Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
При написании работы мы ставим перед собой следующую цель - исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить его особенность в России.
Дать анализ тенденций его развития.
Показать проблемы и пути их решений.
При этом использованы следующие методы:
Статистический метод.
Метод аналитического анализа,
Сравнительный метод.
Введение
Глава 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.
1.2 Сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах.
1.3. Развития малого бизнеса в России.
Глава 2. . Анализ экономической деятельности предприятия
(на примере ООО «Элеваторстрой»)
2.1. Общая характеристика ООО «Элеваторстрой»
2.2. Анализ показателей финансовой состояния и рентабельности производства в ООО «Элеваторстрой» за 2004-2005гг.
2.3. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан.
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ.
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
3.3. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах.
Заключение
Список использованной литературы
среднесписочная численность работников – 50человек;
годовой оборот – менее 4 млн. ЭКЮ;
сумма баланса – менее 2 млн. ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономические высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 – к малым; 100-499 - к средним; 500 – к крупным. В этой организации главным факторам является среднесписочная численность работников за отчетный период.
В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главным показателем малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.
В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового Баланса, ниже 200 млн. франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по – разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 человек говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В ФРГ
официальное определение
Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий;
Ежегодная численность за последние 3 года – менее 5 человек;
Годовой оборот за последние 3 года - менее 1,3 млн. ЭКЮ;
Собственник должен лично учувствовать в управлении.
В Швеции к малым относятся предприятия с численностью до 200 человек, однако, при классификации учитывают следующие особенности:
стадия роста данного предприятия;
отраслевая принадлежность;
географическая сфера деятельности;
специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих.
В Японии в соответствии с Законом « О малом предпринимательстве» к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:
оптовая торговля – уставной капитал 30 млн. иен, Численность 100 человек.
розничная торговля – уставной капитал 30 млн. иен , численность 50 человек.
добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, строительство – уставной капитал 100млн. иен, численность 300 человек.
другие отрасли экономики – уставной капитал 30 млн. иен, численность 50 человек.
Федеральным Законом « О малом бизнесе США» установлено, что малая фирма – фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов – не более 2 млн. долларов.
В зависимости от количества занятых работников все малые и средние предприятия в США, в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса ( АМБ) , делятся на 5 групп: наименьшие -1-24 человек; малые -25-99 человек; промежуточные – 100-499 человек; крупные- 500-999 человек; крупнейшие- 100 и более человек.
Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:
промышленность – до 500 человек;
строительство – годовой объем от 7-17 млн. долларов;
сельское хозяйство – годовой объем до 3,5 млн. долларов;
добыча полезных ископаемых – до 500 человек;
транспорт – до 500 человек;
оптовая торговля – 100 человек;
розничная торговля – объем до 3,5 млн. долларов;
услуги – до 3,5 млн. долларов.( в отдельных случаях до 13,5 млн. долларов).3
Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.
Разработка
и применение критериев для отнесения
предприятий к малому бизнесу
имеет большое научное и
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при из разработке необходимо, на наш взгляд, выделить:
объективность;
дифференциацию величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
простоту в понимании и использовании;
количество критериев, которое не должно превышать трех;
стабильность критериев.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является показатель среднесписочной численности работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции их, необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация га производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.
Для того
чтобы определить истинное место
малого предпринимательства в
Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:
валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
малого бизнеса в экспорте продукции;
налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
основного капитала , функционирующего в малом бизнесе;
отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
в снижении уровня безработицы;
в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
в улучшение качества обслуживания;
в более
высокой удовлетворенности
в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя
итог вышеизложенному, можно сказать,
что малое предпринимательство является
неотъемлемой частью рыночной экономики.
1.2 Сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах.
Анализ зарубежного опыта позволяет по-новому взглянуть на развитие экономики 80-х, 90-х годах прошлого столетия и яснее представить сам процесс роста современного малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.
Существующая статистика красноречиво свидетельствует о роли малых предприятий в странах Запада.
В конце
90-х годов во всех индустриально
развитых странах на сектор малого
предпринимательства
По данным Международной федерации мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.
Согласно данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании- 2,37 млн. в Японии- 6,5млн.
Информация о работе Развитие малого предпринемательства в экономике страны