

          В целях развития малого бизнеса и  обеспечения государственной поддержки  малого предпринимательства правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» № 446 от 11 мая 1993 г. отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства.1

          В качестве основного нормативного акта, регулирующего государственную поддержку предпринимательства и направленного на реализацию вышеназванного конституционного принципа. Следует выделить Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.2

          Законом определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства.3

          В декабре 1995 г. был принят Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», имеющий важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране.

          Несомненно, к федеральным законам, направленным на государственную поддержку предпринимательства следует отнести и Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948 – I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».4

          Государственная поддержка предпринимательства  в Российской Федерации осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными федеральными законами. Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли»; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1219 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации» и др.1

          Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации приводится в Федеральном законном «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».2 

    2. 2.   Органы регулирующие деятельность малого бизнеса 

          В соответствии с федеративным государственным  устройством РФ, к федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства. Органы исполнительной власти субъектов РФ относятся: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

          В зависимости от объема и характера  компетенции различают: органы общей компетенции, осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности; органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление.

          Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные функции и полномочия.

          При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным  бизнесом.

    Информация о работе Развитие малого бизнеса в России