Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.
Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально – экономическое развитие. Современная экономическая роль государства являются итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно – политической и социально – экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

Содержание

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I Теоретические основы развития и поддержки малого бизнеса как факторы подъема национальной экономики…………………………..6
1.1.Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………….6
1.2.Классификация формы государственной поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………12
1.3. Зарубежный опыт регулирования и поддержки малого бизнеса малого бизнеса………………………………………………………................................15
ГЛАВА II Анализ состояния развития и поддержки малого бизнеса в России
2.1. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса……………………………………………………………………………22
2. 2. Органы регулирующие деятельность малого бизнеса…………...............25
2.3.Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26
ГЛАВА III Перспективы развития и поддержки малого бизнеса
3.1. Проблемы малого бизнеса в России………………………………............31
3. 2. Перспективы развития малого бизнеса в России ………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Razvitie-malogo-biznesa-Rossii.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально – технических и информационных ресурсов, а также научно – технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно – технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.2

      Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную. поддержку малого предпринимательства:

  • разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
  • проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
  • организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
  • подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средства федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
  • оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
  • координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.1

        Содействие малому бизнесу со стороны государства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В бюджетах соответствующих уровней ежегодно предусматривается выделение ассигнований на реализацию таких программ.1

      Законодательно  предусмотрена возможность создания фондов поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направляемых на его поддержку и развитие.2

      Федеральным органам исполнительной власти и  органам исполнительной власти субъектов  РФ, а также органам местного самоуправления поручено разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной структуры в целях получения  субъектами малого предпринимательства на льготных условиях экономической, правовой, статистической, производственно – технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и в целях обмена между ними указанной информации.3

      Однако, государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.

      Условиями для вмешательства государства  могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность  обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.

      Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий  и тенденций в экономике и  других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается  в своевременном выявлении и  устранении этих предпосылок. Это самый  лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

      Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

      Однако  возможности государственного регулирования  экономики не безграничны. Экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительны границы роста. 1 

    1. 2. Классификация формы поддержки малого бизнеса
 

      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и  свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересован будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

      Между тем малые предприятия как  неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.1

      Существуют разнообразные формы государственного регулирования экономики: непосредственное государственное управление рядом отраслей; налоговое регулирование; государственное внешнеэкономическое регулирование; денежно – кредитное регулирование; бюджетное регулирование; ценовое регулирование; социальное регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; государственное антимонопольное; государственное внешнеэкономическое.2

      Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня. Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишат предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемых государственным регулированием.1

      В России также существуют различные  организационные фонды поддержки  и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних  предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.2

      Э. А. Арустамов подробно рассматривает виды поддержки предпринимательской деятельности.3

      Финансовая  поддержка субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем предоставления им финансовых средств. Государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы российской Федерации, в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки предпринимательства, иными программами и проектами, а также из внебюджетных источников.

      Имущественная поддержка – это продажа или предоставление имущества, находящегося в государственной собственности, в собственность или пользования (аренду или безвозмездное пользование) субъектам предпринимательской деятельности на льготных условиях или в результате проведения для них целевых конкурсов и торгов.

      Поддержка внешнеэкономической  деятельности. Органы государственной власти осуществляют меры по расширению участия субъектов предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также меры по их привлечению к реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участия в международных выставках и ярмарках, а также иными мерами обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

      Информационная  поддержка предпринимательства. Органы государственной власти разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами предпринимательской деятельности экономической, правовой, статистической, производственно – технологический и иной информации, необходимой для их эффективного функционирования и развития.1 

    1. 3.  Зарубежный опыт  регулирования и  поддержки малого  бизнеса малого  бизнеса
 

         Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило сократить безработицу в этих странах.2

         Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабриката и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.1

      Малый бизнес успешно функционирует во многих промышленно развитых странах  прежде всего благодаря его государственной  поддержке.

      Развитие и поддержка малого бизнеса в США. В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (АМБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса им многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и в местных органах власти.2

      АМБ решает три важнейшие задачи: обеспечение  финансовой поддержки малых и  средних предприятий; содействие в  получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.3

      Политика  стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального до муниципалитетов. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т. е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм. В первую очередь занятых генерированием, освоение и коммерциализацией научно – технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и даже предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.1

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России