Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.
Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально – экономическое развитие. Современная экономическая роль государства являются итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно – политической и социально – экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Содержание

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I Теоретические основы развития и поддержки малого бизнеса как факторы подъема национальной экономики…………………………..6
1.1.Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………….6
1.2.Классификация формы государственной поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………12
1.3. Зарубежный опыт регулирования и поддержки малого бизнеса малого бизнеса………………………………………………………................................15
ГЛАВА II Анализ состояния развития и поддержки малого бизнеса в России
2.1. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса……………………………………………………………………………22
2. 2. Органы регулирующие деятельность малого бизнеса…………...............25
2.3.Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26
ГЛАВА III Перспективы развития и поддержки малого бизнеса
3.1. Проблемы малого бизнеса в России………………………………............31
3. 2. Перспективы развития малого бизнеса в России ………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Razvitie-malogo-biznesa-Rossii.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

      К государственным органам, регулирующим деятельность субъектов малого бизнеса относятся: Федеральная налоговая служба; Роспотребнадзор, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Госкомстат, Госгортехнадзор, Комитет РФ по торговле и др.1 

    2. 3.  Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса 

         Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

         В. Я. Горфинкель, В. А. Швандара приводят следующие статистические данные: по состоянию на 1 января 2002 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса (1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г. – 868,0; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. руб. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.1

        Как  видно из приведенных статистических данных за последние годы количество предприятий малого бизнеса вначале несколько возросло, а затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле и общественном питании (рост за 1997 – 2002 г. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42.7 до 46%), в здравоохранении (с 11,0 до 17,4 тыс., или с 1,3 до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом (с 3,9 до 14,2 тыс. или с 0,5 до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс. или с 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики.2

         Вместе с тем в промышленности имеет место абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 15,7 до 14.8%), в строительстве (со. 138,0 до 121,9 тыс., или с 16,4 до 14,5%).3

         Существенным недостатком следует считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).4

      Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.1

      Целью программы является обеспечение  благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

      Задачи  программы поддержки предпринимательства  определяются ее конечной целью и  заключаются: в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения; создании условий для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказ, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого бизнеса; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.

      Одним из наиболее важных направлений государственной  поддержки малого предпринимательства  является льготное налогообложение субъектов малого бизнеса.

      Применение  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты установленного законодательством  Российской Федерации подоходного  налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

      Были  приняты две федеральные программы  поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства на 1996 – 1997 годы». В соответствии с этой программой Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн руб. Однако из – за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично – одна четверть (25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра (а ведь эти затраты могли многократно окупиться).1

      В феврале 2001 г. Правительство РФ рассмотрело  итоги реализации Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства за 200 г. Был  сделан вывод, что государство так  и не создало необходимых условий  для развития малого бизнеса. За последние семь лет число малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса в России занято чуть более 7 млн человек; они производят менее 5% объема всей промышленной продукции и около 15 % услуг (для страны с рыночной экономикой, на статус которой претендует Россия, - ничтожно мало). Признавая это, Правительство РФ наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого предпринимательства России.2

      Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства.

      Помимо  федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства существует большое число негосударственных организаций, ведущих работу в этом направлении. В их числе различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры и др. однако существенную помощь от них малые предприятия не получают или получают весьма незначительную.

      Достигнутый уровень концентрации малых промышленных предприятий на фоне неблагоприятной  экономической среды и слабой государственной поддержки создал предпосылки для их активного  взаимодействия и, в частности, для кооперации их деятельности.

      Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского  малого предпринимательства, кардинального  расширения поля его деятельности требуется  активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

ГЛАВА  III 

Перспективы развития и поддержки  малого бизнеса 

    1. 1. Проблемы малого  бизнеса в России
 

          В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

          Прежде всего, это организационные проблемы, связанные с определением и отведением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. д.

          По мнению А. С. Пелих, весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из – за жестких условий коммерческих банков. высокие проценты ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса. 1

          Серьезными проблемами являются материально – техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

         Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том, числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

          Процесс развития малого бизнеса прямо или косвенно тормозит сложившаяся в нынешней России система налогообложения.

        Существующая система налогообложения заставляет платить чрезвычайно высокий процент, включает большое число налогов, уплачиваемых с различных налооблагаемых баз, требует заполнения огромного количества форм отчетности, сдаваемых в разное время и в разные организации. Законодательная база противоречива, позволяет неоднозначно толковать законы, что приводит при исчислении налогов к неумышленным ошибкам.

         Действующая упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства имеет ряд недостатков, делающих невозможным или нецелесообразным ее применение многими предприятиями.1

        Законодательно не проработана процедура перехода с традиционной на упрощенную систему налогообложения. Потребители продукции малого предприятия, перешедшего на такую систему налогообложения, не могут принять к зачету налог на добавленную стоимость. Многие владельцы малых предприятий отказываются от перехода на упрощенную систему налогообложения из – за необходимости предварительной уплаты налога в форме платы за патент. На отдельных предприятиях хозяйственная деятельность требует тщательного ведения аналитического учета, а переход на упрощенную систему налогообложения приводит к утрате контроля за деятельностью предприятия.

         Не снимает проблему налогообложения малых предприятий и введение единого налога на вмененный доход, который предусматривает перечисление авансовых платежей а многие предприятия не имеют средств для их уплаты.2

         Дополнительные проблемы в развитии малого предпринимательства возникли в связи с распадом институциональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в центре которой находился Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Названный комитет упразднен в ходе реорганизации Правительства России осенью 1998 г.1

        Ухудшение социально – экономической и политической ситуации в стране, недостаточная государственная поддержка, административные барьеры, несовершенство нормативно – правовой базы и системы налогообложения, недоступность кредитов способствуют расширению масштабов теневой деятельности в малом предпринимательстве.

      Несмотря  на принятие множества законов, при  вступлении России в рынок не сложилась  эффективная правовая система, которая  обеспечивала бы разумное сочетание  свободы предпринимательства и  конкуренции с ограничением неблагоприятных  тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно -  политической обстановки не отличалось стабильностью единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной правовой основой развития предпринимательства.2

      Проблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Число малых предприятий  за последние годы по существу не растет.

      Причинами подобного положения являются: сложность  получения банковского кредита  и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. 1

      В. Я. Горфинкель, В. А. Швандара 2 обобщают проблемы присущие малому бизнесу в России. В их числе:

  • несовершенная система налогообложения;
  • отсутствие надежных правовых гарантий. Явная противоречивость отдельных нормативно – правовых актов;
  • финансовые трудности в получении банковского кредита для открытия предприятий и их функционировании;
  • неравноправность в доступе в различным материальным ресурсам, их дороговизна;
  • сложности с арендой и приобретением помещений. Их высока, нередко недоступная цена;
  • низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями;
  • продолжающиеся криминальные угрозы. Преодоление названных проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России