Развитие малого предпринемательства в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание

При написании работы мы ставим перед собой следующую цель - исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Задачи исследования:

Исследовать сущность малого сектора экономики.

Определить его особенность в России.

Дать анализ тенденций его развития.

Показать проблемы и пути их решений.

При этом использованы следующие методы:

Статистический метод.

Метод аналитического анализа,

Сравнительный метод.

Содержание

Введение

Глава 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.

1.2 Сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах.

1.3. Развития малого бизнеса в России.


Глава 2. . Анализ экономической деятельности предприятия

(на примере ООО «Элеваторстрой»)

2.1. Общая характеристика ООО «Элеваторстрой»

2.2. Анализ показателей финансовой состояния и рентабельности производства в ООО «Элеваторстрой» за 2004-2005гг.

2.3. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан.

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ.

3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.

3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом

3.3. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах.


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Эльдар диплом.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

среднесписочная численность работников – 50человек;

годовой оборот –  менее 4 млн. ЭКЮ;

сумма баланса – менее 2 млн. ЭКЮ.

При определении  мер поддержки субъектам малого предпринимательства на уровне ЕС могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.

Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономические  высокоразвитые страны, предприятия  с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 – к малым; 100-499 -  к средним; 500 – к крупным. В этой организации главным факторам является среднесписочная численность работников за отчетный период.

В Великобритании отнесение предприятий к малым  отличается от критериев, предложенных ЕС. Главным показателем малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.

В отличие  от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых  работает не более 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового Баланса, ниже 200 млн. франков. Главной особенностью является  то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по – разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 человек говорит о том, что предприятие относится к категории малых.

В ФРГ  официальное определение понятия  малого предпринимательства отсутствует, однако в соответствии с идентификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 человек с годовым оборотом не выше 50 млн. ЭКЮ.

Особый  интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при  финансовой поддержке малых предприятий;

Ежегодная численность за последние 3 года –  менее 5 человек;

Годовой оборот за последние 3 года - менее 1,3 млн. ЭКЮ;

Собственник должен лично учувствовать в управлении.

В Швеции к малым относятся предприятия  с численностью до 200 человек, однако, при классификации учитывают  следующие особенности:

стадия  роста данного предприятия;

отраслевая  принадлежность;

географическая  сфера деятельности;

специальные характеристики владельцев предприятий  и управляющих.

В Японии в соответствии с Законом «  О малом предпринимательстве» к  малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:

оптовая торговля – уставной капитал 30 млн. иен, Численность 100 человек.

розничная торговля – уставной капитал 30 млн. иен , численность 50 человек.

добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, строительство – уставной капитал 100млн. иен, численность 300 человек.

другие  отрасли экономики – уставной капитал 30 млн. иен, численность 50 человек.

Федеральным Законом « О малом бизнесе  США» установлено, что малая фирма  – фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов – не более 2 млн. долларов.

В зависимости  от количества занятых работников все  малые и средние  предприятия  в США, в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса ( АМБ) , делятся на 5 групп: наименьшие -1-24 человек; малые -25-99 человек; промежуточные – 100-499 человек; крупные- 500-999 человек; крупнейшие- 100 и более человек.

Следует отметить, что нормативы отнесения  предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:

промышленность  – до 500 человек;

строительство – годовой объем от 7-17 млн. долларов;

сельское  хозяйство – годовой объем  до 3,5 млн. долларов;

добыча  полезных ископаемых – до 500 человек;

транспорт – до 500 человек;

оптовая торговля – 100 человек;

розничная торговля – объем до 3,5 млн. долларов;

услуги  – до 3,5 млн. долларов.( в отдельных  случаях до 13,5 млн. долларов).3

Из этого  следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных  показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.

Разработка  и применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу  имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая  ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической  литературе отсутствуют научные  принципы разработки критериев отнесения  предприятий к малым, поэтому  при из разработке необходимо, на наш  взгляд, выделить:

объективность;

дифференциацию  величины критериев в зависимости  от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;

простоту  в понимании и использовании;

количество  критериев, которое не должно превышать  трех;

стабильность  критериев.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным  является показатель среднесписочной численности работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции их, необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

Все мелкие и средние предприятия можно  условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация га производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке.  Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.

Для того чтобы определить истинное место  малого предпринимательства в структуре  рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний  бизнес- это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

Роль  и значение малого предпринимательства  с методологической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.

С  экономической  стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

валового  внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

мелких  предприятий в общем количестве промышленных предприятий;

трудоспособность  населения, занятого в мелком бизнесе;

малого  бизнеса в экспорте продукции;

налогов, поступающих от малого бизнеса в  их общей величине;

основного капитала , функционирующего в малом  бизнесе;

отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением  этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

в снижении уровня безработицы;

в более  полном удовлетворении потребностей граждан  в продукции и услугах;

в улучшение  качества обслуживания;

в более  высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени  заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

в снижении забастовок и социальной напряженности  в обществе.

Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. 

1.2 Сравнительный анализ  развития и значения  малого бизнеса  в развитых странах.

Анализ  зарубежного опыта позволяет  по-новому взглянуть на развитие экономики 80-х, 90-х годах прошлого столетия и яснее представить сам процесс роста современного малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.

Существующая  статистика красноречиво свидетельствует  о роли малых предприятий в  странах Запада.

В конце 90-х годов во всех индустриально  развитых странах на сектор малого предпринимательства приходилось  подавляющее число предприятий. Так, в США, Японии, и Франции к  ним относилось 99,9 % всех предприятий  страны.

По данным Международной федерации мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий  в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

Согласно  данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании- 2,37 млн. в Японии- 6,5млн.

Информация о работе Развитие малого предпринемательства в экономике страны