Развитие малого предпринемательства в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание

При написании работы мы ставим перед собой следующую цель - исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Задачи исследования:

Исследовать сущность малого сектора экономики.

Определить его особенность в России.

Дать анализ тенденций его развития.

Показать проблемы и пути их решений.

При этом использованы следующие методы:

Статистический метод.

Метод аналитического анализа,

Сравнительный метод.

Содержание

Введение

Глава 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.

1.2 Сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах.

1.3. Развития малого бизнеса в России.


Глава 2. . Анализ экономической деятельности предприятия

(на примере ООО «Элеваторстрой»)

2.1. Общая характеристика ООО «Элеваторстрой»

2.2. Анализ показателей финансовой состояния и рентабельности производства в ООО «Элеваторстрой» за 2004-2005гг.

2.3. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан.

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ.

3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.

3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом

3.3. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах.


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Эльдар диплом.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

              В ходе анализа реализованных и планируемых программ поддержки малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев. Искомые результаты Федеральной программы поддержки малого предпринимательства – это количественное увеличение зарегистрированных малых предприятий, которое должно превысить 1млн. Удельный вес занятых на малых и индивидуальных предприятиях, действующих без образования юридического лица достигнет 20% экономически активного населения. Для достижения таких целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе – на уровне 8 % в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14 – 15%.

              Однако достижение таких результатов еще не означает создание системы предпринимательства, способствующего повышению эффективности  управления, росту производительности труда и макроэкономических показателей, снижению социальной напряженности.

        Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть основано на четком выделении субъекта предпринимательства. Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом социально-экономические коммуникации могут быть основаны на использовании других людей, манипулировании людьми как средством для достижения утилитарной цели, либо - на вовлечении других в свой модус утилитарности, создании отношений "полезных" не только для предпринимателя, но и для социума. Мифологическое мышление абсолютизирует крайние точки данных социальных ролей. Это приводит к появлению двух основных мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом" предпринимателе, который нарушает законы, не платит налоги и социально вреден, и миф о "настоящем" предпринимателе, который создает рабочие места и эффективные модели управления. Однако именно общество поддерживает доминирующие модели социально-экономических коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими институтами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.

        Для того чтобы не допустить развитие и закрепление  дисфункциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для:

        - морально-нравственной  легитимации предпринимательства  и частной собственности;

        - согласования формальных  и неформальных экономических институтов и механизмов;

        - легитимации частной  собственности и отделения собственности  от власти;

        - создания механизмов  институционализации и эффективного  функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);

        - создания институтов  корпоративного управления;

        - создания эффективного  института банкротства.

        Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту. 

      3.3 Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах. 

      Успешному функционированию малого бизнеса во многих  промышленно развитых странах  способствует государственная поддержка.

      В США ведущим органом государственной  поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (АМБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того. В этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса  и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местные органы власти.

      АМБ решает три важнейшие задачи: обеспечение финансовой поддержки малых и средних предприятий; содействие в получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.

      Федеральный аппарат АМБ насчитывает 1100 человек. Помимо этого в каждом из 50 штатов функционируют региональные отделения  численностью по 30-40 человек. Чиновники  АМБ в центре и на местах не руководят  предприятиями малого бизнеса. В их задачу входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело.

      По  данным Администрации малого бизнеса  США 9, в 1998 г. в стране было вновь создано 898 тыс. Новых фирм, что на 1,5 % больше, чем в рекордном 1997 (885). Из числа этих фирм 60 % начали свою работу на дому при поддержке Министерства труда США. Следует отметить, что около 21 млн. Американцев (17 % всех занятых) работают благодаря малому бизнесу при неполном рабочем дне.

      В 1998 г. по сравнению с 1997 доходы ( прибыль) малого бизнеса выросли на 6,3 % и  составили 548,5 млн. Долларов. Более чем  у половины работников , занятых  в малом бизнесе, заработная плата  выросла на 7,2 %.С 1994 по 1998 г. в малом бизнесе было создано 11,1 млн. Новых рабочих мест, что способствовало росту уровня занятости населения и снижению безработицы. Малым бизнесом в 1998 г. было заключено 168 тыс. договоров на строительные работы. Только два самых крупных договора позволили создать около 50 тыс. рабочих мест.

      Все больше женщин участвует в руководстве  предприятиями малого бизнеса. Только за один год (1997-1998) количество фирм, руководимых  женщинами, выросло на 29 %; 1,4 млн. предприятий  малого бизнеса, владельцами которых  являются женщины, получили в 1997 г. 2,8 млн. долларов прибыли. Определенное развитие в малом бизнесе получила – франчайзинговая форма. Среди женщин – собственников фирм 16,0 % использовали эту форму; 60 % женского бизнеса было сосредоточено на дому.

      Особо следует сказать об инвестициях в малый бизнес.  % инноваций малом бизнесе США поддерживается спонсорами ассоциации АМБ. В то же время на крупные предприятия падает 26 % средств. Направляемых из федерального бюджета на научные исследования и развитие, в то же время как на предприятия малого бизнеса приходится лишь 11 % этих средств. Конгресс США в 1992 г. разработал программу развития инноваций для малых предприятий вплоть до 2000 г. В 1983 г. отчисления на подобные программы составили 6,5 млрд. долларов, и с того времени ежегодно увеличиваются на 1 млрд. долларов.

      Из 4,5 млн. работников – ученых, инженеров, аналитиков и программистов в 1996 г. в малом бизнесе было занято 37,9 % (против 32,3 % в 1991).

      Надо  сказать, что 80-е годы ХХ в. были отмечены в США резким ростом индивидуального инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей. Это небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно - технических идей. По различным оценкам, в конце 80-х – начале 90-х годов в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30-40 тыс. Компаний с численностью занятых на менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых предприятий примерно 1/8 специализируется на производстве научно – технических нововведений10.

      Многочисленные  мелкие инновационные предприятия  стали в США своеобразным дополнением  к традиционным научно- исследовательские  и конструкторским комплексом промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно- технических работников.

      Опыт  США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим  фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки, включающей:

  1. финансовую поддержку (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
  2. материально-техническую поддержку (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства- зданий, сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
  3. информационную поддержку ( обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
  4. консультативную поддержку (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

      На  создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

      Политика  стимулирования данной сети инновационной  активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального правительства до муниципального. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий возникновения и развития новых форм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и даже предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.

      Главным содержанием государственной инновационной  политики в отношении малого бизнеса  является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяется два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета  чрез федеральные агентства и ведомства( и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности малых фирм.

      Вторым  важнейшим направлением государственной  инновационной политики в отношении  малого бизнеса, осуществляемой на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для  финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространялось  в 70-е годы.

      Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные ИКМБ (инновационные компании малого бизнеса), действующие под эгидой АМБ. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала. Это значит, что инвесторы становятся акционерами мелких инновационных фирм и в зависимости от доля своего участия имеют право на получение прибыли. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50 %.

      Что касается налоговых и амортизационных  льгот, предоставляемых самому малому инновационному бизнесу, то они переменяются менее широко, поскольку для мелких фирм намного  важнее первоначальная и предначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался более крупный бизнес. Однако с начала 80-х годов начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для малых предприятий, прежде всего инновационного бизнеса, с учетом его специфических потребностей.

      Если  говорить об амортизационных льготах, то в отношении малого бизнеса  действует только одна существенная мера: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течении амортизационного периода.

      Представляет  также интерес финансирование малого бизнеса в США, ОНО осуществляется в основном из двух источников: по линии Администрации малого бизнеса (SBA) и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается Администрацией малого бизнеса.

Информация о работе Развитие малого предпринемательства в экономике страны