Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
При написании работы мы ставим перед собой следующую цель - исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
Исследовать сущность малого сектора экономики.
Определить его особенность в России.
Дать анализ тенденций его развития.
Показать проблемы и пути их решений.
При этом использованы следующие методы:
Статистический метод.
Метод аналитического анализа,
Сравнительный метод.
Введение
Глава 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.
1.2 Сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах.
1.3. Развития малого бизнеса в России.
Глава 2. . Анализ экономической деятельности предприятия
(на примере ООО «Элеваторстрой»)
2.1. Общая характеристика ООО «Элеваторстрой»
2.2. Анализ показателей финансовой состояния и рентабельности производства в ООО «Элеваторстрой» за 2004-2005гг.
2.3. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан.
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ.
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
3.3. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах.
Заключение
Список использованной литературы
В США,
Великобритании и Франции мелкие
и мельчайшие предприятия составляют
более половины, а в Японии 77% общего
числа промышленных предприятий (табл.
1)
Таблица 1. Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада4, %.
Страна | Мельчайшие предприятия (от 1 до 9 чел) | Мелкие предприятия (от 19 до 50 чел.) |
США | 26 | 28 |
Великобритания | 26 | 23 |
Франция | 32 | 28 |
Япония | 49 | 28 |
Показатель ежегодного прироста мелких фирм в ведущих индустриальных странах за последние десятилетие составил: в Великобритании -1,1%, Франции-1,5%, в ФРГ-3% и в США-8%.5.
В целом малые и средние предприятия США обеспечивают 38-45 % ВНП и 48% всех производимых товаров и услуг. В 1991 г. в стране было создано 630 тыс. новых фирм, а к 2000 г., по прогнозу бюро труда и статистики при министерстве труда США , в мелких компаниях ( до 50 работниках) должны были трудиться более 70 % американских рабочих и служащих.
В конце 1980-х годов Великобританию охватил настоящий бум мелкого предпринимательства. Так. В 1987 г. было зарегистрировано 42 тыс. предприятий, в 1996 г.- 65 тыс., в 2000 г. -87 тыс. новых фирм.
В настоящее время в этой стране функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти цифры свидетельствуют о неуклонном росте бизнеса.
Количественное
увеличение числа небольших компаний
в промышленности предопределено, главным
образом, углубляющейся специализацией
и дифференциацией
Специализированное производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.
Конец 80-х годов прошлого века в США был отмечен строительством множества небольших узкоспециализированных предприятий, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, преимущественно которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким. Подобная индустрия была создана также в Италии, ФРГ, и Японии.
Использование гибких производственных систем, позволяющих существенно ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий и произвести продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в «предпринимательские сети» - тесно кооперирующиеся в определенных областях деятельности группы самостоятельных компаний.
«Те фирмы, которым удается выжить в конкурентной борьбе, нередко занимают доминирующее положение в «рыночной нише», т.е. узкоспециализированном секторе экономики», - подчеркивает Е.Ю.Фрейнкман.6
Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.
Развитая система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом. Субконтрактные отношения Японии занимают большое место в таких отраслях промышленности, как транспортное и точное машиностроение, производство электротехнических изделий. Например, в транспортном машиностроении степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий- 60%, точном машиностроении-53,3%, общем машиностроении-47,7% ,производстве одежды и других стильных изделий 45,1- и цветной металлургии- 43,6%.
В Италии более 50% субподрядных предприятий приходится на текстильную и металлургическую отрасли.
В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости рабочей силы.
В настоящее
время доля фирм - субпоставщиков в
стоимости готовых изделий
Различные показатели эффективности производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли на капитал мелкие фирмы опережают крупные компании. Напротив, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого работника мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации.
Во-вторых, стоимость капитала для мелких фирм больше, чем для крупных, так как они платят более высокие проценты по кредитам.
Во Франции, как отмечается в некоторых исследованиях, в начале 1980-х по норме прибыли и по отношению добавленной стоимости к товарообороту мелкие и средние промышленные предприятия опережали крупные фирмы. Как отмечал А.В. Бусыгин, в мелких фирмах капитал оборачивается быстрее, чем в крупных компаниях, что ведет к увеличению доходов на капитал.7
В целом трудно отдать приоритет крупным или мелким фирмам, оценивая степень эффективности их производства. Здесь, видимо, можно согласиться с С.И. Кретовым, который пишет: « … поскольку капитал и труд используются в разных пропорциях в мелких и крупных фирмах, то и те и другие могут в равной степени считаться экономически эффективными»8
Помимо экономических, малое предпринимательство выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах, поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии, Японии и США.
Необходимым
элементом усиленной
На первоначальном
этапе становления малого бизнеса
в российской Федерации основным
критерием для отнесения
В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия ):
в промышленности,
строительстве и на транспорте-100
человек; в технической сфере - 60;
в оптовой торговле - 50; в розничной торговле
и бытовом обслуживании населения - 30;
в других отраслях и при осуществлении
других видов деятельности - 50.
1.3. Развития малого бизнеса в России.
Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь
перехода от авторитарного к
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцем и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.
Дальнейшее
развитие предпринимательства
В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки – коммерческий, земельный и другие. К началу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
Однако после окончания Первой Мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое
оживление в
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологическом порядке, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (Приложение 1).
В начале
1990 года предприятия малого бизнеса
образовались чаще всего путем отделения
от государственных предприятий-
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко
местные власти совместно с другими
предприятиями выступают
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Информация о работе Развитие малого предпринемательства в экономике страны