Развитие малого предпринемательства в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание

При написании работы мы ставим перед собой следующую цель - исследовать малый бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Задачи исследования:

Исследовать сущность малого сектора экономики.

Определить его особенность в России.

Дать анализ тенденций его развития.

Показать проблемы и пути их решений.

При этом использованы следующие методы:

Статистический метод.

Метод аналитического анализа,

Сравнительный метод.

Содержание

Введение

Глава 1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.

1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны.

1.2 Сравнительный анализ развития и значения малого бизнеса в развитых странах.

1.3. Развития малого бизнеса в России.


Глава 2. . Анализ экономической деятельности предприятия

(на примере ООО «Элеваторстрой»)

2.1. Общая характеристика ООО «Элеваторстрой»

2.2. Анализ показателей финансовой состояния и рентабельности производства в ООО «Элеваторстрой» за 2004-2005гг.

2.3. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан.

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ.

3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.

3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом

3.3. Сравнительный анализ государственной поддержки малого бизнеса в промышленно развитых странах.


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Эльдар диплом.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

Рисунок 3. Структура  источников финансирования Программы 

В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки малого предпринимательства на территории РД являются:

  1. производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
  3. малая строительная индустрия;
  4. бытовое обслуживание населения;
  5. транспорт;
  6. дорожное хозяйство и придорожный сервис;
  7. почтовый и информационный сервис;
  8. инновационная сфера /3/.
 

Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является достаточно широким и охватывает практически все отрасли производственной сферы, за исключением торговли и общественного питания. Такая многонаправленность не  учитывает отраслевые особенности развития малого бизнеса, затрудняет выбор наиболее приоритетных проектов при финансировании.

        В структуре распределения программных  средств наибольший удельный  вес приходится на финансово  – кредитную поддержку малого  предпринимательства (91,9% от всего объема финансовых средств), увеличилась доля средств, направляемых на  формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса (Таблица 27). 

                                                                Таблица 27

Структура распределения программных средств  в разрезе направлений поддержки малого предпринимательства 

Направления поддержки Сумма средств, тыс. руб. В % к итогу
1 2 3
Нормативно  – правовое обеспечение  25,0 0,1
Финансово – кредитная поддержка 45 040,0 91,1
Инновационная  и производственная поддержка 730,0 1,5
Формирование  инфраструктуры поддержки и развития 2450,0 5,0
                                                 Продолжение таблицы 27
1 2 3
Научно  – методическое и кадровое обеспечение 315,0 0,6
Формирование  благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности 440,0 0,9
Итого: 49 000,0 100

 

  Реализация  мероприятий Программы позволит /3/:

  1. Увеличить число субъектов малого предпринимательства, охваченных Фондом и объектами инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, до 12 312 человек, что составит 38% от общего числа субъектов малого предпринимательства области;
  2. Увеличить объем производства продукции субъектов малого предпринимательства, профинансированных из средств Фонда, на 33%, что составит 248 185 тыс. рублей, из них 80% - продукция промышленности и сельского хозяйства;
  3. Увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства на 37,5%, что составит 34 188 тыс. рублей;
  4. Создать и сохранить не менее 750 рабочих мест;
  5. Привлечь инвестиции в малый бизнес в размере 34 млн. рублей.

  Сравнивая  современное состояние малого бизнеса с результатами  реализации программных мероприятий, можно отметить, что исполнение Программы должно обеспечить увеличение числа занятых на малых предприятиях на 2% , подъем в производстве товаров и услуг малыми предприятиями на 18,4% от уровня 2000 года. При этом в промышленности и сельском хозяйстве  объем производства  вырос бы на 47%, а размер инвестиций увеличился на 49%. 
 
 
 
 

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного управления в сфере малого предпринимательства в РФ.

3.1. Факторы, сдерживающие  развитие малого  предпринимательства.

        Можно выделить две  группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая –  это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической  политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.

        Главная сложность при анализе нашей  экономической политики связана  с тем, что изначально не была четко  определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу.

        Особенностью стихийного рынка является функционирование главным  образом в сфере обращения, а  не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда  как большинство населения – низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

        Другая особенность  – характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличии от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

        Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Дело не в том, что концепция «шоковой терапии» несостоятельна, наоборот, это стройная научная теория, применение которой оказалось весьма результативным в ряде стран. Ошибка состоит в том, что в России она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.

        Но в России этого  не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной  результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации.

        Особенностью регулируемого  рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

        Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

        Большинство населения  в России составляют третий класс  – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень  потребностей, на которые должно ориентироваться  и работать производство.

        Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 г. в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 г.

        Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения.

        С другой стороны, в  силу постоянного роста цен увеличивается  доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

        Третья причина  кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с  существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским  центром изучения общественного  мнения, 86,2% руководителей предприятий  в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

        Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей  степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.

        По этим причинам производством конкретных товаров  заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут  существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Таким образом, подорвана значимость труда, который признается единственным источником богатством.

        Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного  состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном,  основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.

3.2. Проблемы государственного  управления в сфере  малого предпринимательства и основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом

          К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако  результаты данной стратегии далеки от ожидаемых. Главная проблема заключается в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство. Это отмечают многие экономисты. Тот факт, что в России на государственном уровне не обеспечивается необходимых последовательных мер, способных изменить положение дел в сфере развития предпринимательства и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня вызывает сомнения. Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий. Опросы предпринимателей показывают, что, невзирая на все программы поддержки, удовлетворение работой государственных органов они не испытывают. Представители бизнеса ощущают слой чиновников как чуждый и враждебный элемент, социологи отмечают высокую конфликтность их взаимоотношений. Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования, а сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса  в ответ на финансовые вложения. Однако  логично предположить рост просроченной задолженности по выданным кредитам, что и наблюдается со всей очевидностью.

Информация о работе Развитие малого предпринемательства в экономике страны